Расплескалось дело...

На прошедшей неделе в силу того, что вся общественность и чиновничество были увлечены обсуждением поправок в Конституцию Дагестана, две важные новости остались практически незамеченными: вынесение оправдательного приговора экс-депутату НС РД Магомеду (Моряку) Сулейманову и уход из республики в Ярославскую область начальника СУ СКР по РД Анатолия Щурова.

Магомеда Сулейманова, напомним, задержали 17 августа 2018 года: политик сидел за столиком в аэропорту Махачкалы, ожидая вылета в Москву, когда к нему подошли сотрудники силовых структур. Они представились, сообщили о его задержании, а потом неловкими движениями надели на него наручники.

Тогда же по всем новостным лентам прошла информация, что Сулейманов – на тот момент директор ТФОМС Дагестана – подозревается в создании преступного сообщества и мошенничестве в особо крупном размере.

Следственное управление СКР по РД сообщило, что, по их данным, участники преступного сообщества, во главе которого был Сулейманов, с 2010 по 2018 годы похитили более 210 млн рублей.

«Используя поддельные документы, предоставляемые частными клиниками и медучреждениями, через возглавляемые аффилированными лицами страховые компании на основании поддельных документов перечислялись деньги фонда за якобы оказанные медуслуги. В аффилированные страховые компании и фонд были предоставлены заведомо ложные сведения о более 600 лицах – либо умерших, либо выехавших в страны Ближнего Востока, которым якобы в медучреждениях республики оказывалась помощь», – уверенно сообщало следственное управление.

19 августа того же года судья Советского районного суда Махачкалы Мадина Омарова приняла решение заключить Сулейманова под стражу, так как он, по данным следствия, планирует оказать влияние на свидетелей, а по данным замначальника УФСБ РФ по РД Андрея Широкова – покинуть страну (через Москву) и обосноваться в Германии.

Следователем СУ СКР по РД Абакаром Шуайповым было озвучено, что были сформированы поддельные документы на 622 пациента, которые либо умерли, либо (тут следствием был сделан особый акцент) выехали в Сирию для участия в террористических организациях. Якобы этим людям через целый ряд городских и районных поликлиник и больниц были оказаны оплачиваемые государством медуслуги.

Особый упор в необходимости ареста Сулейманова делался на том, что у следствия есть некие секретные свидетели, готовые дать подтверждающие подозрения и обвинения показания.

В тот же день ему предъявили обвинение и в превышении должностных полномочий: следствие было уверено, что Сулейманов, будучи главой Махачкалы, незаконно передал ОАО «Даггаз» земельный участок в 408 раз дешевле его реальной стоимости. То есть отдал 3,8 га земли, находившейся не в собственности Махачкалы, а в собственности республики, за 235 тысяч рублей. Хотя земля стоила (по подсчётам следствия) боле 96 млн рублей.

Ссылки Магомеда Сулейманова на состояние здоровья, что он никуда не убежит, а 9 сентября (2018 года) как депутат НС РД должен проголосовать за Владимира Васильева как за главу Дагестана (Васильев тогда исполнял обязанности – «ЧК») воздействия на суд не возымели…

Зато Васильев при каждом удобном случае, в том числе в ходе общения с федеральными СМИ, заявлял о вскрытой банде в ТФОМС, разворовавшей деньги из бюджета.

Отметим, что в тот период большое количество чиновников и влиятельных политиков попали в орбиту внимания силовых структур. Были возбуждены уголовные дела в отношении брата и племянника экс-главы РД Рамазана Абдулатипова – Раджаба и Асхабали Абдулатиповых, экс-руководителя бюро медико-социальной экспертизы Минтруда России по РД Магомеда Махачева, премьер-министра РД Абдусамада Гамидова и его заместителей – Шамиля Исаева и Раюдина Юсуфова, экс-министра образования РД Шахабаса Шахова, экс-министра здравоохранения РД Танки Ибрагимова и многих других.

Прошло почти два года, и 12 февраля 2020 года Магомед Сулейманов вышел из СИЗО-1 Махачкалы. Уголовное дело расследовать к этому моменту не перестали, а вот максимальные сроки нахождения под стражей – один год и восемь месяцев – истекли. Ходатайство об изменении меры пресечения с ареста на запрет определённых действий в Верховный суд РД направил следователь МВД по РД. Суд с этим спорить не стал.

Хотя обычно в такие моменты следователи выдвигают какое-либо новое обвинение выходящему из СИЗО арестанту, с расчётом на то, что судья обязательно согласится снова поместить его под арест. Но тут этого не произошло. Вполне возможно, это связано с поверьем в то, что Фемида, прокуратура и следствие бывают более благосклонны к состоятельным и влиятельным, «всё делающим правильно» людям…

О том, что в Советском районном суде Махачкалы дело в отношении Сулейманова уже рассматривается по существу, обществу не сообщалось. Всё шло тихо. И только в понедельник, 4 июля 2022 года, стало известно, что он полностью оправдан.

Исходя из обнародованных официальных данных видно, что обвинение в отношении него (возможно, на стадии суда) было скорректировано. Он уже не обвинялся в создании преступного сообщества и мошенничестве, в результате чего были похищены 210 млн рублей.

Ему были инкриминированы превышение должностных полномочий (п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ) и использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, совершённое из корыстной заинтересованности, повлёкшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций (ч. 1 ст. 285 УК РФ). Из первоначального громкого набора обвинений осталась лишь передача земли газовикам по заниженной стоимости.

Советский райсуд Махачкалы оправдал Магомеда Сулейманова, посчитав несостоятельными итоги двухлетней следственной работы, наличие (как заявлялось) секретных свидетелей и предоставленные МВД по РД и УФСБ РФ по РД результаты ОРМ…

P. S. Вечером, 4 июня, стало известно, что свою должность покинул (переведён в Ярославскую область) начальник СУ СКР по РД Анатолий Щуров. Он прибыл в Дагестан в 2020 году из Орловской области после того, как скандальное дело Арашуковых лишило СУ СКР по РД почти всего руководства…

Практически сразу после назначения в Дагестан Щуров заявил, что будет усилена работа по «повышению качества расследования и сокращения его сроков». Видимо, задачи оказались слишком амбициозными, потому что ни «повышения», ни «сокращения», судя по отдельным, но принципиальным уголовным делам, ушедшим в судебные органы в период его начальства, нет и не наблюдается…

Теперь эти задачи, пока временно и в статусе и. о., будет пытаться решить первый замначальника СУ СКР по РД Дмитрий Беляев. ]§[

 

Номер газеты