Буйнакск: Депутатов на нары, Шихсаидов на Канары

Как мы уже сообщали неделю назад, в Буйнакске наметились позитивные сдвиги. После встречи Главы республики Рамазана Абдулатипова с делегацией из числа руководства "Партии ветеранов России" было объявлено о построении конструктивного диалога между "ветеранами" и руководством республики. Подтверждением этих слов должна была стать отставка Гусейна Гамзатова и назначение на роль исполняющего обязанности главы Буйнакска компромиссной фигуры.

Уже в понедельник, 2 ноября, этот прогноз начал сбываться - в штат администрации на должность первого заместителя главы города был принят Ильяс Мамаев, ранее работавший министром здравоохранения республики. В тот же день Мамаев был назначен исполняющим обязанности главы Буйнакска, вместо ушедшего на больничный Гусейна Гамзатова.

ИЛЬЯС МАМАЕВ СЧИТАЕТ, ЧТО В ПРЕДСТАВЛЕНИИ НЕ НУЖДАЕТСЯ

Последовавшее после встречи "ветеранов" с Рамазаном Абдулатиповым позитивное решение было уже традиционно омрачено его некачественным исполнением. Прождав несколько дней официально представления нового и.о. главы города, 5 октября возмущенные депутаты выступили с гневным заявлением в газете "Черновик", в котором председатель городского собрания Буйнакска Заур Шахвердиев резко высказался по поводу закулисного назначения Ильяса Мамаева и его действиями в новом статусе.

«Депутатский корпус оскорблен отношением к ним Ильяса Мамаева. Мало того, что когда Мамаева представляли общественности города, на встречу с ним не пригласили ни меня, как председателя горсобрания, ни моих коллег и даже не уведомили об этом, так и сам Мамаев, уже четвёртые сутки являясь и. о. главы Буйнакска не соизволил встретиться с нами, народными избранниками», - заявил Заур Шахвердиев.

Поведение Мамаева, направленного для успокоения общественности в Буйнакск, который уже два месяца напоминающий потревоженный улей нельзя объяснить иначе, как его полной некомпетентностью в сфере муниципального управления, да и просто решения конфликтных ситуаций. Проявив грубое неуважение, Мамаев в первые же дни с момента своего назначения сумел настроить против себя тех самых депутатов, которые ранее сумели добиться отстранения Гусейна Гамзатова.

6 ноября, на следующий день после публикации заявления Шахвердиева в "Черновике" Ильяс Мамаев попытался исправить неловкое положение, направив на имя Заура Шахвердиева официальное письмо с приглашением принять участие в одном из мероприятий, проводимых городской администрацией. Естественно, что появление такого письма было воспринято депутатами с таким же негодованием.

- Если он, находясь в статусе неутверждённого городским собранием зама, так себя ведёт, то что от него ожидать после утверждения его в статусе главы города? Мы с таким чиновником работать не хотим!, - заявили депутаты, возмущенные необходимостью о себе напоминать.

БУЙНАКСКИЕ ДЕПУТАТЫ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СЕБЕ РАБОТУ С МАМАЕВЫМ

Кстати, в данной ситуации напоминать о себе скорее должен сам Мамаев, ведь согласно статье 34 Устава Буйнакска заместитель главы администрации городского округа назначается на должность главой администрации городского округа по согласованию с Собранием депутатов городского округа. При назначении Мамаева эта процедура не была соблюдена, что ставит вопрос о законности исполнения им обязанностей главы Буйнакска и легитимности принимаемых им решений.

С учетом того, что требования законодательства при назначении Мамаева не соблюдены, его деятельность в должности и.о. главы Буйнакска может вызвать интерес органов прокуратуры, которые могут усмотреть в них факт мошенничества в виде исполнения должностных обязанностей муниципального чиновника неуполномоченным на это лицом. С учетом повышенного внимания, которое в последние месяцы стали уделять вопросам соблюдения трудовой дисциплины в республиканской прокуратуре, задуматься Мамаеву есть о чем.

Рассуждая о причинах столь легкомысленного поведения в Буйнакске казалось бы опытного чиновника Ильяса Мамаева сегодня нельзя дать определенного ответа. Возможно, что с ним сыграл злую шутку как раз его многолетний опыт работы министром, в роли которого Мамаев мог привыкнуть принимать все решения единолично, не ориентируясь на мнение подчиненных. В таком случае Мамаев мог просто не обратить внимание на депутатов горсобрания, по министерской привычке посчитав их не более значимыми, чем членов очередного "общественного совета" при министерстве.

В случае, если эта версия верна, то это может служить дополнительным подтверждением того, что Мамаев - это лишь временная фигура, которая, как и Азади Рагимов в Дербенте, призван для последующей передачи власти реальному назначенцу из Махачкалы. Нужно отметить, что период правления в Дербенте Рагимова был также отмечен скандалами и повсеместными просчетами. В таком случае нам остается лишь размышлять о том, кого же в итоге Рамазан Абдулатипов изберет на роль "Малика Баглиева" в Буйнакске.

