По сложившимся правилам в конце каждого года представительные органы муниципальных образований республики рассматривают и принимают бюджет района на следующий год. Однако, казалось бы, плановое событие в одном из крупных муниципалитетов Дагестана, Хунзахском районе, завершилось скандалом.
Сессия Хунзахского районного собрания (если можно её назвать полноценной сессией) состоялась 29 декабря 2012 года. Поскольку обсуждался бюджет, говорили в прямом смысле о деньгах.
С утра на заседание явились 18 из 29 депутатов. Несмотря на то, что для кворума не хватало ещё одного народного избранника, председатель районного собрания Хваджа Хваджаев открыл сессию. Рядом с ним в президиуме сидел и глава МО «Хунзахский район» Гаджияв Дарбишев.
Первые минуты собрания не предвещали президиуму ничего неприятного, однако как только депутаты получили на руки проекты основного муниципального финансового документа, начались сначала реплики, а затем и неодобрительные замечания депутатов.
Первое, что их возмутило, – это то, что в доходную часть бюджета не были включены отдельные статьи.
С самого начала заседания часть депутатов поинтересовалась протоколом собрания бюджетной комиссии, однако председатель районного собрания Хваджа Хваджаев не пожелал его представить.
Депутат Али Мусаев (с. Тлайлух) спросил, почему проект бюджета, согласно уставу муниципального образования, не был роздан депутатам за 10 дней до сессии. Помимо этого, допущены и другие нарушения регламента.
«Все суммы указывались по кодам, без расшифровки. Большинство депутатов не специалисты в финансовой области. По данным Минфина республики, на дотации району выделено 186 млн рублей, в проекте бюджета указана цифра 166 млн. Не внесены также 45 млн рублей собственных доходов. Депутаты чётко должны знать, кому сколько денег требуется, а они (президиум) этого не сделали и не собирались делать», – сказал народный избранник.
Свою порцию недовольства выразил его коллега Абдулатип Асланов (на фото) (депутат от с. Гоцатль): «Подождите, мы все тут собрались принять бюджет. Если есть какие-то непонятные вопросы, то пусть члены бюджетной комиссии соберутся отдельно и примут решение в спокойной обстановке. А то что-то непонятное происходит…».
И тут нашёлся Гаджияв Дарбишев:
– Ничего никуда не пропало. Насколько я знаю, первоначальные цифры, которые были до собрания президиума районного собрания, – это 169 миллионов рублей. В этом году бюджет составляет 436 миллионов плюс 45 миллионов собственных доходов. Эти цифры появились только 27 декабря…
Разговор с ходу подхватил Мусаев.
– Я 25 декабря вытащил эти цифры. Как они могли появиться 27 числа? – парировал он и для убедительности показал документ Дарбишеву. – Больше 60-ти миллионов непонятно где. Это как понимать?
Следует отметить, что заметно нервничавший Дарбишев всё время пытался выкрутиться из положения, говоря, что до сессии были одни цифры, а после – другие. Но переубедить кого-либо из возмущённых депутатов явно не мог. Тем более что почти каждое его слово в зале подхватывали моментально. Так, депутат Руслан Магомедов (с. Обода) недоумевал: «Вы обсуждаете одни цифры, а нам дали совершенно другие. За что мы должны голосовать?»
Начальник финотдела администрации района Гайдар Гайдарбеков всё это время стоял на трибуне и периодически пытался озвучивать параметры бюджета, но почему-то часто путался…
Предложение Асланова выслушать председателя бюджетной комиссии и расставить все точки Хваджаев почему-то воспринял близко к сердцу и сам пожелал выступить. «Да вот же сам председатель тут сидит, почему вы встаёте?» – возмущению гоцатлинского депутата не было предела. В редакцию «ЧК» после сессии они всё же обратились. Членами бюджетной комиссии оказались Сагидгусейн Гитинов (депутат от с. Арани) и Нурмагомед Гасанов (депутат от с. Ахалчи), которые утверждают, что с 2010 года их ни разу не привлекали к рассмотрению бюджета…
Примеры попыток бюджетного пилинга на муниципальном уровне, к сожалению, в Дагестане достаточно распространены. Напомним, что, когда райдепутаты на сессии начали обоснованно возмущаться и задавать вопросы, на которые ни у присутствовавшего главы, ни у председателя райсобрания не было ответов, кроме невнятного «а вам зачем это нужно», во дворе администрации была спровоцирована драка. Зачинщиками потасовки с водителем райдепутата Русланом Магомедовым, по утверждению многих очевидцев, выступила личная охрана Г. Дарбишева. Поводом для драки явилось банальное «чо смотришь», брошенное дарбишевскими в адрес стоявшего рядом оппонента. Понятно, что для горячих горских парней этого вполне достаточно для выяснения отношений. На шум прямо с сессии вышла часть депутатов, конфликт был быстро улажен, как говорится, «жертв и пострадавших нет». В зале осталось не более 11 депутатов, включая самого председателя. Для кворума необходимо было присутствие как минимум 19 депутатов. Каково же было удивление депутатского корпуса, когда они на следующий день узнали, что бюджет был благополучно принят. Об этом, кстати, в комментарии «Кавказскому узлу» сообщает председатель райсобрания Хунзахского района Хваджа Хваджаев. «После перерыва сделали необходимую разбивку, и бюджет был принят. Присутствовали 18 из 29 депутатов», – рассказал Хваджаев КУ.
