Я знаю, что вы хотите сделать этим летом

 

«Я думаю, что как не за горами приход UFC в Россию, так не за горами и наши совместные труды. Мы уже предпринимаем определённые шаги, чтобы быть друг к другу поближе. Можно сказать, что мы берём курс на UFC. Я никогда не стеснялся говорить, что нам нужно брать пример с американской индустрии во всех смыслах этого слова – и спортсменам, и зрителям, и организаторам. Это наш ориентир, маяк. Конечно, мы должны в русском духе что-то придумывать, дополнять и даже где-то делать лучше, чем они. Но всё равно нужно на них в хорошем смысле равняться», – высказал своё видение развития компании Fight Nights её генеральный продюсер Камил Гаджиев. Западный подход в организации и проведении турниров – вещь сильная. И даже стильная. Не многие в нашей стране способны открыто говорить, что пример-то надо брать с американцев...

Несмотря на стремление организовать свой бизнес по американской технологии, многие вещи попросту не поддаются таким попыткам. И главное в этом списке – телевидение. Бои Fight Nights транслируют российские телеканалы, но глобальной пользы организаторам и бойцам практически никакой. Объясню. ТВ сыграло важнейшую роль в становлении профессионального спорта. За контракт на пять сезонов несколько ведущих американских телеканалов заплатили Национальной футбольной лиге (американский футбол) $21 млрд (!). Вряд ли эти затраты окупятся. Но здесь тонкий расчёт. Если не будет футбола на одном из данных каналов, многие рекламодатели попросту потеряют к ним интерес и расторгнут контракты. Телевидение – главный спонсор многих дисциплин. Бойцы UFC, входящие в топ, помимо гонораров от самой организации, получают проценты от платного просмотра. Чаще эти суммы превышают сами гонорары. К сожалению боссов UFC, «бой века» Андерсон СильваЧейл Соннен собрал лишь один миллион платных подписок. Тогда как рекорд принадлежит повторному поединку Брока Леснара и Френка Мира – 1 600 000 заявок по системе pay-per-view1. В профессиональном боксе цифры значительно выше. Крупнейшие поединки собирают более 2 млн платных подписок. Например, одним из рекордных в истории спорта является бой Оскара де Ла Хойи и Флойда Мейвэйзера, собравший в общей сложности $120 млн, обогатив Золотого Мальчика на $50 млн, а Флойда – на $20 млн.

В России, конечно, всего этого нет. Абсолютно. Телевидение не способно продавать платные трансляции и зачастую само требует с организаторов спортивных мероприятий платить за вещание. В нашей стране спортсмен не способен зарабатывать так, как это подразумевает профессиональный спорт. Темы телевидения мы уже коснулись. Продолжая, отметим, что именно оно формирует национальную идею, о которой так часто вспоминают российские чиновники. В развитых странах доля спортивных программ на ТВ составляет более 10%. Огромные цифры. В России этот показатель в десять раз ниже. Это сказывается и на рекламодателях, и на спонсорах – на тех людях, которые хотят вкладываться в спорт. Мы не знаем, сколько получают организаторы российских бойцовских турниров за рекламную площадку на настиле ринга. Но знаем, что братья Кличко на этом зарабатывают $500 000. И дело не в их спортивных качествах – это боксёры, которые с 2009 года отсутствуют на американском телевидении в силу крайней незрелищности. Дело в другом – в правилах игры, в раскрутке. И раскручивает братьев ТВ. Канал RTL заключил с ними контракт на $15 млн за 5 поединков. И именно из-за постоянного мелькания на немецком ТВ их скучнейшие бои собирают полные футбольные стадионы. Отсутствие должного внимания со стороны телевидения, как видим, сказывается как на интересе спонсоров к спорту, к самим бойцам, так и на интересе зрителей посещать спортивные ивенты.

У известного комментатора бокса, Владимира Гендлина, спросили, как на бокс влияет телевидение?

