«Последние старики Ауха…»

 

Последний месяц зимы в Дагестане выдался весьма урожайным на поворотные политические события. Однако пока большинство мужчин-дагестанцев принимали поздравления в связи с праздником защитника Отечества (23 февраля), на севере республики происходили процессы, в конечном итоге могущие повлиять на авторитет и дееспособность новоиспечённой власти. Чеченцы-аккинцы-дагестанцы организовали ежегодный митинг в память о жертвах сталинских репрессий 1944 года.

А в последующие два дня несколько тысяч чеченцев перекрыли одну из дорог автоузла, связывающего Хасавюртовский и Новолакский районы, в знак протеста против промедления в восстановлении Ауховского района.

23 февраля 2010 года, когда корреспонденты «Черновика» последний раз были в селе Ярыксув-Аух (административный центр исторического Ауховского района), здесь так же было многолюдно.

От шести с половиной до семи тысяч человек, представители почти всех чеченских джамаатов (40 сёл) Дагестана, объединённых под эгидой дагестанской региональной общественной организации «Новое поколение ‘‘Вайнах’’», собрались у Камня скорби, установленного в память о пострадавших и безвременно погибших во время сталинских репрессий. Выселение чеченцев-аккинцев происходило под созвучным и циничным названием «чечевица». Всего репрессировали 3 280 семей, а в их дома были заселены 1 511 семей из горного Лакского района.

Начиная с 1956 года чеченцам разрешили вернуться, но впускать в родные дома их никто не собирался. По словам людей, были случаи, когда многодетные семьи, вернувшись из Киргизии, были вынуждены рыть землянки в поле и пережидать зиму. С тех пор минуло почти семьдесят лет, а чеченцы и ныне там, то есть не в своих отцовских домах.

Митингующие вспомнили, как перед ними рапортовали предыдущие руководители республики. «В прошлом году, во время подобного митинга, нам было обещано скорейшее решение нашего вопроса, в противном случае мы оставляли за собой право на акции неповиновения. Наши дела даже не стоят на месте, они идут назад», – рассказывает зампредседателя «Вайнаха» Султан Касимов

Особое недовольство чеченцев вызывают и, как они выражаются, махинации с землёй. По их данным, 973 гектара земель сельхозназначения незаконно переданы в ведение села Новомехельта. И там же, уверяет протестующий электорат, никаких сельхозработ не проводится, а вместо этого земля распродаётся кому попало под строительство.

«В селе Ярыксу (Новокули) глава администрации якобы без ведома главы Новолакского района Гаджи Айдиева передал 20 гектаров земли в Казбековский район, самовольно изменив административную границу между районами, хотя, по решению того же исторического съезда 1991 года, ни один участок земли не должен отчуждаться от Ауховского района», – напоминает Касимов.

Уйма судов по этому и другим поводам не удовлетворила только чеченскую сторону. Однако против простых лакцев чеченцы ничего не имеют: «Мы только против политики тех чиновников, которые за счёт нас набивают свои карманы, подставляют собственный, братский нам народ и толкают нас к межнациональным конфликтам». Впрочем, не исключают: самое плохое, что может в данной ситуации произойти, – это всплеск межнациональной розни, поскольку чеченцы дошли до той черты, когда не станут разбирать, кто в их отцовских домах живёт.

 

Молодёжь решила

 

После многочисленных выступлений, в основном адресованных новому руководству республики, народ разошёлся на молитву. Вечером стали решать, что делать дальше. Одни предлагали продолжить митинг тут же, другие настаивали на дислокации на кольцевой развилке на окраине Хасавюрта. Когда огромная колонна пришла в движение, один молодой чеченец указал рукой на горстку седых аксакалов и выпалил: «Вот это последние старики, которые помнят репрессию. Что, они так и умрут, не увидев свою Родину?» Иные ораторы говорили, что чеченцы сегодня оказались в роли той собаки, до которой каравану (власти) нет никакого дела.

