Экономика ЮФО: информация к размышлению для Северного Кавказа

 Опыт развития экономики, накопленный ведущими регионами юга России, должен быть использован на Северном Кавказе. Такой вывод логично следует из дискуссии, состоявшейся на Межрегиональном форуме крупнейших компаний ЮФО, который журнал «Эксперт ЮГ» провёл в конце ноября в Краснодаре
 
Форум крупнейших компаний ЮФО проходил в шестой раз — можно сказать, что это уже мероприятие с историей. Первые три форума состоялись в Ростове-на-Дону, где находится редакция журнала «Эксперт ЮГ», а затем форум переехал в Краснодар — по ряду причин. Прежде всего, именно Краснодарский край вносит наибольший вклад в рейтинг крупнейших компаний ЮФО — главное ежегодное исследование аналитического центра «Эксперт ЮГ», на материале которого формируется программа форума. Ещё одной причиной переезда форума в Краснодар стало желание администрации города принимать мероприятие на своей площадке и выступать его партнёром. А в этом году к мэру Краснодара Владимиру Евланову, традиционно подводящему на форуме итоги развития города за отчётный год, присоединился и кубанский губернатор Александр Ткачёв.
 
Страх стагнации, или Отложенная повестка для СКФО  
 
В этом году повестка форума звучала весьма угрожающе: «Экономика ЮФО: оправдан ли страх стагнации?» Дело в том, что последнее исследование крупнейших инвестиционных проектов ЮФО, проведённое аналитическим центром «Эксперт ЮГ»,  показало, что в 2011—2012 годах объём инвестиций в округе показал символический прирост в один процент. Для сравнения: годом ранее этот показатель был зафиксирован на уровне 25%. Этот очевидный инвестиционный спад на юге России совпал с экспертным обсуждением весьма скромной динамики экономического развития страны в целом. Правда, крупнейшие компании ЮФО по итогам 2011 года продемонстрировали совокупный рост, существенно превышающий соответствующий показатель по крупнейшим компаниям России: 32% против 24% (по данным аналитического центра «Эксперт ЮГ» и рейтингового агентства «Эксперт РА»). Это позволяет предположить, что крупнейшие предприятия макрорегиона сейчас накапливают капитал для новой инвестиционной волны. Однако такого массового вливания госкапитала, как Олимпиада в Сочи, в ЮФО в ближайшие годы не предвидится, что ставит перед регионом вопрос о новых источниках развития, чем  государственные и окологосударственные инвестиции.
 
Такая постановка темы задаёт определённую, но пока отсроченную перспективу для Северного Кавказа — в экономике региона, как известно, доминируют предприятия с различными формами госучастия, что уже третий год подряд демонстрирует рейтинг крупнейших компаний СКФО аналитического центра «Эксперт ЮГ». Формирование устойчивой группы крупных частных компаний — уже пройденный этап для ЮФО — для СКФО оказывается насущной задачей на перспективу. Об уровне разрыва между экономиками двух округов свидетельствует сравнение двух упомянутых рейтингов. Нижняя отсечка Топ-250 крупнейших компаний ЮФО по итогам 2011 года проходит на уровне 2 млрд рублей годовой выручки — это соответствует 45-му месту в Топ-100 крупнейших компаний СКФО. Если брать Дагестан, то выше этой отметки в рейтинге расположились только пять компаний республики: «Газпром трансгаз Махачкала», «Чиркейгэсстрой», «Авиалинии Дагестана», «Мостоотряд-99» и ГУП «Кизлярский коньячный завод» (характерно, что всё это, за исключением «Мостоотряда-99», компании в фактической собственности государства). Для сравнения: в последнем рейтинге крупнейших компаний «большого» ЮФО (до выделения из него СКФО), составленном в аналитическим центром «Эксперт ЮГ» в 2009 году, Дагестан представляло всего три организации: уже упомянутые «Газпром трансгаз Махачкала» и «Чиркейгэсстрой», а также строительная компания «ЗБСМ МК-162». Последняя зарегистрирована в Гунибском районе Дагестана, но основную деятельность ведёт в Восточной Сибири. Иными словами, вклад республики в общую «копилку» крупнейших предприятий юга России очень невелик — и это в который раз возвращает нас к вопросу о слабой интеграции Дагестана (да и других республик Северного Кавказа) в экономическое пространство страны. Точнее, о слабой обратной связи Кавказа со страной: федеральные средства сюда поступают регулярно, а взамен страна знает о Кавказе в основном то, что здесь регулярно происходят взрывы и похищают людей. Самый верный способ переломить ситуацию — сформировать «критическую массу» потребительской продукции для общероссийского рынка, но это задача частного бизнеса, а не госкомпаний.    
 