– Большие промоутеры, как Дон Кинг, держат в кармане не только боксёров, но и боксёрские версии. Однако телеканалы, не удовлетворённые боями, которые им предлагают их промоутеры, потихоньку берут на себя промоутерские функции. Потому что тридцать миллионов за бой Тайсону, десять миллионов Оскару Де Ла Хойе платят именно телеканалы. Когда рейтинги идут вниз и рекламодатель не идёт, телевизионные боссы, которые в последнее время сами стали здорово разбираться в боксе, берут организацию на себя. Они напрямую заключают долгосрочные контракты с тем или иным боксёром. Прежде всего это делают на каналах НВО и Showtime.

– А российское телевидение не может работать как НВО?

– Телевидение в России пока не ставит перед собой задачу развивать что-то. Оно покупает готовый продукт. А организация боксёрского шоу – дело дорогостоящее и сложное.

К тому же у нас есть телевидение, есть промоутеры, есть зрители, но нет звёзд, как братья Кличко на Украине. Лучшие бои нашего первого чемпиона мира Юры Арбачакова, Кости Цзю и Олега Маскаева зрители вовремя так и не увидели. А высококлассный боксёр нужен спорту, как локомотив поезду.

– Как происходит отбор боёв для эфира?

– На НТВ и НТВ-Плюс отбором в основном занимаюсь я. Критерий очень прост: бой должен быть чемпионским и желательно с известным персонажем. Первый канал берёт то, что ему нужно, но советуется со мной.

И это главное отличие, не позволяющее прогрессивным российским компаниям переходить на американскую систему ведения бойцовского бизнеса. Но есть и другие, связанные непосредственно с подготовкой самих бойцов. Ведь именно бойцы – главные действующие лица профессиональных турниров. Проблем, препятствующих их росту, в нашей стране предостаточно. Но одна из главных – это…

Залы. Если призадуматься, где в России и Дагестане проводятся тренировки? Не считая нескольких специализированных спортшкол (по неолимпийским дисциплинам), основной упор тренировочного процесса делается на общеобразовательные школы. Обычные школы, в спортзалах которых ровным счётом нет ничего. Особенно для такой специфичной дисциплины как ММА. Разница между бойцом, тренирующимся в высокотехнологичном зале (оборудованном самой последней техникой), и атлетом, занимающимся в здании, в котором есть деревянный пол и висит только одна груша, огромна. А если оставить «мёртвые залы» и взять в пример «поддерживаемые», то и здесь мы увидим несоизмеримую разницу. В лучшем случае в этих залах есть ринг, боксёрские мешки, лапы, на полу постелен ковёр. Но этого мало для ММА. Для подготовки атлетов экстра-класса потребуется клетка (мини-аналог октагона) и современные тренажёры для каждой мышцы тела, необходимые для этого спорта. Второй момент – количество залов. Даже таких джимов, которые не отвечают требованиям современного спорта, в нашей стране не хватает. Государство если их и строит, то только в виде какого-нибудь спорткомплекса или центра подготовки, пропуск в которые получают только избранные клубы. Что касается частных инвесторов, то им попросту невыгодно возводить пускай и малые по размерам спортсооружения. Им рентабельнее построить ресторан, банкетный зал, в крайнем случае – тренажёрный зал, который принесёт хоть какую-то прибыль. Да и цена самой земли не позволяет человеку, который намеревается возвести спортзал, это сделать. Особенно в Махачкале… В США всё наоборот. Политика Штатов больше направлена на оздоровление населения. И проблема количества и качества залов там не стоит.