Одним из пунктов обращения к республиканской власти значится: «Общественный совет чеченцев, отделы по восстановлению Ауховского района, наши депутаты делают всё, что могут, в рамках закона, но мы должны признать, что они бессильны перед противостоящей коррумпированной системой государственной власти». «Мы виноваты в том, что допустили такое обращение к нам – мы были слишком мягкими и законопослушными из-за своей богобоязненности, которую власти и заинтересованные в разбазаривании нашей земли воспринимают как слабость»эти слова стали решающими, и от трёх до пяти тысяч человек прямиком направились к подступам к городу, устроились и оседлали дорогу, ведущую в Новолакский район. Почти все джамааты чеченских сёл республики делегировали на акцию своих представителей, которые держали транспаранты мирного содержания, в частности: «Нет межнациональным конфликтам. Мир, братство, взаимопонимание». Основным требованием людей была встреча с врио президента республики Рамазаном Абдулатиповым. Для этой цели была сформирована инициативная группа, которая направилась в Махачкалу. Но встретиться удалось с тёзкой главы региона, и. о вице-премьера РД Рамазаном Джафаровым. Он, по словам делегатов, обещал донести информацию до Абдулатипова и лично заняться решением проблем аккинцев. 25 февраля протестующие разблокировали дорогу, но не под гарантии чиновников, а прислушавшись к своим алимам. Если в течение двух месяцев правительство не начнёт форсировать решение ауховского вопроса, протестный электорат вновь планирует хлынуть на улицы, но с куда более серьёзными целями. «Скоро Олимпийские игры в Сочи, и мы прекрасно знаем, как этот повод использовать для достижения своих целей», – выпалил один молодой чеченец. 

 

Бумажные дома

 

26 апреля 1991 года Госдума РФ приняла закон «О реабилитации репрессированных народов», согласно которому чеченцы--аккинцы получили законное и справедливое право на свои земли. Руководство Дагестана настаивало на принятии одновременно с этим и закона «О депортированных (насильственно переселённых) народах», чтобы сгладить процесс урегулирования земельных отношений в республике. 12 мая 1991 года собрался III съезд народных депутатов Дагестана, на котором был поставлен вопрос «О практических мерах по выполнению закона “О реабилитации репрессированных народов”» и принято решение о восстановлении Ауховского района Дагестана в границах 1944 года. Впрочем, аварцы, проживающие в двух сёлах Казбековского района (Ленинаул и Калининаул), не согласны с такой постановкой вопроса. Но многое из постулатов тех лет осталось лишь на бумаге. А просчёты региона федеральный центр, по всей видимости, прощать не собирается.

По крайней мере в 2011 году Правительство РФ приняло решение отказать в финансировании Республиканской целевой программы (РЦП) «Социально-экономическое развитие вновь образуемых населённых пунктов на территории, отведённой для переселения лакского населения Новолакского района» в части уже размещённых в том же году государственных подрядов. Возможная причина нами усматривалась в неравномерности бюджетных ассигнований субъектам РФ, а также непропорциональном финансировании кавказских регионов по сравнению с другими. А это в сегодняшних реалиях означает только одно: львиная доля выделенных за все годы бюджетных денег использована не по назначению. Иными словами, РАСХИЩЕНА. Ясное дело, не простыми переселенцами.

Поразительно: во всей этой переселенческой чехарде простое лакское население занимает едва ли не самые крайние позиции. Мы провели небольшой опрос среди жителей села Новолакского. Все респонденты, как один, уверяют, что не против вернуть чеченские дома, если только их своевременно переселят.

В прошлом году решением бывшего президента РД Магомедсалама Магомедова было постановлено вернуть чеченцам 154 дома, по которым не имелось никаких разногласий. Сегодня, знают чеченцы, возвращено только 82 дома, причём 26 из них – участки без строений. Остальные 56 домов – полуразвалившиеся хибары, из которых лишь 9 пригодны для проживания. Между тем в одном только селе Новокули представлен обновлённый список для постройки 226 новых домов в Новострое. С такими темпами переселение может затянуться ещё как минимум на 10 лет.

