16 января 2012 года тогдашний президент России Дмитрий Медведев внёс в Госдуму законопроект, согласно которому главы субъектов РФ должны были избираться населением, а не назначаться руководством страны. Закон Госдума приняла, но в последующем медведевская инициатива сильно мутировала: у всенародных выборов появились партийный, муниципальный и президентский фильтры, а принятие решения о необходимости их проведения было взвалено на представительные органы власти субъектов России.
Принятый в развитие федерального закона Закон РД «О выборах Президента РД» установил, что кандидатом в президенты Дагестана можно выдвигаться лишь в следующих случаях:
1. Вас выдвинуло избирательное объединение или политическая партия (пункт о праве кандидатов в главы РД на самовыдвижение был сразу же исключён).
2. Вы прошли 10%-й «муниципальный фильтр», то есть если в поддержку вашей кандидатуры собрано 10% подписей депутатов гор-, райсобраний и/или избранных на выборах глав МО. Закон добавил проблем тем, кто желает стать президентом, а тем, кто при власти, добавил уверенности в завтрашнем дне…
В последующем в Госдуму был внесён законопроект, согласно которому каждый субъект РФ должен был самостоятельно решить (конечно же, с учётом внутренней ситуации и специфики), самостоятельно определял, каким путём у них будет формироваться региональное руководство: путём всенародных выборов или же через местный представительный орган.
Такая мутация закона, очевидно, была связана с тем, что Владимир Путин, вернувшийся к управлению страной в мае 2012 года, имел совсем другие взгляды на то, как должна формироваться власть на местах и какие механизмы демократии допустимы в созданной им более десяти лет назад вертикали власти.
История вопроса
Практически весь прошлый год «Черновик» в своих публикациях размышлял о том, как введение процедуры всенародных выборов главы Дагестана отразится на республике, как посмотрит федеральный центр на введение этой процедуры в республиках СКФО, а также анализировал шансы на победу в предвыборной гонке возможных кандидатов в президенты РД.
За это время в республике сменилась власть. Магомедсалам Магомедов, возглавлявший Дагестан последние три года, волею Путина перебрался в московский Кремль, а Рамазан Абдулатипов, про лидерский потенциал которого уже все успели подзабыть, прибыл в Махачкалу из Первопрестольной в качестве врио главы РД.
Среди версий такой рокировки (а фактически, отставки Магомедова) многочисленные эксперты и аналитики называли слишком смелое заявление экс-президента республики о том, что Дагестан готов к проведению всенародных выборов главы субъекта России, которое якобы не понравилось Путину. Этот тезис, как основание для смены власти в Дагестане, оказался неубедительным, так как Абдулатипов, после того как указ о его назначении в качестве врио был подписан, сделал такое же заявление, как и Магомедов. И даже подчеркнул, что всегда был только за такой механизм формирования власти в республике, а также назвал отсутствие таких выборов косвенной причиной, из-за которой Дагестан фактически скатился к феодализму.
Несмотря на такие заявления, вопрос о том, как будет формироваться власть Дагестана: путём всенародного голосования или же через утверждение кандидата в главы РД Народным собранием, оставался дискуссионным. До 31 марта. В этот день Рамазан Абдулатипов, находясь на встрече с федеральными журналистами и блогерами-туристами в ДГИНХ, сделал заявление, состоящее из двух взаимоисключающих тезисов. Первый тезис: «Я всегда выступал за всенародные выборы. И для меня лично всенародный вариант даже, может быть, более приемлемый. Я люблю говорить открыто, мне есть что сказать. Выборы пройдут 8 сентября, и я обязательно буду баллотироваться. А кому ещё, если не мне? Я исхожу из своих искренних побуждений обновить Дагестан, отмыть Дагестан, очистить Дагестан!..» Затем озвучил второй тезис: «Ситуация в разных регионах разная, и мы будем учитывать специфику региона… Если учитывать общую ситуацию, наш парламент, я думаю, пойдёт на парламентский вариант выборов…»
Отметим, что в настоящее время в республиканских СМИ идёт целая кампания по подготовке общественного мнения к тому, что всенародных выборов не будет. Убеждать народ в том, что дагестанское общество должно доверить такой серьёзный вопрос, как выборы главы РД, Народному собранию, бросились разного рода чиновники, а также представители «Единой России» и беспартийные депутаты республиканского парламента. В противовес им другие политические партии (КПРФ, «Патриоты России») и общественные силы заявляют, что дагестанское общество давно созрело к всенародным выборам главы республики и даже готово провести митинг «в поддержку Рамазана Абдулатипова и его слов о готовности Дагестана к выборам»…