Подготовка… Что касается самой подготовки бойцов, то и здесь огромная пропасть между Россией и Западом. У нас полно мастеровитых борцов, боксёров, прочих ударников. Но специалистов в области ММА нет. Боксёр «поставит руки», таец научит клинчу и ударам ног, борец покажет, как бороться. Но объединить все эти элементы в один кулак – задача архисложная. И вина в этом не самих тренеров, а скорее функционеров – тех людей, кто отвечает за этот спорт не в качестве специалиста, а в роли менеджера. Наверное, когда появятся менеджеры с более прогрессивными взглядами, появится и результат. Не от случая к случаю, а на постоянной основе. Топовых тренеров необходимо несколько раз в год привозить в США, чтобы они росли. Видели всю американскую «кухню» подготовки бойцов. Иначе подготовка спортсменов так и будет строиться на постижении разных дисциплин.

 

И не такое увидишь...

 

Но, несмотря на наличие проблем в профессиональном спорте, ивенты проходят один за другим. И за это можно сказать только спасибо их организаторам. Один из самых дагестанских в стране – Fight Nights. Боссы компании, являющиеся дагестанцами, приучили московскую публику приходить на свои турниры. 80% участников которых – бойцы из нашей республики. Компания не платит больших гонораров, но делает спортсменам имя, по крайней мере в нашей стране. Возможно, оно пригодится этим ребятам, когда возникнет возможность перебраться в американские промоушены. Напомню, Расул Мирзаев, Мурад Мачаев, Виталий Минаков имеют на руках контракты с Bellator. Продолжая тему самой дагестанской организации в России, нельзя не отметить тот факт, что ивент в нашей республике компания ещё не проводила. Но это временно. 30 августа этот недочёт будет исправлен…

Но вернёмся пока в Москву, на турнир компании под кодовым названием «Битва под Москвой-11». Главным его событием стал титульный поединок по правилам К-1 за звание чемпиона мира по версии WAKO-PRO между чемпионом Редуаном Кайро и претендентом Владимиром Минеевым.

Российский тайбоксёр постепенно стал лицом компании, выигрывая во всех боях, будь это любительские или профессиональные соревнования. Минеев в отличной форме, но проблема в том, что его весовая категория – до 93 кг – не самая топовая в мире. Вообще, бойцам-ударникам выгодно быть или легковесами (70 кг), или супертяжами. Именно в этих весах проходят самые значимые в мире турниры по К-1 и тайскому боксу. Владимир, кстати, тоже имеет отношение к Дагестану, так как в своё время он тренировался в московском филиале клуба «Скорпион» у Зайналбека Зайналбекова, а после возвращения известного наставника в Махачкалу приезжал на сборы в нашу республику. Интересно, что Минеев успел даже стать чемпионом Дагестана по муай таю. Владимир довольно предсказуемо расправился с темнокожим голландцем и добавил в хранилище своих трофеев новый кубок. Остальные топовые схватки на турнире прошли с участием дагестанских бойцов. Мурад Мачаев в схватке с таким же любителем борьбы, как и он сам – Андриусом Хобальдо – сделал акцент на работу руками и в первом же раунде, зацепив противника ударом навстречу, закончил добиванием. Известный ветеран турниров по версии «Драка» 46-летний Рамазан Рамазанов по примеру западных «долгожителей» не собирается заканчивать с боями, продолжая радовать в первую очередь себя и затем – зрителей.

«Единственное поражение в своей карьере не давало мне покоя. Я ведь не проиграл ни единого боя. Даже в любительских чемпионатах по ушу саньда», – признаётся «ЧК» спортсмен. Один из организаторов турниров по версии «Драка», которые проходят в Хабаровске, в прошлом году позвонил Рамазану и спросил, не хочет ли тот вернуться в спорт и отобрать свой пояс у Ману Нтоху. Рамазанов, конечно же, согласился: «Я ведь полностью и не отходил от спорта. Тренировался то тут, то там, побывал практически во всех спортивных залах города, да и в своём клубе «Олимпия» постоянно занимаюсь». Второй звонок организатора «Драки» уже был адресован Нтоху. Француз, проживающий последние годы в США, лишь улыбнулся, но всё же согласился. Его снисходительная реакция была вызвана тем, что он, конечно, знал о том, что после их последней встречи в 1998 г. махачкалинец не принимал участия в соревнованиях. Нтох посчитал, что их третий бой станет лёгкой добычей. Ведь за эти годы Ману выиграл более десятка профбоёв по кик- и тайбоксу, поднялся на 15-ю строчку в рейтинге лучших боксёров-тяжеловесов мира, был очень близок к подписанию контракта с UFC и даже успел засветиться в Голливуде. Но… Рамазан одержал досрочную победу во втором раунде. Нтох, забравший первый раунд и практически отключивший левую ногу дагестанца во втором, исполняя правый хай кик в голову, отдал ногу Рамазану, попав в гард. Махачкалинец использовал свой шанс, обрушив на голову Ману град ударов кулаками («ЧК» №6 от 17.02.2012 г.).

