К вопросу о классификации конфликта по экстремизму и терроризму в Дагестане

 

На борьбу  с экстремизмом и терроризмом в Дагестане мобилизованы колоссальные ресурсы: силовые, финансовые, правовые, законодательные и другие. Тем не менее конфликт остается нерешённым, запредельно долгим (он длится уже более 20 лет!), несёт огромные человеческие жертвы и тормозит развитие региона.

Возникает вопрос: почему при столь мощных ресурсах и жертвах, задействованных для разрешения конфликта, он остается неразрешённым?

Это может объясняться только двумя причинами. Первое — конфликт классифицирован не адекватно, второе — продолжает действовать тот фактор, который вызвал его к жизни. К сожалению, анализ показывает, что верны оба предположения.

Первоначально конфликт был классифицирован как внутриисламский — между суфиями и салафитами. И для этого были свои основания. Ведь его движущей силой на тот момент являлись засланные и добровольные эмиссары из многих мусульманских стран и привлечённая ими дагестанская молодёжь, оказавшаяся в мусульманских странах ради получения исламского образования.

Исходя из этой классификации, властными структурами была поставлена задача расширить традиционное исламское образование, чтобы не оставлять пространство для салафизма.

Однако эта задача не была реализована. Дело в том, что традиционный ислам исповедовался и будет исповедоваться в регионах, где он укоренён. А салафизм приходит в регионы с неблагополучным социальным фоном. Так он оказался в Дагестане, где поддержка населения обеспечила ему распространение в двух видах: радикальном и умеренном. Умеренные салафиты распространяют своё влияние идеологическими методами. Большим достижением явилось соглашение, заключённое 29 мая 2012 года между салафитами и суфиями по инициативе властных структур республики. Даже теракт в отношении самого влиятельного суфийского шейха Саида Афанди Чиркейского не смог «взорвать» Дагестан, углубить имеющийся раскол по ветвям ислама. Это имеет громадное значение для стабильности дагестанского общества.

С выдворением иностранных эмиссаров движущей силой конфликта стали радикальные салафиты — пассионарии, решительно порывающие связь с родителями и обществом. Они не сдаются в плен, в контртеррористических операциях и боестолкновениях  предпочитают смерть, их идеал — борьба до победного конца.

 С тех пор как умеренный салафизм утвердился и пустил корни, конфликт стал называться религиозно-политическим на всех уровнях, при этом не разъясняется, что же понимается под религиозной и что под политической составляющей!

К радикальным салафитам могут быть отнесены оба эти определения: религиозная составляющая — это идеология радикального салафизма, цель которого — создание шариатского государства с социальной гармонией (социальной справедливостью), политическая составляющая — борьба с государством.

А где противная сторона? С кем радикальный салафизм борется и по и какой причине? Выявление причины — ключевое место в поиске путей предупреждения конфликтов и конструктивного их завершения.

Ища причину ухода молодёжи в подполье, в «леса», мы вспомним, что всегда на конференциях и других обсуждениях в качестве таковых называются обычно социальные вопросы: отсутствие социального лифта, безработица, сверхпотребление элиты, когда существуют бедность, глубокое социальное неравенство, коррупция, клановость и т. д. Это всё проблемы государства. Чтобы разрешить конфликт, государству следует избавляться от перечисленных пороков, хотя бы частично.

Следовательно, для государства этот конфликт является социально-политическим: в социальном плане — положительные решения социальных проблем и исключение причин ухода молодёжи в подполье, в политическом — это защита государства силовыми структурами в борьбе с радикальными салафитами.

Каждая участвующая в конфликте сторона имеет собственную его классификацию. Общих концепций здесь не может быть, поскольку цели разные. Классификация «религиозно-политический конфликт» не даёт никаких идейной почвы для разрешения нашего конфликта.

Таким образом, конфликт, который государство и общество пытаются официально решить в течение 20 лет, не классифицирован адекватным образом и потому разрешается запредельно долго. Второй фактор, который вызвал конфликт к жизни, — это глубокий социальный раскол, который сохраняется в обществе.

Таким образом, отсутствие адекватной классификации конфликта стало причиной отсутствия адекватной концепции его разрешения.

Отсутствие чёткой классификации и ясной программы по реализации конфликта привело  к огромному дисбалансу в его разрешении — социальная сторона осталась на нуле, а сильная составляющая разрослась непомерно.

В сложившейся ситуации научному и политическому сообществу республики и страны следует по данному вопросу прийти к единому мнению.

Каковы пути разрешения данного конфликта?

Классическое определение такого рода конфликтам дал бывший премьер-министр Малайзии Мохатхир Мухаммад, выступавший в 2002 году на исламской конференции мусульманских стран: «Религиозный экстремизм и терроризм, безусловно, провоцируются доведённым до высшей степени экономическим неравенством между меньшинством элиты и остальной частью населения. И решением здесь может быть внятная программа по повышению социальной справедливости в обществе».

В этом определении методологически чётко сказано, что источником конфликта является — обогащение элиты.

Следовательно, источником приведения общества к социальной справедливости также являются богатства элиты.

Создать механизм концентрации ресурсов и специальную программу остаётся задачей президента России. Другое лицо с подобной задачей не справится.

У нас в стране принято выражать удовлетворение и даже гордость тем, что благодаря щадящей налоговой системе в стране обеспечивается стабильность. Это, безусловно, хорошо. Но хорошо это для элиты, которая продолжает обогащаться. А в стране есть ещё массы. Ещё в 2008 году академик Львов упрекал власть, что 92 % населения России владеют лишь 8% собственности!

Из всех задач, стоящих перед современной Россией, наиболее актуальной является нравственно-политическая и социальная задача по ликвидации террористического конфликта на Северном Кавказе. Какие ещё сюрпризы принесёт этот конфликт, неизвестно. Но точно можно сказать, что, если мы, щадя наши элиты,  не справимся с ним, впереди нас ждёт много «сюрпризов»…

 

Тагир Муслимов,

 к.и.н., с.н.с. РЦЭИ ДНЦ РАН

 

Номер газеты