Отплыли на фрегате, приплыли на бревне

 

В прошедшие выходные в Нальчике (Кабардино-Балкария) состоялся четвёртый «Единый Кавказский форум» правозащитных организаций. Участники (около 15 человек) обсуждали взаимоотношения некоммерческих организаций с властью. Однако разговор прошёл без участия второй стороны…

Прежде чем описать данное мероприятие, необходимо провести краткий исторический экскурс.

«Единый Кавказский форум» правозащитников был создан чуть менее года назад усилиями руководителей более десяти неправительственных организаций из всех республик Северного Кавказа. Первый форум прошёл в Назрани (Ингушетия) в феврале этого года, второй – в Махачкале в мае, а третий – во Владикавказе (Северная Осетия-Алания) в августе.

 

«Агенты влияния?»

 

Слово «правозащитник» для разных регионов России имеет разный смысл. Скажем, где-нибудь в Ярославской или Ивановской областях грубо попрать право человека можно, если ему продать в магазине слегка просроченный продукт или вовремя не обозначить на дороге пешеходную зебру.

На Кавказе всё сложнее. Производная от продолжающегося на протяжении десятка лет вялотекущего религиозно-политического противостояния – внесудебные казни и похищения людей вышли на первый план. Именно с такой подоплёкой проходили и все предыдущие форумы.

Но важно тут другое. В первом назрановском мероприятии принимал участие президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. Уже один этот факт снял все вопросы, связанные с организацией форума. Впрочем, глава республики не только выслушал претензии правозащитников к действиям правоохранительных органов, но и лично признал, что силовые структуры отчасти замешаны в похищениях людей. Такое откровение президента не оставляло сомнений в том, что каждый последующий форум будет интереснее и, самое главное, продуктивнее предыдущего.

Махачкала встречала гостей хоть и без президента, но радушными улыбками полдюжины чиновников республиканского масштаба.

Владикавказ слегка подкачал. В первую очередь – с условиями размещения участников, а также недостаточным вниманием со стороны представителей официальной власти.

Поэтому все ждали нальчикского круглого стола. Тем более что на повестке дня стояло два ключевых вопроса: «Конфликты на Кавказе: по какую сторону НКО и власть?» и «Российский законодатель об общественных организациях: НКО или ‘‘агенты влияния?’’».

Ни один представитель кабардино-балкарского правительства на форуме не присутствовал. Более того, как утверждают организаторы, местные власти препятствовали проведению форума и под разными предлогами пытались его сорвать. В четырёх городских гостиницах отказались разместить гостей. Как только они договаривались, им тут же звонили и отменяли заказ.

Проблема, по нашим данным, оказалась в следующем. Президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков был в курсе предстоящего форума и поручил решить вопрос об оказании помощи общественникам и. о. министра по средствам массовой информации, общественным и религиозным организациям КБР Мухадину Кумахову. В итоге участники форума приютились в крохотном конференц-зале отеля «Россия» в центре города. Но не успели они приступить к обсуждению вопросов, как многие прохожие стали свидетелями необычного явления. Ко входу гостиницы подбежала группа молодых ребят с завязанными то ли платками, то ли шарфами лицами и развернула плакаты: «Правозащитники, за сколько вы продали Кабардино-Балкарию?», «Правозащитники – агенты влияния!». И так же быстро свернулась и ушла. Уже после открытия встречи стало ясно, что форум собрался не в полном составе. Выяснилось, что не все правозащитники, которые с удовольствием принимали участие в предыдущих мероприятиях, захотели приехать в Нальчик. «Они предпочитают зарабатывать деньги своими докладами в европейских странах, а не участвовать в защите прав человека, будучи тут, на Северном Кавказе», – предположил один из организаторов встречи.

Тем не менее диалог начался.

 

Репрессивная защита

 

Оживить участников форума попытался исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарёв, который выступил с наиболее объёмной речью. Он уверен, что роль правозащитников в Северо-Кавказском регионе заметно возросла. Причины, по мнению Пономарёва, в том, что российская власть слишком зажирела, теряет контакт с населением, уходит от демократических принципов и, защищая себя, прибегает к репрессивным мерам в отношении граждан. С другой стороны, уверен правозащитник, роль его коллег не была бы столь заметной, если в стране была бы сменяемой на выборах власть.