На этот раз соперником Рамазана стал 40-летний Микеле Вержинелли. Итальянский ветеран стал известен в России после схватки с Андреем Семёновым. Крепкий, упёртый атлет, но технический арсенал дагестанского саньдаиста оказался на порядок выше, что и предопределило исход. И, кажется, Рамазан не хочет останавливаться…

Али Багаудинов (57 кг), по заверению его менеджера Камила Гаджиева, самый сильный в своём весе в Европе и может на равных биться с любым даже в UFC. И его переход в лучшую организацию мира – вопрос  времени. Пока же Али избивает всех подряд, кого ему предлагают в Fight Nights. На этот раз очередь дошла до японца Сейдзу Озуки. Азиата позиционировали как серьёзную угрозу, но 34-летнего бойца хватило лишь на 25 секунд, после которых рефери решил остановить встречу. Быстрые и сильные руки Нокаутёра вновь сделали своё дело. Дагестанец запомнился не столько быстрой победой, сколько эффектным выходом в ринг. Наверное, зрители  и подумать не могли, что когда-нибудь подобное увидят в России – Али предстал перед ними в образе короля. Естественно, с короной на голове. И на троне, который несли четверо, как бы правильно выразиться… импровизированных слуг. В общем, было весело. В UFC, я думаю, это оценят. Быстро снял все вопросы о победителе и Шамиль Завуров. Перед его схваткой с Эдуарду Пашу болельщикам в зале был представлен красочный видеоролик с очень тонким юмором. Продолжительность ролика, правда, превысила продолжительность самого поединка. Но это не так страшно. Страшно другое – соперник титулованного дагестанского бойца оказался… Кто видел, поймёт кем. Впрочем, в прошлом номере, в статье «Видимо, его голова просто крепче моей», именно это я и подразумевал, говоря, что шансов у бразильского атлета никаких. И это печально, когда результат известен заранее. То ли дело поединок Льва Дагестана в июне. Его соперником станет старый знакомый – Ясуби Эномото. Бойцы дважды бились в М-1, и счёт встреч – 1:1. Как будет на этот раз?

 

Они такие разные

 

Их прошлый, закончившийся поражением Чемпиона, поединок оставил много вопросов. К тому поединку с Эномото Завуров в течение месяца готовился в США вместе с бывшим одноклубником Рустамом Хабиловым в зале лучшего тренера в мире ММА этого года – Грега Джексона. Смена тренировочного лагеря повлияла и на смену привычной тактики дагестанца. Первые два раунда и вовсе не проводил привычных тейкдаунов, работая с чемпионом мира по тайбоксу в стойке. Чем это было вызвано? Скорее тем, что Завуров решил, вероятно, слегка обескуражить ударной техникой готовившегося к блокировке тейкдаунов швейцарца с японскими корнями. Но должного эффекта не вышло. «Игра в бокс» в первом раунде осталась за Ясуби. Во второй пятиминутке Шамиль выровнял положение, но это ему стоило уймы потраченных сил. И в этот момент сыграл злую шутку главный враг дагестанского спортсмена – недостаток силовой выносливости. Пятый раунд Завуров попросту стоял – сил поднять руки у него не было. Как и сил на то, чтобы хотя бы двигаться по-бойцовски. У швейцарца же открылось второе дыхание. Он в последних двух раундах не сделал ничего вразумительного, но более эффектно (для оценок судей) двигался в ринге. Хоть за это и не дают очков, но при выборе, кому из двух бойцов, переставших попросту работать, даже этот сегмент – вариант. Если бы бой дотянул до своего официального завершения, не факт, что судьи отдали бы победу дагестанскому бойцу. Если предположить, что первый раунд взял Эномото, три последующих остались за Завуровым, а последний за явным преимуществом вновь взял швейцарец (10–8), то в итоге вышла бы ничья – 47–47. Но этого не случилось. Шамилю не хватило минуты. Ясуби поймал его на удушающий и вынудил сдаться.