Глас народа
Практически весь февраль 2012 г. газета «Черновик» выясняла с помощью sms-голосования, а также голосования на сайте chernovik.net, за кого из возможных кандидатов в президенты Дагестана готовы отдать свой голос наши читатели. Тогда в эту процедуру, вопреки нашим ожиданиям, оказались вовлечены тысячи дагестанцев. Противоборство основных кандидатов демонстрировало, насколько для них был принципиальным вопрос первенства в рейтинге «Черновика». Никто не хотел уступать друг другу своих позиций…
Начиная с этого номера мы вновь запускаем процедуру sms-голосования за возможных кандидатов в президенты. Для чего это делается? Во-первых, чтобы определить, сохранились ли президентские амбиции у тех, кто активно участвовал в прошлом sms-голосовании. Во-вторых, определить электоральные предпочтения наших читателей (кого из предложенных кандидатов они поддержали бы): изменились ли они, и в чью пользу. В-третьих, мы ввели фильтр. В ходе прошлого sms-голосования были многочисленные жалобы, что сторонники различных вероятных кандидатов в президенты применяют административный ресурс, заставляя голосовать за «своего человека». Для этого достаточно было прислать обычное sms-сообщение с фамилией и инициалами возможного кандидата в президенты на номер сотового телефона нашей редакции. Теперь же sms-сообщение необходимо будет присылать на короткий платный номер. Надеемся, что такая мера не позволит применять административный ресурс различным болельщикам, так как она (мера) может чувствительно ударить по их карманам. Кроме того, сейчас любой желающий сможет проголосовать не только за конкретного кандидата, но и против него. Другими словами, мы сможем увидеть не только рейтинг, но и антирейтинг вероятного кандидата в президенты Дагестана, что позволит обществу и власти знать, кто чего стоит. Голосование продлится до конца апреля.
Народные кандидаты
В прошлый раз читателям предлагалось проголосовать за одну из указанных пятнадцати фамилий. В нашем списке были: экс-глава РД Магомедсалам Магомедов, магнат Магомед (Смоленский) Магомедов, член Совета Федерации Сулейман Керимов, руководитель УФК РФ по РД Сайгидгусейн Магомедов, экс-премьер-министр РД Магомед Абдулаев, экс-президент РД Муху Алиев, мэр Махачкалы Саид Амиров, депутат Госдумы Ризван Курбанов, руководитель ОПФР по РД Сагид Муртазалиев, мэр Дербента Имам Яралиев, мэр Хасавюрта Сайгидпаша Умаханов, экс-постпред Дагестана при Президенте РФ Гаджи Махачев, экс-депутат Госдумы Рамазан Абдулатипов, министр ВД по РД Абдурашид Магомедов, экс-сенатор и экс-руководитель ОАО «Курорты Северного Кавказа» Ахмед Билалов.
В данном sms-голосовании мы сократили количество вероятных кандидатов в главы РД до десяти человек, а также добавили в список кандидатов новые лица.
Естественно, что список вероятных кандидатов возглавляет врио главы РД Рамазан Абдулатипов. Несмотря на то, что его назначение носит как бы временный характер, сегодня он является реальным руководителем республики, имеющим под своим управлением мощный административный ресурс на республиканском уровне, а также полный карт-бланш для своих манёвров в Москве. Абдулатипов практически с первых минут своего назначения в должности задал дагестанской политике очень быстрый темп. Формирование правительства и администрации президента, а также ключевые назначения шли одно за другим, не давая возможности влиятельным в республике и за её пределами кругам порекомендовать, посоветовать новому руководителю своего «хорошего человека» на ту ли иную должность. Каждым своим назначением он ставил дагестанские финансово-политические группы перед свершившимся фактом и не давал им ни времени, ни пространства для манёвра. За короткое время из правительства ушли влиятельнейшие серые кардиналы-«старожилы»: Низами Казиев, Ильяс Мамаев, Исмаил Эфендиев. Из старых составов правительств остались лишь профессионалы-исполнители, которым дан срок продемонстрировать свой профессионализм, нужность новой власти, а также лояльность Абдулатипову. Также в плюс врио главы РД можно записать активную работу по зачистке муниципалитетов: кресла глав МО уже покинули цунтинский глава Гусен Магдиев, ахтынский – Сафидин Мурсалов, бежтинский – Ризван Курбаналиев. В этот же ряд, наверное, стоит включить и смену власти в Кизилюртовском районе: замену Гаджи Махачева на депутата НС РД Магомеда Шабанова. На подходе, по данным «ЧК», перемены в Табасаранском, Дербентском и Бабаюртовском районах. Отметим, что эти события произошли за неполные три месяца нахождения Абдулатипова во власти.
