«Мы все боялись, что его могут убить...»

В этом году, 11 февраля, исполнилось бы 50 лет учредителю газеты «Черновик» Хаджимураду Камалову. В этот день в студии «Эхо Москвы (Махачкала)» собрались друзья, родственники и коллеги Хаджимурада, которые в прямом эфире вспоминали эпизоды из его жизни, то, как создавалось его детище – «Черновик», какой вклад в развитие дагестанского общества внесла его газета, да и он сам.

Один из друзей Хаджимурада Камалова, также стоявший у истоков создания «Черновика», известный общественный деятель Дагестана Сулайман Уладиев был в числе гостей студии. Он не только рассказал о своём товарище, но и обратился с письмом к его убийцам. (Напомним, что Хаджимурад Камалов был убит 15 декабря 2012 года на пороге редакции. – Прим. ред.) Мы приводим выдержку из выступления Уладиева, а также письмо, адресованное тем, кто стрелял в свободу слова в Дагестане...

... Хаджимурада Камалова знали и за пределами Дагестана, во многих городах России, как человека, как журналиста, как гражданина и политика. Я думаю, ещё должно пройти много времени, чтобы мы все, кто его знал, и те, которые не знали, осознали, кого мы потеряли. Когда человек находится рядом, и когда он очень близкий, мы не ценим и не всегда понимаем, кто он, ведь он не был обычным рядовым человеком. Роль и значение Хаджимурада Камалова в развитии дагестанского общества, в борьбе против несправедливости и против зла, против неправды, лжи и лицемерия велика. За закон, за прогресс, за цивилизацию, за всё то лучшее, что есть в человечестве, – всё это не оценено, нет в этом направлении анализа, а он, конечно, должен быть. Если молодёжь и специалисты изучат те статьи, которые он писал, и всю деятельность газеты, то они найдут много полезного для себя. Он занимался общественной и политической деятельностью, это все должны знать и понимать. Таких, как он, очень мало в Дагестане. По профессионализму, по человечности, по масштабу личности я не вспомню другую фамилию. Может, они и есть в вузах, они специалисты в своей области, а на гражданском поле, на поле противостояния зла и добра, на поле противостояния справедливости и несправедливости равных его фигуре не было и нет. Вся трагедия дагестанского общества заключается в том, что при жизни весь ресурс и потенциал этого человека все люди, в том числе и те сотни, которые шли его хоронить, они на интуитивном и подсознательном уровне чувствовали. Вся трагедия заключалась в том, что огромный ресурсный потенциал этого человека вообще не был востребован и использован. В этом я обвиняю дагестанскую власть. Он-то останется в памяти, в отличие от них, которых забывают при жизни, презирают и будут презирать.

Это была такая интеллектуальная махина. Я был просто поражён. Я по своей первой специальности филолог, по второй – историк. Уверяю вас – он знал мировую литературу и мировую культуру и историю лучше меня, а это была не его специальность. У него было системное познание мира, миропорядка. Он точно знал, каким должен быть мир, и знал, куда должен идти Дагестан. Он был человеком прагматичным, рациональным, в высшей степени разумным. Он мог применить математическое понимание к любой области человечества. Поэтому мне очень обидно, что его убили, тем более в таком возрасте, когда человек только-только становится мудрым и пребывает в расцвете своих сил. Он мог принести огромную пользу Дагестану. Конечно, для этого ему необходимо было дать соответствующее место и полномочия. Вы представляете, сколько бы пользы он принёс, если бы прожил до 80 лет? Сколько бы он сделал, если бы сегодня был с нами? Если бы по таким людям судили о Дагестане, я думаю, нас бы любили больше остальных в России. Каждый из нас в долгу перед ним, и мы должны бороться против этого беззакония, несправедливости, казнокрадства, коррупции. Конечно, брат не должен останавливаться, и газета будет жить, и она должна жить и развиваться, и не только газета, но и гражданская и общественная деятельность Хаджимурада. К нему уважительно относились первые лица Дагестана. Я не раз вместе с ним заходил к Муху Алиеву. Мне кажется, Магомедсалам Магомедов и Муху Алиев думали, как реализовать его потенциал. Они не совсем успели.

Он был оппозиционером к беззаконию, казнокрадству, к злу, насилию, притеснению, несправедливости. Он был оппозиционером ко всему, что мешало нормально жить дагестанскому обществу. Он был оппозиционером к невежеству, преступности, ко всему негативному. Говоря о власти, надо понимать, что там разные люди. Там работают и нормальные, честные и порядочные люди. Если во власти работал человек невежественный, неэффективный, профессионально неподготовленный, неквалифицированный, который «пилил» бюджет, который разворовывал общество, эту республику, государство, конечно, он говорил об этом и писал. И сам обращал внимание органов власти на эту проблему. В этом же заключается гражданская позиция Хаджимурада Камалова, да и любого нормального человека. Мы без этого увязнем в этих проблемах. Это стереотип плохого Дагестана, когда мы сами ругаем республику, хотя мы любим свою землю, потому что это наша родина, и любим свой народ, потому что мы и есть его часть. Но, с другой стороны, это ведь складывалось в течение 20 лет, потому что люди, которые были у власти, а не обычный народ, занимались незаконными деяниями и довели Дагестан до такого состояния. Он же боролся против этого, он же хотел, чтобы Дагестан был прогрессивным, цивилизованным, развивающимся, достойным...

