Ахульго как манипуляция историей

Когда в 1838 году командир Отдельного Кавказского корпуса, генерал Евгений Головин представил свои предложения о действиях на будущий год на Кавказе, император Николай I собственноручно надписал: «Покорение и усмирение Горного Дагестана… необходимо, ибо без онаго ни покоя, ни верного владычества иметь на Кавказе не можем».

Это определило планы командования в Дагестане, согласно которым «нужны были сильные меры» с целью «положить предел распространению власти и влияния Шамиля». Меры предполагали военный удар весной 1839 года по «укреплённому жилищу Шамиля на скале Ахульго». Позже осада и штурм системы укреплений – Старое Ахульго (авар. «Нух гьечIеб гохI» – «Горка без доступа»), Новое Ахульго (авар. «АхIул гохI» – «Набатная горка») и «Сурхаевой башни» (авар. «ЩулалъулгохI» – «Прочная горка»), расположенной на ашильтинской земле, войдут в историю как отдельная военная операция, проведённая генералом Павлом Граббе с 12 июня по 29 августа 1839 года.

Ещё до штурма Ахульго, в 1837 году, экспедицией генерала Фезе была буквально стёрта с лица земли Ашильта. Граббе в 1839 году пошёл на Ахульго через Аргвани, где в ходе короткого сражения было убито до 500 оборонявших село горцев. Через две недели генерал подошёл к «укреплённому жилищу Шамиля».

Два с половиной месяцев боёв завершились взятием Ахульго и гибелью более двух тысяч оборонявших его горцев и до 900 человек пленными (главным образом раненые, женщины, дети, старики). Ещё ни одно сражение в горах до этого момента не приносило подобных потерь. Они были огромны.

Поэтому говорить об Ахульго, о том, что оно значит в исторической памяти горцев, очень сложно. Ахульго ещё при имаме Шамиле стало местом паломничества. Местом, где более двух тысяч человек стали шахидами. Это безусловная святыня, знаковое место в истории джихада на Кавказе…

Мемориал «Ахульго» – замечательное архитектурное сооружение. Но, к сожалению, экспозиция комплекса бездарна и не научна. Похоже на то, что при создании мемориала обошлись трудами архитекторов, художников и политиков.

Ахульгинское сражение, к которому комплекс территориально привязан, на мой взгляд, крайне опошлено современными идеологическими лозунгами. Имам Шамиль, представленный в январе 2017 года через призму этого комплекса как «миротворец», для меня так же достоверен, как тот Шамиль, который в 1953 году в известном сборнике документов представлен «ставленником султанской Турции и английских колонизаторов». Хотя фраза «мемориал общей памяти и общей судьбы» звучит привлекательно, душевно. Но историю отменить или изменить невозможно, она уже случилась. Просто её надо знать. Другое дело, как её использовать, с какой целью. Но здесь заканчивается история как наука и начинается другое – манипулирование историческим сознанием, политика.

В Дагестане можно и, наверное, нужно было открывать историко-военный мемориал памяти всех павших за «российско-советско-российское» отечество. Но возвести его возле Ахульго как «символ единства» народов, там, где они бились друг против друга насмерть?! А ведь война на Кавказе после Ахульго длилась ещё двадцать лет...

Номер газеты