[ Искусство не вымирает ]

Дискуссия о том, сколько мастерства в искусстве и искусства в мастерстве в рамках рубрики «Национальные бренды Дагестана» журнала «SE», нашла продолжение. Заслуженный деятель искусств РД Ильяс Гаджиламамаев решил высказать своё мнение на страницах «Среднего Класса».


В Дагестане много настоящих художников и ювелиров. Кубачинское ювелирное искусство как было уникальным сто лет назад, так и сейчас удивляет людей тонкостью работы, разнообразием трудоёмких приёмов изготовления.
Отдельные кубачинские ювелиры штампуют и ширпотреб крайне низкого художественного уровня для массового потребителя, потому что покупатели просят доступную для их кошельков продукцию.
Ранее у известных мастеров были возможности реализовывать изделия. И была уверенность в том, что их произведения может приобрести один из музеев республики или столицы, художественный фонд Союза художников страны.
Молодые высококвалифицированные мастера и в настоящее время представляют свои изделия на разные выставки, просмотры, конкурсы, ярмарки, но у них нет уверенности в том, что будут желающие приобрести их работы.
Все знают, что в магазинах реализуются изделия из драгметаллов по весу, а не по художественному достоинству. В последние годы кубачинских мастеров посещают много посредников, которые не имеют никакого отношения к искусству и мастерству. Они просят изделия недорогие, простые. Потом эти изделия оказываются в магазинах с большими надбавками посредников и хозяев магазинов. Среди этих работ, конечно, имеется и ширпотреб крайне низкого уровня.
Обратите внимание на количество ювелирных магазинов в Махачкале: один рядом с другим, и в основном все с вывесками «Кубачинское серебро», «Кубачинские изделия», «Салон Кубачи», «Магазин Кубачи» и т. д. Сабля, изготовленная мастером высокой квалификации, с глубокой гравировкой, филигранью и элементами из слоновой кости и эмали, доступна не всем покупателям и будет лежать в этих магазинах годами, тогда как сабля, имеющая более-менее товарный вид, но дешевле в десять раз, будет приобретена покупателем для продажи (как выражается покупатель). По этим и другим причинам теперь в Кубачи среди молодых крайне мало стало мастеров, владеющих трудоёмкой глубокой гравировкой.
Более двадцати лет я, работая главным художником Министерства местной промышленности Дагестана, руководил художественно-творческой работой мастеров предприятий народных художественных промыслов. Уверен, и в настоящее время в Кубачах и других центрах народных промыслов имеются молодые мастера, не уступающие титулованным мастерам.
В своё время много внимания уделяли восстановлению традиционных видов техники изделий с перегородчатой и выемчатой эмалью. Инициатором обучения мастеров этим видам искусства стал известный мастер народный художник России Гаджибахмуд Магомедов. Через 5–6 лет мастера Кубачинского художественного комбината стали представлять на худсовете министерства разные изделия с эмалью. В настоящее время в Кубачах около ста мастеров, владеющих техникой эмали. Среди них династии Куртаевых, Изабакаровых, Юнусовых, Чушовых, Алмасовых. Кубачинцы также хорошо знают мастеров, владеющих техникой насечки золотом и серебром по железу. Среди них можно назвать Абдула Канаева, Гаджигасана Шахаева, Абдула Гасанова (сына Яхьи Гасанова), которых знаю лично я. У Гаджибахмуда Магомедова также три внука, которых он обучал технике насечки золотом по железу, в совершенстве владеют этой техникой.
«В былые времена в Кубачах можно было найти трёх, а то и четырёх человек, умеющих это делать. А сейчас – ни одного», – пишет Курбан Ильясов. В Кубачах можно было найти не трёх, а десятки мастеров, потому что был спрос. Организовывать производство изделий с насечкой золотом по металлу на комбинате в свое время не удалось из-за трудностей в определении расхода драгметалла и неопределённостью спроса на них.
Некоторые авторы считают возможным восстановить производство сложной техники по книгам и Интернету. Мастера, выросшие в центрах народных промыслов, знают: стать настоящим мастером возможно только под руководством опытного наставника, и учиться надо десятки лет. При этом ученик должен иметь огромное желание, усидчивость, терпение и кропотливо трудиться с малых лет.
В старину, чтобы изготовить изделие, мастер начинал со слитка и путём ручной ковки и монтировки придавал форму, и на это уходило много времени, но основную художественную ценность составляло и составляет теперь художественное оформление, т. е. филигрань, гравировка, чернь, вставки с эмалью или слоновой костью.
Теперь у каждого второго мастера-монтировщика свой плавильный участок, прокатный и давильный станки. Прогресс проник и в народные промыслы.


Ильяс Гаджиламамаев,
заслуженный деятель искусств РД,
член Союза художников России

Номер газеты