УСТАВШИЙ БУЙНАКСК ЖДЕТ СВОЕГО БАГЛИЕВА

Косвенно подтверждает версию о недолговечности Мамаева в роли руководителя Буйнакска и то, что ответственным за разрешение буйнакского кризиса Рамазан Абдулатипов недавно назначил Хизри Шихсаидова, который в период работы председателем Правительства республики неоднократно критиковал Ильяса Мамаева. Вернувшись в республику в команде Рамазана Абдулатипова, Хизри Шихсаидов добился смещения одним из первых Ильяса Мамаева с должности министра здравоохранения.

Говоря о факторе влияния Шихсаидова на кадровые решения в Буйнакске, необходимо понимать, что у председателя парламента в этом городе есть свои личные и очень значительные интересы. Наряду с ранее имевшим место намерением объединить Буйнакск с Буйнакским районом для того, чтобы вновь созданный муниципалитет возглавил его сын Уллубий, Хизри Шихсаидов является собственником 10 гектаров земли в центре города, которые были приватизированы им после расформирования одной из воинских частей.

Сохраняя свои политические амбиции, намерения по дальнейшему усилению своего клана и защищая свои финансовые интересы Хизри Шихсаидов будет добиваться избрания главой Буйнакска на сто процентов доверенного ему человека, по возможности из числа своих родственников. Исходя из понимания этого воспринимать Ильяса Мамаева в роли руководителя Буйнакска невозможно иначе как временщика.

На фоне довольно радужной версии о легкомысленности временщика Мамаева, заранее знающего о непродолжительности своего правления городом, весьма мрачно выглядит версия о том, что поведение Мамаева является лишь частью нового коварного плана чиновников из Махачкалы, которые решили непременно взять реванш над непокорными буйнакскими депутатами. В пользу этой версии, как ни странно, также говорит факт назначения и.о. главы города Ильяса Мамаева, являющегося уроженцем села Нижний Каранай Буйнакского района.

Являясь уже второй по счету креатурой чиновников из Махачкалы на пост главы Буйнакска, являющейся уроженцем Нижнего Караная, Мамаев своим назначением обнажает печальную действительность, царящую в кабинетах Администрации главы и Правительства РД. За столетия, прошедшие со времен покорения Россией Кавказа, в кабинетах и головах дагестанских чиновников ничего не изменилось, равно как осталась неизменной и методология их работы.

Пресловутая вертикаль власти в "Белом доме" Махачкалы выстраивается сквозь строй рядовых специалистов, консультантов, начальников отделов и управлений, из которых никто реально не заинтересован в достижении конкретного результата, ориентируясь только на необходимость как-нибудь исполнить поручение руководства. И вот когда такой начальник управления/отдела, консультант либо специалист получает сверху поручение выяснить реальное положение дел в Буйнакске, то все что он делает - это звонит своему муниципальному коллеге аналогичного уровня, от силы сопровождая этот звонок письменным запросом.

МЕТОДЫ РАБОТЫ В ЭТИХ СТЕНАХ НЕ МЕНЯЛИСЬ СО ВРЕМЕН ЕРМОЛОВА

А теперь перенесемся в администрацию Буйнакска и представим себе типовой ответ местного специалиста, начальника отдела либо заместителя главы города на вопрос из Махачкалы о причинах поражения на выборах, протестных выступлений населения, обращений к руководству страны. Уверенно могу сказать, что этого ответа у муниципальных чиновников попросту нет!

Чтобы хоть что-то сказать или написать в ответ на подобный запрос, муниципальный чиновник предварительно трижды согласует свои слова с главой муниципалитета, который, в свою очередь, никогда в жизни не признает, что выборы проиграны потому что население его ненавидит, что народ протестует не желая его больше терпеть, и что люди пишут в Москву убедившись, что Махачкалу ненавистный им мэр успешно обманывает.

Естественно, что единственным приемлемым для руководства муниципалитета вариантом ответа о причинах провала в работе является отсылка на происки коварных пришельцев. В зависимости от ситуации в роли пришельцев могут выступать "проамериканские либералы", "террористы из ИГИЛ", и даже успевшие всем полюбиться марсиане. В случае с Буйнакском в роли пришельцев оказались жители небольшого села Каранай, которые по мнению городских чиновников сперва нахрапом выиграли у интеллигентных жителей города, а затем попытались едва ли не силой захватить власть.

Вопрос о том, каким образом "каранайцы" оказались в составляемых городской администрацией избирательных списках, составив подавляющее большинство проголосовавших горожан, даже не поднимается. Признать то, что против мэра проголосовали не мистические "пришельцы", а вполне реальные горожане для муниципальных чиновников всех уровней смерти подобно, ведь признаваемый таким образом массовый народный протест означает провал в работе не только одного мэра, но и всей городской администрации, начиная с уборщицы.