Секреты мастерства
 
Но вернёмся к теме недавнего форума. Если судить по прозвучавшим на форуме заявлениям официальных лиц, то страх стагнации, вынесенный в повестку мероприятия, — это излишняя предосторожность. Отвечая на вопрос генерального директора «Эксперт РА» Дмитрия Гришанкова «Есть ли жизнь после Олимпиады?», Александр Ткачёв заявил, что этом году объём инвестиций в экономику Краснодарского края уже превысил 700 млрд рублей (для сравнения: в прошлом году Кубань собрала 600 млрд рублей). А Владимир Евланов анонсировал амбициозные планы города Краснодара — в ближайшие 10 лет построить 33 млн кв. м жилья, рассчитанного более чем на 500 тысяч человек, в результате чего численность населения города достигнет 2 млн человек. Кроме того, совместно с банком ВТБ администрация Краснодара планирует освоить 7 млрд рублей в ходе строительства социальной инфраструктуры. «Темпы строительства падать не будут», — заверил присутствующих на форуме Владимир Евланов. Вслед за ним губернатор Ткачёв сообщил о планируемом строительстве новой магистрали вдоль Чёрного моря стоимостью не менее 300 млрд рублей, а общая сумма вложений в инженерную инфраструктуру в крае в ближайшие годы составит порядка 400 млрд рублей.
 
Ключевое слово, которое любят употреблять и Ткачёв, и Евланов, говоря об экономической политике края и его столицы, — это слово «диверсификация». В самом деле, Краснодарский край — это уже далеко не только «житница» и «здравница», за последние годы здесь наблюдался серьёзный подъём инвестиций в промышленное производство, торговую и транспортно-логистическую инфраструктуру, энергетику, причём не только благодаря Олимпиаде. В результате краю удалось довольно безболезненно пройти пик недавнего кризиса. «Когда краевой бюджет сжался на 250—300 процентов, нужно было резать по живому. Тогда стало не смешно, — вспомнил события трёхлетней давности Александр Ткачёв. — Нас спасла диверсификация, а кризис стал мощным стимулом для поиска новых возможностей развития».
 
Иными словами, Ткачёв видит источник развития региона — и, соответственно, пополнения регионального бюджета — в активности частного бизнеса в различных отраслях экономики, а не в наращивании финансирования из федеральных фондов. Именно здесь пролегает водораздел между логикой действий властей наиболее передовых регионов Юга и большинства республик Северного Кавказа. Общий тренд для южных регионов-лидеров — рост собственных доходов консолидированных бюджетов, значительно превышающий увеличение этого показателя в целом по стране (18,5% с 2007 по 2010 год). Согласно данным отчётов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ, за тот же период Краснодарский край увеличил собственные доходы бюджета на 38,2%, Ставропольский край — на 62,5%, Ростовская область — на 36,8%, Астраханская область — на 37,4%, Волгоградская область — на 35,6%. А что имеем в республиках СКФО?
За редким исключением, привычный уровень дотационности бюджета, который в кризисный 2009 год даже временно подскочил. Так, в Дагестане федеральные трансферты в 2008 году составили 72,7%, в 2009 году они увеличились до 77,4%, далее немного снизились (73,7 и 72,6% в 2010 и 2011 годах), однако до заявленных три года назад руководством республики планов снизить дотационность до 35% к 2020 году всё равно слишком далеко. Без появления крупных частных компаний и Дагестан, и другие северокавказские республики будут по-прежнему рассчитывать только на помощь «большого брата» — со всеми вытекающими последствиями, прекрасно известными жителям этих регионов. Как выращивать на Северном Кавказе собственный крупный бизнес? — именно этот вопрос «Эксперт ЮГ» вынесет в повестку своей конференции в Дагестане, запланированной на следующий год.   
 
В поисках «новой индустриализации»
 
Одной из основных тем, обсуждавшихся на форуме, стало усиление межрегиональной конкуренции. По мнению заместителя министра регионального развития РФ Сергея Назарова, противовесом этому должно стать межрегиональное сотрудничество: «Суть не в том, что делают регионы, а как делают. Межрегиональная конкуренция более эффективна, если она предполагает обмен лучшими практиками». Эту точку зрения поддержал и партнёр консалтинговой группы AV Алексей Крыловский. По его словам, субъектам СКФО сегодня есть чему поучиться у того же Краснодарского края, который вполне может быть образцом подражания для республик, в особенности в области привлечения инвестиций, в первую очередь — в промышленность.  
 