Я помню тот день, когда Хаджимурад в первый раз приехал в город, в котором я тогда жил. И с ним был разговор. Я его до этого не видел никогда, он не был тогда известен и популярен, как стал позже. Это было началом его настоящей журналисткой деятельности, хотя до этого он работал в аварской газете «Истина» и в «Новом деле». У него был на руках проект новой газеты. Я познакомился с этим проектом, прочитал и был просто в шоке. У меня было ощущение, что это было сделано не им, и вообще не в Дагестане. Я просто не поверил, что на таком уровне и языке, с такими расчётами... Это невозможно, чтобы сделали в Дагестане. Я думал, что в нашей республике таких интеллектуальных сил просто нет. И вот он придумал это и создал газету...

Мы Дагестаном и сегодня недовольны, с нашими проблемами и невежеством, но всё было бы намного хуже, если бы не было Камалова Хаджимурада с его общественной и политической деятельностью и газетой. И более того, я думаю, что Дагестан не всегда понимает, какое значение имеет слово. Газета – это слово. Слово должно быть первым. В исламе первым делом сказано: «размышляй», «читай». И поэтому я думаю, что десятки и сотни тысяч дагестанцев становились лучше – образованнее, умнее, интеллектуальнее, нравственнее, благодаря той правде и той борьбе за справедливость, которую вел Хаджимурад Камалов. Газета сыграла огромную роль в этом отношении, и работали там очень талантливые люди. У него был талант находить толковых людей. Я, как человек совершенно другого поколения, даже не мог подумать, что в Дагестане находится такое количество мужественных и обладающих гражданской позицией людей, которых он находил. Люди были готовы жертвовать даже собой, потому что они понимали, на что идут...

Мы все боялись, что его могут убить. Я с ним на эту тему тоже говорил, но всё равно в это не верилось. Тогда, когда это произошло, я как-то перестал об этом думать, потому что у меня было слишком хорошее мнение о дагестанцах, в том числе об очень плохих, потому что тогда я подумал, что его теперь уже не убьют. Что они опоздали. Это можно было сделать до того, как он стал тем, кем мы его знаем – символом честности в республике. Я думал, что те люди, которые попытаются это задумать, они поймут, что это кончится для них катастрофой. Более того, я думал, что дагестанскoe общество это не вытерпит и не вынесет. Только не это. Могут быть очень серьёзные протестные, чуть ли не революционные действия. Я подумал, что те люди, которые могут стоять за этим, – это люди с огромными финансовыми возможностями и властными полномочиями, что это дагестанцы не оставят так. Поэтому я где-то успокоился и подумал, что его не тронут. Но, к сожалению, это произошло... 

 

 

 Отрывок из письма Сулаймана Уладиева, адресованного убийце [Хаджимурада Камалова]

 

«...А сегодня я обращаюсь к тебе, который в ту кровавую ночь так беспощадно и безжалостно нажимал на курок пистолета, убивая одного из самых лучших сыновей Дагестана. Убивая сильного, красивого, благородного и удивительного человека, который с таким упоением, с такими страданиями, таким трагизмом и такими противоречиями трудился и боролся в этих омерзительно ужасающих дагестанских условиях во имя другого Дагестана, которому он был так нужен.   Но ты его убил. Он делал Дагестан светлее, честнее, образованнее и умнее, в том числе и для тебя, и для твоих детей. Каждым своим шагом, каждым своим поступком, каждым словом и своим сильным мужественным характером он вызывал уважение к Дагестану и дагестанцам. И даже ты сам, и те, кто тебя отправил, даже вы, киллеры и заказчики, даже вы его боялись и уважали. Но ты его убил. Он хотел, чтобы Дагестан стал более цивилизованным, более интеллектуальным, более нравственным и добрым, в том числе и для тебя, для твоих детей, а ты его убил. Он не испытывал к тебе зверской злобы, он не желал твоей смерти, он был настоящим гуманистом, какими были и какими являются истинные горцы, но ты его убил. Посмотри, что сегодня происходит в республике. Люди пробуждаются, и они не намерены больше терпеть беззаконие, у них просыпается чувство чести и собственного достоинства. Они не хотят оставаться винтиками и механизмами в руках заплывших жиром чиновников. Люди хотят справедливости, свободы, равенства, и именно сегодня, именно Хаджимурад так нужен был все еще «спящему» Дагестану. Нужны были его ум, интеллект, его мужество, его совесть, его энергетика и его масштаб личности. Он так нужен был даже тебе и твоим детям, родственникам и близким. Нужен был для того, чтобы внести свою лепту в изменение курса Дагестана – от невежества, злобы, агрессии, вражды, раскола и раздора – к очищению, благородству, нравственности и иману, а ты его убил. Он жил красиво и погиб, как мужчина, а ты, и все подобные тебе будут прокляты и жестоко наказаны в обоих мирах. В одном – людьми. В другом – всемогущим Аллахом, и место пребывания таким – ад.

Вечно, бесконечно и навсегда».

 

Номер газеты