За двадцать один год (с 1992 года) с начала переселенческой программы на этой «жатве» ‘‘взращены’’ сотни миллионных состояний. А лакское население, которое с каждым годом прирастает на 5%–7%, только-только начинает активно заселяться в новые посёлки. За всё время строительства затрачено около 6,3 млрд рублей (в текущих ценах) федеральных денег. Для завершения программы предстоит потратить ещё примерно 4,5 млрд рублей. В 2011 году пять лотов на сумму 2 млрд 739 млн 568 тыс. рублей выиграли самые известные и прочно «курируемые» высокопоставленными дагестанскими политиками строительные компании.

От того, смогут ли они отойти от кормушки или как скоро их отодвинут, будет зависеть не только благосостояние, но и ближайшая судьба республики. С другой стороны, проблема чеченцев-аккинцев, скорее всего, станет серьёзным экзаменом для новой республиканской власти. И не единственным. Уже почти год продолжается протестная акция жителей трёх махачкалинских пригородов, также испытавших депортацию в 1944 году и также требующих вернуть свои бывшие колхозные земли. Есть только два варианта дальнейших действий власти: либо поэтапно, пусть и постепенно, приступить к рассмотрению острых проблемных вопросов, либо попытаться решить вопрос методом дубинки. Однако следствием второго варианта станет дальнейшее ухудшение общественно-политической ситуации в республике. Последней каплей, могущей вызвать взрыв...

 

P. S. События, разворачивавшиеся в Хасавюртовском и Новолакском районах на этой неделе, стали объектом внимания Рамазана Абдулатипова. Во время пресс-конференции с участием дагестанских СМИ он, в частности, сказал следующее:

– После встречи с чеченскими, новолакскими, аварскими представителями я собирался снять с должностей целый ряд людей, провести расследование, привлечь к ответственности. Но после того как на разных углах люди стали разбивать палаточные городки, перекрывать улицы, я не стал этого делать. Иначе получилось бы так, что на меня надавили. На меня надавить невозможно! Считаю, что все вопросы, касающиеся восстановления Ауховского района, переселения лакцев, ситуации с аварцами, должны обсуждаться четырёхсторонней миротворческой комиссией. Надо расписать график решения этих вопросов. Если бы этим лакцам, чеченцам, аварцам дали средства в размере стоимости жилья, то и средства ушли бы по делу, и не было бы тех, кто жирует и спекулирует на этих деньгах. Те, которые выступают, что земли раздали, раздали сами же или их представители за деньги и так далее. Этих людей поднимают те, кто их загнал в эту ситуацию. Если они хотят с ними работать, то они ещё 50 лет будут решать эту проблему, а если со мной, то со мной надо работать конкретно, без всяких споров (подробный репортаж с пресс-конференции Абдулатипова читайте в материале с первой полосы – «ЧК»).

В свете этих президентских комментариев, на наш взгляд, получается следующая картина. И чеченцы-аккинцы, и новолакцы, и кумыки-караманцы за весь период своих протестных акций ни разу не поднимали тем, способных в той или иной степени обострить межнациональные отношения. Всё это время, пока продолжается, а фактически не решается, их проблема, и первые, и вторые, и третьи обвиняли в своих бедах лишь коррумпированных чиновников – как муниципальных, так и республиканских. Последние нотки главы республики хоть и расстилают перед ними надежду, но не решают главного вопроса – хоть какого-нибудь осязаемого и положительного движения вперёд. Тогда как другой более чем очевиден: каждый пропущенный день в подобных вопросах будет означать реально упущенные возможности. В том числе и в предотвращении чрезвычайно опасных межнациональных конфликтов.

Номер газеты