И вот, получив наконец из городской администрации ответ о "нападении пришельцев", чиновник из Администрации Главы и Правительства РД (АГиП РД) набирает на компьютере служебную записку, с которой позднее спешит в кабинет начальника, чтобы доложить о "подлинной ситуации" в Буйнакске. Неудивительно, что эта "подлинная ситуация", которая десятки раз транслируется муниципальными и республиканскими чиновниками, по мнению ее автора (в данном случае в лице Гусейна Гамзатова) представляет собой "бунт каранайцев, которые раскачивают ситуацию в городе в пользу своего родственника Османа Османова".

Раз за разом телефонные переговоры, переписка и даже личные встречи муниципальных и республиканских чиновников приносят неизменно один ответ: "виноваты буйные каранайцы". В результате эта данная своим подчиненным установка Гусейна Гамзатова начинает восприниматься в Махачкале, как априори истинная версия событий, а на смену политически обанкротившемуся Гамзатову чиновники из АГиП РД с маниакальной упорностью начинают подыскивать авторитетного уроженца села Каранай, который по их мнению мог бы "обыграть" Османова, перетянув на свою сторону своих политически активных земляков.

ЧИНОВНИКИ ПРЕВРАТИЛИ МИРНЫХ БУЙНАКЦЕВ В "БУЙНЫХ КАРАНАЙЦЕВ"

Исходя из этого принципа на роль временного руководителя Буйнакска в Махачкале первоначально рассматривался выходец из Караная Закарья Амиров, который, видимо осознавая ошибочность "каранайской" версии, не пожелал быть вовлеченным в бесперспективную игру махачкалинских чиновников. В итоге жертвой этой игры стал Ильяс Мамаев, который являясь частью бюрократической системы (советником Главы РД) очевидно просто не смог отказаться от неблагодарной роли "политического буфера".

В случае правильности этой мрачной версии мы будем наблюдать в течение ближайших нескольких месяцев нагнетание конфронтации между Мамаевым и депутатами городского собрания Буйнакска, которые через различные информационные ресурсы будут и далее активно преподноситься общественности как бунтари, смутьяны и асоциальные личности. Подобного рода дискредитация буйнакских депутатов необходима для последующего роспуска городского собрания, информация о возможности уже активно вбрасывается в медиа-пространство республики.

Согласно инсайдерской информации, основой для роспуска городского собрания Буйнакска должны послужить неправомерные действия полиции, руководящему которой Абдурашиду Магомедову уже приватно рекомендовали изучить вопрос о привлечении к уголовной ответственности семи буйнакских депутатов. Обоснованием для осуждения именно семи депутатов является Устав г.Буйнакска, согласно которому городское собрание может быть распущено, если насчитывает менее половины от положенного количества депутатов.

Напомним, что сегодня в буйнакском горсобрании 21 депутат, из которых 4 депутата от партии "Единая Россия", которые являются подконтрольными бывшему главе города Гусейну Гамазатову. Добившись осуждения 7 депутатов от "Партии ветеранов России" (тем самым лишив их депутатского статуса) и вынудив сдать депутатские мандаты 4 депутатов от "Единой России" чиновники из АГиП РД создадут тем самым законные условия для роспуска горсобрания Буйнакска и назначения на сентябрь 2016 года новых выборов.

ПОЙДЕТ ЛИ АБДУРАШИД МАГОМЕДОВ НА ФАБРИКАЦИЮ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ?

Причина столь неоднозначных мер со стороны махачкалинских чиновников связана с невозможностью использования в отношении буйнакских депутатов стандартных административных рычагов. В отличие от депутатов большинства остальных муниципалитетов республики, новый состав буйнакского горсобрания сегодня преимущественно состоит из людей ранее безработных, либо работающих в таких областях экономики, где административное воздействие невозможно.

Не имея социальной привязки к государственным либо муниципальным должностям и зарплатам, буйнакские депутаты оказались практически недоступны для воздействия со стороны чиновников, и в ответ на все попытки давления с их стороны лишь еще более сплачивались вокруг Османа Османова, который по их собственному признанию и привел их к победе. Соответственно и все попытки разделить депутатов или переманить их на другую сторону заканчивались неудачно.

Неудачей, наверняка закончится и попытка взять под контроль ситуацию в Буйнакске путем переманивания Ильясом Мамаевым "каранайского" электората, роль которого в победе поддерживаемой Османом Османовым "Партии ветеранов России" совершенно незначительна. Объединив вокруг себя своих родственников, Мамаев неизбежно столкнется с тем, что каранайцев среди депутатов буйнакского горсобрания нет, а равно как и нет народной поддержки у его родственников, что наглядно видно из негативного отношения среди населения к его брату Магомеду Мамаеву, возглавляющему буйнакскую городскую больницу со времен работы Ильяса Мамаева министром здравоохранения республики.

Стоит отметить, что неудачей может закончиться и попытка осуждения депутатов, в виду того, что далекий от политики Абдурашид Магомедов просто не пожелает ввязываться в это резонансное дело. Кроме того вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении депутатов (которые для силовиков являются спецсубъектами) входит в компетенцию исключительно Следственного Комитета, что также усложняет реализацию такой хитроумной комбинации и добиться от силовиков согласия будет непросто.