Новым приоритетом кубанской инвестиционной политики станет формирование двух крупных индустриальных парков — в Армавире (инвестиции в первую очередь — порядка 3,6 млрд рублей) и Краснодаре (так называемая Восточная промышленная зона площадью 327 га). В Армавире планируется сформировать металлургический кластер, ядром которого станет строящийся электрометаллургический завод, продукция которого станет основой для производства бесшовных труб, колес для железнодорожного транспорта, колесных осей и т. д.
 
Формирование в Краснодарском крае индустриального парка с ядром в виде металлургического завода следует рассматривать как движение в рамках перспективного тренда, считает Денис Журавский, исполнительный директор Ассоциации индустриальных парков России и директор по государственно-частному партнёрству компании «Сингента» (к 2015 году планирует построить на Кубани предприятие по производству семян). «При всей своей привлекательности индустриальные парки — это далеко не единственный способ реализации промышленного потенциала, и Краснодарский край, где всё индустриальное развитие шло вне парков, тому пример. Инвестиционно привлекательный регион с одним-двумя индустриальными парками лучше, чем 20—30 парков в одном регионе», — поясняет эксперт. Иными словами, десяток индустриальных парков в регионе — это ещё не чаемая руководством страны «новая индустриализация». Говорить о качественно новом этапе развития промышленности можно лишь при наличии в регионе промышленной политики, направленной на формирование крупных отраслевых кластеров и создание производств высоких переделов.
 
Сегодня в России, констатирует Денис Журавский, существует существенный дефицит тематических промпарков для малого и среднего бизнеса, в том числе иностранного — эта ниша не занята, потому что существующие индустриальные парки создавались либо под крупные компании, либо с целью просто привлечения инвестиций. Создание тематических промпарков — это более сложный путь, но именно такие парки становятся более конкурентоспособным в долгосрочной перспективе. Именно этого ждут мировые инвесторы от России, и появление на Юге тематических индустриальных парков сразу стало бы конкурентным преимуществом региона.
 
Это мнение стоит взять на заметку руководству Дагестана, где сегодня идёт формирование большой промышленной зоны в районе поселка Тюбе Кумторкалинского района. Первым её резидентом стал строящийся Каспийский завод листового стекла, далее на этой площадке планируется «посадить» турецкую текстильную фабрику «Нергиз» и ещё несколько производств. Если первый в республике индустриальный парк быстро заполнится, производствами, это, разумеется, будет большим достижением, но замечание о спросе на «тематические» индустриальные парки стоит иметь в виду. Привлечение инвесторов не должно быть самоцелью — подобная тактика имеет свои издержки. По словам Дениса Журавского, в одном из наиболее известных индустриальных парков России уже есть разочарование инвесторов, потому что пищевые производства там стали соседствовать с фармацевтикой и металлургией.
 
Необходимость стратегии привлечения инвесторов стала лейтмотивом выступления на форуме генерального почётного консула Италии в Краснодаре Пьерпаоло Лодиджиани. Как и кубанские чиновники, он убеждён, что слухи о стагнации сильно преувеличены: «На юге России всё только начинается, перспективы здесь огромные. Спада я не вижу — вижу только возможности роста. Например, в прошлом году на юге России заложили больше интенсивных садов, чем во всей Европе». Однако успеха в работе с иностранными инвесторами достигнет только тот регион, который обладает стратегией их привлечения, а не одним лишь желанием. Именно в этом, по мнению г-на Лодиджиани, причина успеха Краснодарского края — его знают в Европе не благодаря Олимпиаде, а благодаря той системной работе, которая здесь была проделана. Вместе с тем, предупреждает итальянский консул, такие проекты, как Олимпиада, «Южный поток» или «Голубой поток» для Юга уникальны, на них нельзя рассчитывать каждый год. Добавим: равно как и многомиллиардные проекты туристического кластера Северного Кавказа, городов-спутников Махачкалы и т. д. — их ни в коем случае нельзя рассматривать как панацею. Вдохнуть жизнь в эти мегапроекты смогут только собственные частные компании, способные обеспечить самоподдерживающий рост региональной экономики. 
 

Номер газеты