Шамиль тот поединок проиграл скорее не Эномото, а самому себе. Выносливость бойца не самый сильный конёк, как, например, его сила и скорость. Напрашивается вопрос: зная ЭТО, почему ЭТО не удаётся нейтрализовать, найти контраргумент? Способов повышения силовой выносливости и в самом деле немало. Но вряд ли, думается, столь опытный боец, как Шамиль, не пользуется ими. Дело скорее в другом. Завуров по своей базе – чистый вольник, хоть продолжительное время и занимался боевым самбо. Но в выступлениях по этой дисциплине прослеживалась яркая техника борца вольного стиля. Так же и с ММА. И не секрет, что для смешанных единоборств такая база дорогого стоит. Но есть одно но… В различных спортивных дисциплинах организм, суставы и мышцы спортсмена привыкают к определённым нагрузкам. Особенно если это повторяется из года в год. К примеру, у футболиста и у хоккеиста приблизительно одинаковая выносливость. Но если их поменять местами (не беря в расчёт техническую составляющую), плачевный результат будет очевиден. То есть вся культура высшего спорта построена на изнурительных многочасовых тренировках. Однако в разных дисциплинах мышцы развиваются по-разному. В вольной и классической борьбе упор делается на физическую силу. Естественно, атлеты довольно выносливы. Но силы у них гораздо больше, чем выносливости, если рассматривать их в пропорциональном соотношении. У боксёра или спортсмена, исповедующего джиу-джитсу, мышцы не столь развиты. Но они более выносливы. Разница в том, что борец на тренировках работает с живым весом партнёра. Боксёр не имеет такого контакта с противником, как борец, и большую часть времени работает на снарядах, повышая скорость и выносливость. А для развития физической силы боксёру приходится работать дополнительно. В борьбе сила развивается в процессе традиционного занятия, наряду с разучиванием технического арсенала. Исходя из этого, мы видим, что Завуров – физически мощный боец, но в процессе затяжного поединка его мышцы, как это принято говорить в таких случаях, наливаются свинцом. А если взять в пример Ясуби Эномото, мы заметим противоположный результат. Его мышцы (к примеру, рук) не имеют такой силы, как у Завурова. Но на исходе 23-й минуты поединка он мог их держать у подбородка и проводить ими хоть какие-то действия, несмотря на то что эти удары напоминали скорее щелчки (в них попросту не было силы, но была энергия, чтоб держать их в боевой стойке). Результат этой противоположности известен…

Основную часть боя Завуров провёл в кикбоксёрской манере, притом что его мышцы не были готовы к этому (они привыкли к совершенно другим нагрузкам и работе). Они устали быстрее, чем если бы Шамиль весь поединок построил в борцовском ключе. Он способен хоть полчаса бороться с противником. И, случись это в бою с Ясуби, картина выглядела бы совсем иначе. Но... Совсем скоро узнаем, что они сделают этим летом.

(В следующем номере читайте аналитический материал о турнире UFC: Джон Джонс – Чейл Соннен, на котором свой второй поединок в организации проведёт Рустам Хабилов.)



 

 

1Рay­per­view – продажа платных трансляций зрителям.

 

Номер газеты