Очередную реинкарнацию Курта Кобейна на сей раз предложил публике скандально известный режиссер Юрий Грымов. Развешенные по всей Москве плакаты с названием спектакля «Nirvana» и подзаголовком «Быть живым прикольно» привлекли внимание не только поклонников Курта Кобейна и его группы, но и солидных дядечек в черных костюмах от Versace, подъезжавших к театру им. Маяковского на правительственных авто с мигалками.
Дело в том, что «Nirvana» — это совместное творение московского клипмейкера Юрия Грымова и нефтяной компании «ЮКОС». Как сошлись вместе эти, на первый взгляд, ничем не связанные люди? Оказалось, что ранее Грымов уже снимал рекламные ролики для «ЮКОСа». На этот раз решили помочь нефтяники. К театру не пробиться. На премьере полный аншлаг. Что же готовит нам Грымов на сей раз? Это вторая театральная работа популярного режиссера. Он уже пробовал себя на поприще режиссуры, как в скандальных фильмах «Му-му» и «Коллекционер», так и в спектакле о Сальвадоре Дали, который дал трещину сразу же, т.к. критики сей шедевр не то, что не одобрили, но даже разнесли его в газетах в пух и прах, опустив грымовский театральный талант ниже уровня моря. Но наш Грымов не из той братии, что сдается просто так! И вот опять на сцене результат его очередного упрямства. Всего в Москве пройдет десять спектаклей. Затем будет небольшой тур по городам России. А по возвращении домой лавочку прикроют. «Мы делаем это не ради денег…» — говорят актеры в унисон с Грымовым. Видимо, они не знают, что цены на билеты на этот спектакль доходят до двух с половиной тысяч рублей! Не ради денег? Так уж и быть, на первый раз поверили… Но не покупать же билеты за 250-400 рублей на худшие места? Так лучше за 400 рублей схожу на «Эраста Фандорина» Акунинского, где за эти деньги на актеров Молодежного театра можно посмотреть с лучших мест! Не-ет, они, конечно же, не ради денег работают… Историю Курта Кобейна знает любой мало-мальски сведущий в музыке человек. Что именно нам известно? 5 апреля 1994 года двадцатисемилетний Кобейн заперся в гараже и застрелился из ружья, находясь под воздействием сильных наркотических средств. Что еще? Ага! Самое главное, что и стало основой спектакля Грымова: Кобейн оставил после себя записку следующего содержания: «Лучше сгореть, чем угаснуть». Спектакль собственно и состоит из того, что Кобейн тем и занимается, что горит ярким пламенем всю свою короткую жизнь. На роль Курта Кобейна Грымов без раздумий пригласил Найка Борзова. Что, пожалуй, стало единственным открытием этого спектакля. Для роли он даже специально отрастил волосы, как у Кобейна. Но вот с дикцией у Найка проблемы: в микрофон рок-мэн привык петь, а не громко говорить, потому и к репликам его героя приходилось прислушиваться. Как актер Найк Борзов дебютировал именно на этой сцене. Но он настолько вжился в роль, что, действительно, временами казалось, что мы смотрим вовсе не на Найка — это Курт руководит им свысока. Борзов принимал столь отрешенный вид и так мастерски играл на гитаре «нирвановские» вещи! Несмотря на то, что авторы вовсе не намеревались ставить мюзикл, у них получилось нечто подобное: огромные Микки-Маусы с бензопилами, мелькавшие во время всего действия, танцующие нелепые танцы, изображали на сцене символ Америки 80-90-х годов. Декорации же поражали простотой: красные кресла, имитирующие пустой зал, клубящаяся кругом пыль, рассеянный свет прожекторов… Актеров всего несколько: нарколог Кобейна, его менеджер, жена да пара вездесущих журналистов. Основными же были три образа: собственно Кобейн, Кортни Лав и некий господин с не очень приятной внешностью и манерами, который постоянно следовал за Куртом, да то и делал, что советовал да помыкал им. В конце спектакля выясняется, что это был ни кто иной, как сама смерть. Даже неискушенному зрителю было понятно, что Грымов перемудрил со сценарием: масса неточностей и исковерканных фактов, разрушенное единство места и времени, постоянное переигрывание актеров, доходящее до того, что почти ни одна реплика главных героев не обходилась без называния по имени своего собеседника, типа: «Знаешь, Кортни…» и «Ты не прав, Курт…» Зрителю постоянно напоминалось, что он наблюдает сцены из жизни кумира миллионов, а не простого оборванного наркомана неряшливого вида, с полуспущенными штанами, из-под которых выглядывает краешек семейных трусов. Когда Курту объявляют, что у него родилась дочь весом три килограмма и ростом сорок семь сантиметров, новоиспеченный папаша безумно радуется. Хотя он, по идее, не должен был понять смысла слов акушерки, т.к. в Америке рост меряют в футах, а вес — в фунтах. И эта радость выглядит так же фальшиво, как и распевание Кортни Лав хита Мадонны «Hollywood». Видимо, Грымов — абсолютная бестолочь в современной музыке, ведь «Hollywood» — последний хит Мадонны, записанный только в 2003 году! А «на дворе» у звездной пары конец 80-х… И это далеко не полный перечень всех промашек и недомолвок авторов. Курт Кобейн, он же Найк Борзов, в конце спектакля подлежит распятию. Вот и распяли Курта нашего Кобейна, как и обещали! И висит он, бедолага, на бутафорском кресте… Зрители сопереживают со скорбными лицами, кто как может. Байкеры в косухах и тертых кожаных штанах хрюкают от жалости к Курту/Найку, а также от переполненного мочевого пузыря. ЮКОСовские «слуги народа» и новые русские смотрят на сцену с участием, напряженно вдумываясь. Молодая шпана в футболках «Nirvana», пришедшая посмотреть на гибрид рок-н-ролла и театра со своими родителями, елозит на не очень удобных сидениях зала. Борзова распяли. Почему-то плакать не очень хотелось. Безумные Микки-Маусы прыгают по сцене, завершая полуторачасовое действо, состоящее из совокуплений юного Курта с ровесниками обоих полов, с новой подружкой Кортни, из диалогов с журналистами да внутренним голосом. Но я все равно не почувствовала 80-х, не увидела никакого Кобейна и даже не сумела пустить скупую слезу об умирающем Борзове… И еще я так и не поняла, действительно ли ПРИКОЛЬНО БЫТЬ ЖИВЫМ… «Название — половина успеха», — говорит друг и соратник Кобейна, предлагая создать рок-группу. Как он был прав! Несмотря на очередной провал культового Грымова, из кожи вон лезущего в погоне за новизной и современностью, в театре Маяковского будет полный аншлаг и в течение десяти московских спектаклей, и во время провинциальных гастролей. Есть имя режиссера и название — значит, есть и успех. А это уже половина дела… ]§[
- 1 просмотр