Человечность в медицине – на первом месте

Можно быть блестящим специалистом, досконально изучившим все передовые технологии в своей отрасли медицины, хорошо знать теорию и иметь за плечами неплохие практические наработки, но без души, без полной самоотдачи стать хорошим педиатром невозможно. И главный врач Детской республиканской клинической больницы Башир Магомедович Махачев не скрывает, что медицинский персонал в свою клинику он старается подбирать в первую очередь по этому принципу:

–Я много лет заведовал кафедрой детской хирургии, читал студентам лекции, принимал госэкзамены. И с первых занятий нацеливаю их так: если ты выбрал профессию врача, то должен быть человеком не от мира сего, который ни на минуту не забывает о своём долге. В любой ситуации, в любое время суток ты должен быть готов прийти на помощь с полной самоотдачей. И вот уже на выходе из вуза, на экзамене, бывает видно, будет толк из молодого человека в качестве врача или нет. Если понимаю, что он душой будет болеть за работу, если он горит медициной, даже если он не отличник, то могу его взять на работу. Для меня это важно, – подчеркнул Башир Махачев

Но люди не всегда понимают, что для врача недопустимо желание нанести пациенту, тем более маленькому, какой-то вред. Порой в таких грехах обвиняют врачей, что страшно становится, как вообще такое может прийти в голову. Но общество сегодня очень напряжено, уровень агрессии вырос, и все свои страхи и раздражение оно выплёскивает на тех, с кем ему приходится сталкиваться, – на учителей, продавцов, врачей. В чём только не обвиняют их, чаще всего приписывая самые нереальные мысли. Особенно во внештатных ситуациях.

Кстати, сейчас как раз обстановка непростая. И всем нам – как врачам, так и пациентам – приходится что-то менять в своей привычной жизни, встраиваться в новые условия. Прогнозы Башира Махачева оптимистичны:

– Конечно, мы видим перспективу в замене импортных лекарств на отечественные. Вижу, что наши производители уже начинают подтягиваться, теперь бы донести это до пациентов. Если они или их лечащие врачи привыкли к какому-то западному препарату, это не всегда означает, что наши препараты хуже западных аналогов, которые разрекламированы и за счёт этого стоят на порядок дороже. По сути это одно и то же, и эффективность у них такая же.

Но попробуйте донести это до людей, развенчать эти мифы о превосходстве дорогого лекарства! Особенно если сами врачи их настроили, что поможет только импортное. Такое отрицание очень плохо сказывается на сроках и результатах лечения.

Надеюсь, постепенно в стране наладится и производство конкурентоспособной техники, компьютеров, медикаментов. Пока вот у нас «тяжёлая» техника, как мы называем аппараты МРТ, КТ, новая, недавно введённая в эксплуатацию. Но она вся западного производства. Техника с течением времени изнашивается, какие-то детали необходимо менять, а многие компании ушли с российского рынка. Боюсь, что пройдёт какое-то время, и у нас не будет запчастей, техника будет простаивать. И это беспокоит меня намного больше.

Кое-какую технику, например, аппараты искусственной вентиляции лёгких, начали производить в Татарстане, но это пока не то, с чем мы привыкли иметь дело. Другого выхода у нас нет, конечно, и нам надо будет в недалёком будущем переориентироваться на отечественного производителя.

И тут, по мнению главного врача крупнейшей в СКФО детской больницы, на первый план выходит, как было всегда, профессионализм врача, его умение работать в любых, самых непредвиденных условиях:

– Вспомните, лет пятьдесят назад или даже тридцать, когда не было такой сложной техники, наши врачи довольно успешно справлялись с постановкой сложных диагнозов, также преуспевали и в борьбе с серьёзными болезнями. У них же ничего не было, кроме данных рентгена и анализа крови. А сейчас, даже стыдно говорить, врачи предполагают, например, аппендицит, и говорят: сделайте УЗИ, сделайте КТ, множество исследований. И даже в этом случае иногда ошибаются, потому что надеются на высокотехнологичные аппараты, а свой профессионализм, свою квалификацию задвигают на второй план.

Поэтому я всё время думаю, как хорошо, что ещё работают и обучают новые поколения те врачи, которые только на свои знания и навыки полагались.

В этом плане мне повезло, – продолжает Башир Магомедович. – Много лет со мной рядом мой наставник и учитель Абдурахман Дадаевич Магомедов, который много сделал для здравоохранения в нашей республике, особенно для детской хирургии. Тридцать лет почти я тут главный врач, а он до недавнего времени был моим бессменным заместителем. И я всё время опирался на его опыт, на его отношение к больному, к работе. Таких наставников, за каждым из которых стоит не одно поколение благодарных учеников, у нас до сих пор много.

И много у нас толковой, продвинутой молодёжи, которая не хочет топтаться на месте, а всё время в поиске, в самосовершенствовании. Я вообще не люблю консерваторов. Говорю своим сотрудникам, что они должны ежегодно внедрять что-то новое, мотивирую их дополнительными выплатами, премиями. Буквально недели 2-3 назад я сам повёз группу молодых специалистов в Санкт-Петербург в самый современный, оборудованный по самому последнему слову Национальный медицинский исследовательский центр им. В. А. Алмазова Минздрава России на курсы усовершенствования, чтобы они там могли передовой опыт передать, современные наработки перенять, чтобы мы у себя смогли их применять. В целом самые передовые технологии, которые есть в России, мы  стараемся внедрять у себя.

Башир Магомедович приводит пример. Работают, допустим, два врача. Один молодой, 3-4 года практики, другой – больше двадцати лет в медицине. Молодой просит его на все курсы отправлять к специалистам в своей области, хочет новые методики осваивать и внедрять. Способный, оперирует удачно. А опытный выходит на дежурство и при любом сложном случае звонит этому молодому и просит приехать на работу, осмотреть пациента и даже за него его прооперировать.