К сожалению, понятия «разбивка» в бюджетном законодательстве редакция «ЧК» не обнаружила. Но удивляет другое – с какой готовностью правоохранительные органы двинулись на защиту бюджета в трактовке Гаджиява Дарбишева. После драки в район достаточно оперативно были выдвинуты внутренние войска, включая БТРы и бронированные «Уралы». Въезд и выезд из района были заблокированы. На место происшествия был стянут личный состав райотдела во главе с его начальником Гаирбеком Султановым, от которого, по словам очевидцев, исходил резкий запах алкоголя. В Махачкалу при его содействии были направлены сообщения, что в Хунзахе произошло ни много ни мало… покушение на главу района Г. Дарбишева. Как говорится, с бодуна. По нашим данным, аналогичная дезинформация была доведена и до президента РД.
На самом деле покушение было, со стороны ряда депутатов района. Но не на главу, а на попытку кулуарного принятия им коррупционного бюджета. Сам глава и поныне живее всех живых. Кстати, деятельность, вернее бездеятельность, Султанова была подвергнута резкой критике со стороны главы МВД по РД Абдурашида Магомедова на прошедшей 4 декабря 2012 года в Ботлихе Антитеррористической комиссии. Тогда же глава Дагестана Магомедсалам Магомедов прямо сказал, что ситуация в Хунзахском районе вызывает «обоснованную тревогу». А ведь на территории этого района собираются реализовывать знаковый для республики проект строительства горнолыжного курорта «Матлас», которому и без этого хватает проблем с жителями сёл Шотота и Ахалчи, продолжающими, несмотря на клятвенные обещания Дарбишева, выступать против передачи сельских земель под строительство курорта.
Непонятна оперативность силовиков, они как будто ждали сигнала из района. Между тем мы помним ситуацию в Цунтинском районе, где банда боевиков в середине прошлого года терроризировала местное население: сожгла школу в селе Цебари, убила учителя, имама местной мечети. Цунтинцы неоднократно, в том числе и через редакцию «ЧК», обращались к руководству республики с просьбой направить в район отряд ОМОН для борьбы с террористами. Тогда лишь после звонка президента Дагестана министру МВД по РД 25 омоновцев были направлены в Цунтинский район.
Таким образом, Хунзахский район имеет непонятный бюджет с неясными перспективами его исполнения. Или освоения… У некоторых депутатов района есть своя версия странного поведения главы района, забывшего указать в первоначальном проекте райбюджета 60 млн рублей. По их данным, аффилированный с Г. Дарбишевым АИБ «Имбанк» испытывает в последнее время определённые трудности, характерные для многих кредитных учреждений республики. Так, финансовым регулятором «Имбанку» установлены жёсткие лимиты на так называемую безналичку. Не исключено, что «выпавшие» доходы Хунзахского района планировалось направить на спасение этого банка.
Официальная власть района по сей день утверждает, что бюджет принят и за него проголосовали 18 депутатов.
Однако, по мнению покинувших сессию депутатов, это откровенная ложь. Они считают принятие бюджета в таком составе нелегитимным. Соответствующее заявление подано в прокуратуру.
Гаджияв Дарбишев не согласен с позицией оппозиционных депутатов. Происходившее на заседании сессии он прокомментировал так: «Ещё за несколько дней до сессии мы собрались и обсудили бюджет. Ни у кого претензий к нему не было. 26 декабря было заседание нашей сессии. В тот же день проходила и сессия Народного собрания республики. На этом заседании на определённые статьи нашего бюджета добавили деньги. Соответственно он увеличился более чем на 50 миллионов. Первоначально у нас было 469 млн, потом – 520 млн рублей. Но мы об этом узнали только 28 декабря утром. На заседании сессии они придирались именно к этой разнице. Но мы объяснили, что просто не успели им раздать, потому что распечатали бумаги только 29 декабря утром. А насчёт конфликта во время перерыва, то они сами спровоцировали и начали стрелять в воздух».
Вопросы без ответов
Между тем в селе Обода (в трёх км от Хунзаха) на следующий после скандального заседания день случилось ещё одно происшествие, не имеющее причинно-следственной связи с бюджетно-депутатскими делами. К дому местного жителя Мухтара Хваджаева неожиданно подъехали три бронированных «Урала» и один бронетранспортёр. Из них высыпали вооружённые люди в камуфляжной форме и, как свидетельствует Мухтар, окружили его домовладение.
«Такого я в своей жизни не видел», – говорит хозяин дома. По его словам, один из «гостей» показал ордер на проведение обыска и толпа ворвалась внутрь. На вопрос, что они ищут, военные ответили: оружие и наркотики. «В грязной обуви они начали ходить по нашим комнатам. Всё перевернули верх дном. Ничего абсолютно не нашли и, бросив мне протокол проведённого обыска, вышли из дома». Как признался позже один из военных, им дали приказ выше, но от кого конкретно, не сказал. Более того, Хваджаев поинтересовался причиной обыска у начальника Хунзахского РОВД Гаирбека Султанова, но тот сказал, что сам лично не имеет к этому никакого отношения.
- 27 просмотров