Лев Пономарёв считает себя агентом граждан

Затем Пономарёв высказал неприятное предположение: «На Кавказе сегодня самая трагическая ситуация. Вот этот гражданский конфликт будет продолжаться ещё десятилетия. Я в этом уверен. Весь мировой исторический опыт говорит об этом. Возьмите Ирландию, возьмите Испанию. На посредничество в конфликте власти страны не хотят идти. Более того, используют федеральные силы для раздувания огня. Сегодня мирное население Кавказа страдает намного больше, чем боевики, которые с оружием в руках находятся в лесу». Далее московский гость предложил кавказским правозащитникам открыть офис в Москве и продолжать работу, в том числе и на федеральном уровне.

Касаясь второго вопроса, Пономарёв больше улыбался чем, говорил. «Никаких правозащитных организаций, зарегистрированных как иностранные агенты, у нас нет. А если за нами придут, как говорится, и захотят какие-то документы подписывать, то мы сразу пойдём в суд. Никогда такое клеймо, как иностранный агент, мы на себя не возьмём. Мы агенты граждан», – предпочёл он закрыть эту тему.

 

Кто выйдет из леса?

 

Никто не сомневался, что на форуме поднимется вопрос о криминогенной и общественно-политической обстановке в регионе. Впрочем, единственный доклад по этому поводу прозвучал из уст руководителя общественной организации «Матери Кабардино-Балкарии» Марьям Ахметовой. Наиболее запоминающейся стала речь местного жителя Рустама Бекулова, чей брат Ислам недолгое время пробыл в лесу в рядах группы боевиков, а позднее был осуждён на 3 года и 9 месяцев строгого режима.

Отметим, что и в Кабардино-Балкарии, следуя дагестанскому опыту, сформирована Комиссия по адаптации бывших боевиков к мирной жизни. Именно на милость членов этой Комиссии рассчитывал молодой человек, добровольно выйдя из леса. Следователи доказали, что Ислам даже не держал в руках оружия. Он сотрудничал со следствием и рассчитывал на амнистию, но в итоге суд приговорил его к реальному сроку. «После такого отношения какой боевик выйдет из леса?» – недоумевал брат осуждённого. Кстати, отбывать свой срок Ислам Бекулов будет в одной из зон Красноярского края. (О том, в каких условиях приходится сидеть осуждённым кавказцам, в частности, в исправительных колониях Красноярского края, читайте на стр. 2. – «ЧК»).

Выслушав Рустама, правозащитники решили внести предложение в Государственную Думу РФ, чтобы осуждённые из северокавказских республик отбывали сроки наказания в своих регионах.

Немало на форуме говорили и о непрекращающихся похищениях на Кавказе. Как стало известно во второй день заседания, участники форума готовят обращения в адрес Президента РФ Владимира Путина, руководителей республик СКФО Арсена Канокова, Таймураза Мамсурова, Юнус-Бека Евкурова, а также глав правоохранительных органов страны с просьбой розыска без вести пропавших (похищенных).

Следующая встреча правозащитников с представителями власти (во второй раз) состоится в Дагестане. Пятый «Единый Кавказский форум» пройдёт в Махачкале в марте следующего года. Предположительно будут рассматриваться вопросы экологии.

Стоит подчеркнуть и другое. Возможно, самое главное. Последний форум выявил кардинальные разногласия внутри самих участников мероприятия. Одни из соорганизаторов «Единого Кавказского форума», руководители общественных организаций «Матери Дагестана за права человека» Светлана Исаева и «Борец за справедливость» Муртазали Тагиров, вышли из состава форума. Об этом нам сообщила Исаева. Причины выхода, по её мнению, следующие. «Я поняла и убедилась в нечистоплотности некоторых своих коллег. Причин, по которым я решила выйти из состава форума, много. Одна из них – на предыдущих встречах не обсуждалась реальная ситуация с правами человека в Чечне. Все утверждают, что там всё в порядке и идеально, хотя мы знаем, что это не так. Во-вторых, в нальчикском форуме не пожелали участвовать многие правозащитники. Хотя настоящие правозащитники среди нынешних участников едва ли найдутся. Там теперь сидят в большинстве те, кто примазан к официальной власти», – сказала правозащитница.  

Номер газеты