Фильм о пандемии

21 мая в Махачкале в музее «Россия – моя история» прошла презентация нового документального фильма «Первая крепость». Этот небольшой, но очень эмоциональный и впечатляющий фильм, после которого не остаётся ни одного равнодушного зрителя. Он о пандемии, о врачах, о нас с вами. О том, какие жизненные уроки мы все должны усвоить теперь, спустя год после того, как ужасы первых месяцев остались позади. Он о самопожертвовании, о подвиге, о верности своей профессии.

Фильм был снят этой зимой в городской клинической больнице Махачкалы, но он не конкретно о ней и её героических сотрудниках. Мы с вами, пережившие пандемию, знаем – так, лишь с небольшими отличиями, происходило в любом медицинском учреждении страны. Ситуация типична: поток тяжелейших больных, растерянность первых месяцев, страхи, потери, надежды. И врачи, медсёстры, санитарки, водители, волонтёры, все люди, в руках которых оказалась, без преувеличения, судьба всего человечества. И они не подкачали.

Эти безумно уставшие и эмоционально опустошённые за прошедший год люди не подвели. Они оставляли дома семьи и неделями не выходили из красной зоны. Они падали с ног от усталости, но через пару часов отдыха рвались в бой. Они заражались от пациентов, болели сами, а потом снова вставали в строй, жертвуя своими силами и здоровьем. Порой отдавали жизнь. Но не сдавались. Фильм – о них.

Над фильмом работали режиссёр Даниил Черногорцев, дагестанский журналист Исрафил Исрафилов, сценарист Анастасия Ермошкина, оператор Александр Игнатьев и композитор Николай Мищенко.

Для молодого московского режиссёра Даниила Черногорцева эта работа была не первой, но на большом экране фильм о врачах – дебют. Аплодисменты в конце просмотра, слёзы на глазах зрителей, пожалуй, лучшая оценка его труда:

― Для чего мы сняли этот фильм? В первую очередь, для того, чтобы отдать дань памяти врачам, всем тем людям, которые внесли свой вклад в борьбу с коронавирусом. Я по себе и своей семье знаю, насколько страшная и тяжёлая эта болезнь, и мне непонятно легкомыслие, с которым многие относятся к этому. Было даже обидно, когда после размещения в соцсетях трейлера к фильму появились комментарии, что никакого коронавируса в Дагестане в принципе нет и не было. Если после просмотра хотя бы один человек изменит своё мнение, значит, мы работали не зря.

Мне кажется, фильм, как и любое другое произведение искусства, должно затрагивать человеческую душу,     повлиять на человека внутренне. Просмотр кино вряд ли может изменить человека, но побудить к размышлениям, заставить задуматься о проблеме может. И решим мы её, только если мы будем с ней бороться вместе, если у каждого человека появится социальная ответственность и понимание того, что завтра ваших родственников, ваших близких, ваших друзей и вас самих может не стать, если мы не изменимся. Если во имя победы не отложим в самый дальний угол все свои недопонимания, конфликты и разногласия. Если осознаем, какой гигантский вклад вносят врачи в спасение каждого больного.

Почему фильм именно о Дагестане? Даниил не скрывает: Дагестан стал его вторым домом, и он с семьёй не раз уже путешествовал по горному краю до пандемии. Как это бывает, полюбил и природу, и людей, а когда началась пандемия, очень переживал – как там в Дагестане. Ведь в сводках новостей ситуация в республике выглядела просто как в страшном триллере. Поэтому, когда он познакомился с дагестанским журналистом Исрафилом Исрафиловым и у них родился замысел снять фильм, посвящённый дагестанским врачам, даже не сомневался, что снимет его.

С первых минут фильма, когда на экране после сурового и безмятежного сельского пейзажа появляются больничные стены, мелькают СИЗы врачей, аппараты искусственной вентиляции лёгких, исколотые руки с гематомами, воспоминания о прошлой весне накатывают, как снежный ком, и не отпускают до самого финала. До дрожи. Как будто заново проживаешь всё, что было тогда, опять слышишь неутешительные новости и сообщения, что кого-то из твоих знакомых уже нет. Что гибнут врачи. Что не хватает медикаментов и оборудования. И голоса скептиков: это всё придумали, нет никакого коронавируса.

Жизнь показала, кто был прав. Но цена этого урока запредельно высока.

Что же надо делать сегодня выжившим, живущим? Какую мораль вынести?

―  Я это и в фильме сказал: нужно научиться жить. Правильно жить. – В голосе Хаджимурада Малаева, главного врача ГКБ №1, который всю пандемию буквально жил на своём рабочем месте, стопроцентная уверенность. − Вот это самая главная ценность. Вы даже не представляете, какое это наслаждение – просто жить!

Когда мы видели, как умирает человек и рядом с ним нет ни одного близкого, а он мечтает напоследок хоть кого-нибудь из них увидеть, нас просят – заведи сына, дочь, жену, а мы не можем этого сделать, – это самое страшное. Но мы так устроены, что забываем боль, когда видим впереди свет, надежду, становимся бесшабашными.

Но кое-что всё же стоит усвоить. Надо ценить тех, кто с нами рядом сейчас находится. Быть очень бережным к своей семье, к своему близкому человеку, коллеге, сыну, жене, отцу, матери.

В фильме в глазах у всегда уравновешенного и спокойного главврача стоят слёзы.

– Не может врач просто механически сделать всё, что положено, – говорит он, – и не вложить в это душу.

По словам продюсера фильма Исрафила Исрафилова, в фильме показана лишь малая часть историй о жизни врачей, медсестёр и волонтёров, и многое осталось за кадром:

― Мы хотим ещё раз показать, через что им пришлось пройти. Врачи – это бойцы невидимого фронта, которые прошли через колоссальные трудности, отдали себя, но не допустили разгара инфекционной стихии.

Журналист выразил надежду, что теперь благодаря киноленте узнать о героическом подвиге дагестанских медиков сможет массовый зритель.

Охватить всех врачей, работающих в коронавирусных больницах, говорит Даниил, конечно же, было нереально. Как и нереально другое:

― Мы снимали кино, проходя реанимацию вместе с врачами, мы работали в тяжёлых условиях, но всё равно кажется, что мы не смогли прочувствовать всю ту трудность, всю боль, с которой столкнулись врачи во время пика пандемии в Дагестане. Но мы постарались максимально приблизить зрителя к тому, через что они проходят по сей день. Подвиг этих людей достоин уважения и поклонения.

Человечество долго будет помнить 2020-й год как год борьбы с коронавирусом. Помнить его потери, ужасы, ошибки, беспримерный героизм медиков. Говорить о полной победе пока рано, но перелом в ходе сражения за жизнь уже произошёл, хотя кто-то до сих пор не верит, что оно было, и было непростым. Пандемия, как лакмусовая бумажка, выявила, кто чего стоит, кто на что способен. А её итоги нам ещё долго предстоит подводить. Фильм как раз и помогает это сделать.

 

Номер газеты