Наиболее сильным конкурентом Абдулатипова и в то же время вероятным кандидатом в главы РД остаётся мэр Махачкалы Саид Амиров. Жёсткий, целеустремлённый, с железной самодисциплиной политик уже 14 лет возглавляет столицу Дагестана, демонстрируя великолепное управление всеми административными рычагами Махачкалы, а также влияние на ряд соседних муниципалитетов. Среди его заслуг – превращение Махачкалы из дотационного города в донора. Амиров никогда не скрывал своих президентских амбиций. В разные исторические периоды назывался то первым, то вторым по влиянию на общественно-политическую жизнь республики политиком. Поэтому его фамилия, наряду с фамилией Абдулатипова, всегда озвучивалась в качестве возможного кандидата в главы Дагестана. Отметим, что, несмотря на всё могущество Саида Амирова, федеральная власть потихоньку готовит его к уходу из большой политики. (В связи с этим даже муссируются слухи о том, что Амиров уже долгое время находится не на своём рабочем месте, а в Израиле. В пресс-службе администрации Махачкалы нам сообщили, что готовы провести экскурсию в кабинет градоначальника для любого журналиста, дабы тот мог убедиться, что Саид Амиров находится не на земле обетованной, а в родной столице.) Амиров – победитель первого sms-голосования, проведённого «Черновиком». В прошлый раз на протяжении почти всего времени sms-голосования махачкалинский мэр и тогдашний глава Дагестана Магомедсалам Магомедов шли, как говорится, ноздря в ноздрю. В последний момент по просьбе президента РД редакция «ЧК» сняла кандидатуру Магомедова с рейтингового голосования. Это было связано с тем, что экс-глава республики считал неэтичным своё участие в гонке. В результате в sms-голосовании победил Саид Амиров.
Опытный политик Магомедсалам Магомедов, несмотря на то что ушёл в кремлёвскую администрацию, не должен сбрасываться со счетов и продолжает рассматриваться как вероятный кандидат в президенты. Если бы он продолжал быть главой РД, то, в силу имевшегося у него административного ресурса и поддержки большей части дагестанских финансово-политических групп, смог бы одержать на всенародных выборах убедительную победу. Сейчас он находится с другими вероятными кандидатами в относительно равных условиях. С большей долей уверенности можно сказать, что если всенародные выборы главы Дагестана будут объявлены, то на них он выдвигаться не будет. Кремль сможет убедить его не делать этого.
Следующий кандидат – казначей Сайгидгусейн Магомедов. Он дважды рассматривался федеральным центром как возможный глава республики. В последний раз его фамилия была одной из пяти представленных в 2009 году на согласование к тогдашнему главе РФ Дмитрию Медведеву. В ходе прошлого sms-голосования он показал стабильный результат с положительной динамикой: количество голосовавших за него читателей от недели к неделе только росло, а не колебалось, как у других участников.
Магнат Магомед (Смоленский) Магомедов (брат владельца группы «Сумма» Зиявудина Магомедова) также в 2009 году отметился в президентской гонке. Несмотря на разного рода проблемы на федеральном уровне, братья Магомедовы продолжают реализовывать инвестиционные проекты в республике. Этому способствуют и позитивные отношения с врио главы РД Абдулатиповым. Магомедов – участник прошлого sms-голосования – включён в этот рейтинг по той причине, что имеет в республике позитивный имидж, определённую общественную поддержку, а со временем (учитывая политическую ситуацию в республике и стране) будет вынужден «идти в народ»: участвовать в политике хотя бы на муниципальном уровне.
Депутат Госдумы Ризван Курбанов, несмотря на различные обстоятельства, продолжает оставаться одним из влиятельных дагестанцев, способным в случае проведения всенародных выборов влиять на их результат, а также набрать относительно большой процент голосов в свою пользу. Этому содействуют крепкие дружественные связи как с федеральными чиновниками (в основном из силового блока), так и с некоторыми дагестанскими политиками-харизматиками (в первую очередь с олимпиоником Сагидом Муртазалиевым). Активность Курбанова в Дагестане в период вице-премьерства показала не только его умение формировать собственные информационные поводы и политику, но и способность браться за относительно крупные успешные социальные проекты.
