«Сделал Кафку былью…»

В минувший понедельник, 31 октября, в Мещанском районном суде Москвы закончились прения сторон по уголовному делу об организации преступного сообщества в группе компаний «Сумма». Подсудимые Зиявудин Магомедов и его старший брат Магомед Магомедов, для которых обвинение запросило максимальные 24 года и 21 год строгого режима соответственно, выступили с последним словом. Теперь слово за судьёй…

Напомним, совладельцы группы «Сумма» братья Зиявудин и Магомед Магомедовы были арестованы в марте 2018 года, а судебный процесс в отношении них в Мещанском суде Москвы начался в декабре 2020 года. Им вменяются создание преступного сообщества, хищения в особо крупном размере и растрата. Сумму вменяемых им с 2010 по 2018 год хищений следствие оценивает более чем в 11 млрд руб. А общая сумма гражданских исков, заявленная к Магомедовым, составляет более 9 млрд руб.

Кроме братьев Магомедовых, на скамье подсудимых оказался также бывший гендиректор АО «Объединённая зерновая компания» (ОЗК) Сергей Поляков, бывший начальник департамента экономической безопасности ОЗК Роман Грибанов, гендиректор предприятия «Энергия-М» Юрий Петров и бывший глава компании «Интэкс» Артур Максидов.

Потерпевшими по делу признаны ОЗК, Федеральное агентство воздушного транспорта и Комитет развития инфраструктуры Санкт-Петербурга. В уголовном деле речь идёт о девяти эпизодах хищений. В частности, по версии следствия, фигуранты похитили денежные средства при строительстве стадиона «Балтика» к Чемпионату мира по футболу 2018 года и при реконструкции аэропорта «Храброво» в Калининграде, автомобильной дороги «Чуйский тракт», создании искусственного земельного участка в районе Крестовского острова в Санкт-Петербурге, а также у Федеральной сетевой компании.

Магомедовы отвергают предъявленные обвинения и считают инкриминируемую им причастность к преступной группе абсурдной.

Тем не менее, в мае 2022 года Хамовнический суд Москвы удовлетворил иск Генпрокуратуры РФ к Магомедовым и обратил в доход государства рекордную в России сумму в $750 млн. Ведомство посчитало, что деньги, полученные Магомедовыми от продажи «Транснефти» акций АО «Новороссийский морской торговый порт», являются имуществом, «в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы». Кроме того, в Генпрокуратуре утверждали, что порт был приобретён на доходы, полученные в период, когда Магомед Магомедов занимал пост члена Совета Федерации от Смоленской области.

Прокурор на предыдущем заседании суда запросил достаточно серьёзное наказание и другим фигурантам дела: Максидову и Полякову – по 18 лет колонии строгого режима, Грибанову – 16 лет колонии строгого режима, Петрову – 8 лет общего режима.

Последнее слово всех шести подсудимых, по наблюдениям наших коллег, заняло не более часа. Каждый из них при этом успел вспомнить философские труды Фридриха Ницше, Мишеля Фуко, Жюля Ренара и их произведения. Все они просили вынести им оправдательный приговор. А адвокаты настаивали также на признании за их подзащитными права на реабилитацию.

Зиявудин Магомедов, которому прокурор в прениях сторон запросил 24 года колонии строгого режима, заявил в последнем слове: «Единственное, чего добился гособвинитель, – сделал Кафку былью. Честность – это дочь времени и кормилица души, ложь – это кормилица дискредитированных личностей, так скажем». В заключение своей речи Магомедов обратился к судье Олесе Менделеевой: «Я полагаю, что вы всё понимаете, и время всё расставит на свои места».

А Магомед Магомедов заявил, что если кто-то и пострадал в этом деле, то только «Сумма» и её многочисленные сотрудники.

После выступления подсудимых судья удалилась в совещательную комнату. Оглашение приговора назначено на 24 ноября. ]§[

Номер газеты