– И мне уже видно, что из одного выйдет хороший специалист, а другой, как балласт, так и проработает спустя рукава до самой пенсии. Кого из них мне хочется поддержать, вкладываться в его развитие, думаю, и так понятно, – продолжает главврач.

ДРКБ – больница особенная. Большая часть коллектива – женщины. У многих семьи, дети, которые требуют внимания и заботы. А в республиканской больнице каждый врач курирует определённый город или район, и за все проблемы или происшествия в больнице отвечает в первую очередь:

– С куратора спрос перед начальством строже, чем с местного главного врача. Если там заболеваемость или смертность детей увеличилась или жалоб много, я должен в первую очередь с моим врачом-куратором разобраться, значит, он где-то не дорабатывает. Он должен постоянно ездить в закреплённый район, держать на контроле всех специалистов, быть в контакте с врачами, отражать в справках всё, что происходит, показывать, помогать. Плюс организовывать бригадные выезды.

А у моей сотрудницы ребёнок маленький, или их двое-трое. И они болеют. Или их в детский сад отвести некому. Я её не могу в командировку отправить, а отправлю другую, у которой семьи нет, потому что она с утра до вечера на работе проводит, ей не до личной жизни. А я её ещё и нагружаю, у меня нет выхода. И это очень тяжёлый выбор лично для меня, потому что я их по-человечески понимаю. Поэтому при приёме на работу сразу предупреждаю: наша работа связана с командировками, и если специалисту такой график не подходит по семейным обстоятельствам, предлагаю ему в другую больницу пойти работать, где нет таких разъездов.

Тем не менее самыми передовыми, развитыми отделениями больницы успешно руководят женщины. Предмет особой гордости руководителя – отделение онкогематологии, имеющее статус северокавказского центра, в котором лежат дети с патологиями крови, часто неизлечимыми и злокачественными. Когда оно только начинало работать, процент смертности был около 90%. Теперь почти столько же выживает.

– Это заслуга не моя, а специалистов отделения, его руководителя Индиры Магомедовны Юнусовой, главного детского онколога-гематолога СКФО, – делится главврач. – Они внедрили у себя в отделении европейскую методику лечения, которая дала такие позитивные результаты. Лечение очень дорогостоящее, а само отделение на 60 коек обходится примерно в такую же сумму, что и вся остальная больница на 956 коек. Но спасённые жизни для нас цены не имеют.

Предметом гордости руководителя стали и отделение эндокринологии, которым руководит главный детский эндокринолог СКФО Ирина Кострова, и  кардиологии с главным детским кардиологом СКФО Шамай Магомедовой. Кроме того, Башир Махачев отмечает прекрасное недавно открытое отделение челюстно-лицевой хирургии, в котором творят чудеса, переходит к тому, с чем знаком намного ближе – к детской хирургии:

– В хирургии мы почти полностью перешли на эндоскопические операции, и даже взрослые хирурги, привыкшие к старым методикам, тоже подтягиваются, едут учиться, усваивают и встраиваются в новые условия. У нас ведь высокий процент детей, которые рождаются с патологиями, требующими немедленного хирургического вмешательства! Когда-то 99% из них умирали в первые дни. Вот сейчас у нас ребёнок лежит, он родился фактически без пищевода, и ему уже сделали операцию. За последние годы у нас было 28 таких случаев, и только один из прооперированных не выжил. Это высокий показатель профессионализма наших хирургов! И в этом плане эндоскопические методики позволяют нам спасти многие жизни.

Эндоскопия и малоинвазивные технологии в ортопедии и травматологии – это направление, которое Башир Махачев планирует интенсивно развивать в больнице.

– Мы строим планы на развитие новых технологий в ортопедии и травматологии, чтобы, к примеру, при сложных травмах или патологиях шейки бедра ребёнку не пришлось лежать обездвиженным в течение полутора месяцев. Я даю специалистам установку внедрять такие технологии, чтобы даже после самых сложных операций ребёнок вставал, ходил, двигался. Мы ведь знаем, что удержать ребёнка на месте в зафиксированном положении непросто, да и вообще этот метод устарел, есть десятки способов поставить его на ноги уже на следующий день после операции. И меня не устраивает использование старых методик. Думаю, что в этом плане нам стоит подтянуться, – добавляет главврач.

Искать новые методики, делиться опытом, обсуждать насущные вопросы с коллегами из других регионов страны Башир Магомедович планирует у себя в больнице как раз в начале июня:

– В этом году мы проводим ежегодную конференцию главных врачей краевых, окружных, республиканских, областных детских больниц РФ. Место проведения назначается по итогам отчёта, который составляет каждая больница для Союза педиатров России. Мы много лет боролись за хорошие показатели по итогам нашей работы, были проблемы, но за прошлый год наш отчет всё же признан соответствующим, мы достигли определённой положительной динамики и теперь ждём гостей.

У мероприятия серьёзная, большая программа. Общение с коллегами из других регионов всегда на пользу. Послушаем их замечания, предложения, сможем со стороны увидеть свои недоработки, в последующем исправить их. Думаю, наши маленькие пациенты от этого только выиграют.

Ведь всё, что делает врач, направлено на то, чтобы вернуть пациенту здоровье и радость жизни. И он тогда от всего сердца будет благодарить врача. Ведь говорят, что врач, которому никто не говорит спасибо, не очень хороший врач.

ЛИЦЕНЗИЯ №-05-01-001035 от 9.12.2014 г.

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста

 

Номер газеты