Несмотря на всякого рода трудности, связанные с сохранением своего статуса-кво, руководитель ОПФР по РД Сагид Муртазалиев продолжает оставаться одним из влиятельных политиков Дагестана. Крепкие связи в определённых муниципалитетах, спортивной среде и среде «силовиков» позволяют рассматривать его в качестве вероятного кандидата в главы Дагестана.
Член Совета Федерации, магнат Сулейман Керимов – один из тех, кто ломает стереотипы в дагестанской политике, в частности, такое табу, что первые две по значимости должности – главы РД и премьера – должны занимать только аварцы и даргинцы. Реализуемые им в Дагестане крупные проекты (по большей части социальные), такие как отправка дагестанцев в хадж, развитие ФК «Анжи», строительство Каспийского завода листового стекла и пр., находят поддержку в обществе и готовность голосовать за Керимова. Кроме того, магнат известен тем, что всегда старался держать руку на пульсе республики и влиять на происходящие политические процессы.
Довольно часто в редакцию обращались с вопросом о том, почему в прошлогоднем рейтинге для голосования в числе вероятных кандидатов в президенты Дагестана не было политиков-кумыков. Отвечаем: на тот (да и на этот) момент на политической площадке не было ни одного политика-кумыка, который бы во всеуслышание хотя бы намекнул о своих амбициях занять должность выше премьер-министра или спикера. Сейчас ситуация поменялась. Проблема, связанная с распределением земель кумыкской равнины, а также стояние жителей селений Тарки, Альбурикент, Кяхулай на землях Новостроя показывают высокую степень политизации в этом этносе. Рано или поздно этот вопрос перейдёт в поиск одного или двух-трёх быстрорастущих лидеров, отражающих интересы народа во взаимоотношениях с властью.
Мы решили включить в рейтинг спикера НС РД Хизри Шихсаидова и главу Кумторкалинского района Руслана Тотурбиева.
Руслан Тотурбиев, несмотря на относительную молодость (1971 г. р.), успел проявить себя не как политик, пришедший к власти благодаря административному ресурсу, а как «человек из народа». Во всяком случае он так позиционируется. Конечно, он не обладает большим политическим опытом, как тот же Шихсаидов, но… благодаря своему умению работать в команде, способен опереться на знающих и авторитетных людей.
Хизри Шихсаидов, вернувшись в Дагестан в качестве спикера НС РД, резко усилился. Вхождение в команду Абдулатипова, а также крепкая опора в Буйнакском районе, который возглавляет его сын, широкие возможности по лоббированию в Госдуме только отчасти показывают его политические ресурсы. Имеющийся же политический опыт (работа в дагестанском правительстве, Счётной палате РД, в Госдуме), а также личные деловые качества (дипломатичность, энергичность и пр.) демонстрируют способность руководить таким субъектом России как Дагестан.
(В следующем номере мы чуть подробней расскажем, почему исключили из нашего рейтинга Гаджи Махачева, Сайгидпашу Умаханова, Ахмеда Билалова, Имама Яралиева, Муху Алиева, Абдурашида Магомедова и Магомеда Абдуллаева.)
P. S. Несмотря на двоякое заявление Абдулатипова, уже к концу этого месяца в Народное собрание будет внесён законопроект, который, скорее всего, отменит Закон РД «О выборах Президента РД», а также детально пропишет процедуру избрания главы Дагестана парламентом республики. Учитывая, что большинство депутатов в НС РД представляют члены ДРО «Единая Россия», а также неспособность оппозиционных фракций быть принципиальными до конца, закон будет принят в первом и окончательном чтении.
Но даже если НС РД примет закон, последнее слово всё равно остаётся за Рамазаном Абдулатиповым. Чтобы закон вступил в силу, его должен подписывать лично он. И если Абдулатипов на самом деле за всенародные выборы, то он вернёт законопроект обратно в НС РД. (Если закон не будет подписан до 31 мая, то он не успеет вступить в силу к сентябрю этого года.) А если он считает, что надёжней для него будет утвердиться через НС РД, то закон будет подписан с мотивировкой, как говорили во времена Брежнева, «идя навстречу пожеланиям трудящихся». В данном случае – дагестанского парламента...
- 67 просмотров