Путешествие из Петербурга в Махачкалу. Отчаянного бразильца

Сразу несколько турниров по ММА прошли в минувшие выходные в различных точках планеты. Эвент компании UFC оказался абсолютно китайским и по определённым причинам не вызвал ажиотажа, или особенного интереса, кроме как у самих китайцев. Мероприятия в России оказались куда более любопытными. Но… только не для китайцев.

Турнир по смешанным единоборствам в Махачкале. Учитывая степень популярности ММА в республике, любое значимое событие по этой дисциплине приковывает интерес болельщиков. Настолько, что в Дагестане можно проводить соревнования по миксфайту хоть каждые выходные. Но на это нужны деньги. Аренда помещения, гонорары бойцов, расходы на судей, проживание, перелёты… Всё это недешёво, учитывая, что о самоокупаемости подобных турниров в России речь практически не идёт. Только спонсорство. Что уж говорить о 05 регионе. После турнира М-1, прошедшего в апреле 2012 года благодаря помощи экс-мэра Махачкалы и президента «Горца» Саида Амирова, больших эвентов в Дагестане было не так много. Наверное, стоит отметить лишь две «Битвы звёзд». На этих турнирах лицезрели популярных дагестанских бойцов, чьими противниками были не столь популярные спортсмены из-за бугра. Довольно типичная для большинства локальных мероприятий схема, при которой целью становится безоговорочная и яркая победа хозяев. Пускай и непонятно, над кем. Непонятно, в первую очередь, для болельщиков. И этому есть простое объяснение – не каждый западный боец согласится ехать в Дагестан. В беседе со мной один из организаторов «Битвы звёзд» Заур Бабаев подробно рассказал об этом печальном факте: «У нас был список бойцов, которых мы планировали пригласить. Сначала они вроде согласились. А затем, зайдя в Интернет, набрав слово «Дагестан», испугались. Шамилю Завурову мы очень долго подбирали соперника. Окончательно согласился на поединок боец, который значился пятым в нашем списке».

С подобными проблемами столкнулись наверняка и организаторы «Звёзды ММА на ринге». Найти достойную оппозицию Шамилю Завурову, Султану Алиеву, Иманали Гамзатханову, Магомеду Фиксе Магомедову, Салиму Давыдову и легенде боевых искусств Рамазану Рамазанову не так-то просто. Что в данном случае значат слова «достойная оппозиция»? В первую очередь – имена противника. Желательно, чтобы зрители примерно знали, кто будет противостоять местным бойцам. Это самое сложное. Как было отмечено выше, более-менее известные спортсмены отказываются прилетать в Дагестан. Во-вторых, степень мастерства тех, кто согласился выступить в Дагестане. Принял вызов – хорошо, но желательно, чтобы этот боец не рассыпался в прах в первые тридцать секунд. Брутальные нокауты – это здорово, но и интрига должна сохраняться. Хотя бы до второго раунда. Все перечисленные дагестанские бойцы одержали победы. Завуров и Гамзатханов выиграли по очкам, остальные – досрочно. Султан Алиев отправил в нокаут Чарльза Андраде – бразильца, который днём ранее бился в другом промоушене – М-1. И такое в жизни бывает. Но об этом чуть ниже…

Знаете, что удивляет в подобных мероприятиях? Почему святым долгом считается пригласить пусть и неизвестного, но обязательно зарубежного спортсмена? Наверное, это делается для статуса – слово «международный» звучит круче слова «российский». Но для зрителей было бы интереснее понаблюдать за схватками, допустим, дагестанских бойцов против чеченских. В соседней республике ММА сейчас также на подъёме. Есть множество бойцов, которые через год-два заявят о себе на весь мир. Пока они этого не сделали и не заключили эксклюзивные контракты с UFC и Bellator, их можно подтягивать в Дагестан. Зрительский интерес был бы обеспечен и длинным автокортежем из Чечни… Подобная мысль материализовалась лишь в одном бою вечера, зато главном. Победитель второго сезона реалити-шоу М-1 Fighter Вагаб Вагабов сошёлся в ринге с чеченским атлетом Русланом Хасхановым. Вагабов до прихода в ММА занимался боксом, кикбоксингом, выступал в различных стилях. В профессиональных боях Вагаб до встречи с Хасхановым сколотил себе рекорд 9–0. 8 побед из которых досрочные. Руслан, безусловно, был самым сложным, хотя бы по имени, соперником махачкалинца. У чеченского грепплера опыта куда больше. Хасханов бился с такими бойцами, как Магомед Султанахмедов, Рустам Хабилов и Султан Алиев. Проиграв Магомеду и Султану, Руслан выиграл в упорном бою у Хабилова. А это потрясающее достижение.

Поединок в Каспийске (спорткомплекс Али Алиева) у Хасханова не сложился. Вообще этот бой оказался неоднозначным. Его развязка произошла в начале второго раунда. До её прихода поединок постоянно прерывался из-за разбитого носа Руслана и мелких стычек между бойцами. Что не поделили между собой соперники, непонятно. Началась эта словесная перепалка с момента, когда рефери объяснял атлетам, как им необходимо расположиться в партере после паузы, связанной с очередным вытиранием носа Хасханова. Первый раунд, кроме мелких остановок, запомнился работой Вагабова в классическом кикбоксёрском стиле и одним тейкдауном от гостя из Чечни. Тактика обоих бойцов была понятна. Вагабу необходимо было сдерживать соперника за счёт более длинных конечностей на дистанции, обрабатывая его ударами рук и ног. И эта тактика сработала с самого начала, как было отмечено, Вагаб разбил нос Руслану и это во многом предопределило исход боя. Возможно, нос был даже сломан. У Хасханова задача была противоположная. Ловить в стойке с мастером спорта по боксу и кикбоксингу ему было нечего, чеченцу как воздух необходим был партер – конёк Руслана. Во втором раунде его борцовские качества помогли опрокинуть Вагабова на настил ринга, но при этом Хасханов отдал сопернику шею и был «задушен». Сложно понять, как такой искусный грепплер как Руслан отдал так легко свою шею, а главное – почему он не стал вылезать из «петли» и очень быстро сдался? Речи о «договорняке» быть не может. Возможно, сказалось психологическое давление на бойца как со стороны трибун, так и более мотивированным соперником – хозяином ринга. Ещё больше удивило поведение Хасханова после схватки. Не пожав руку противнику и не дождавшись процедуры объявления победителя ринг-анонсером, чеченец покинул ринг и буквально бегом отправился в раздевалку. В любом случае эта победа дала Вагабову ещё одно очко в победный рекорд, и кто знает, может, Вагабов станет участником популярных западных промоушенов... Данные для этого хорошие…

 

Андраде – это

такой же Рыжий Тарзан

 

В Санкт-Петербурге детище Вадима Финкельштейна компания М-1 провела первый в 2014 году турнир. По словам президента промоушена, соревнования по миксфайту можно было бы организовать гораздо раньше, но из-за прошедшей в Сочи Олимпиады было решено передвинуть сроки. Понятное решение. Но если Вадим Григорьевич действительно заботится о популярности своего проекта и зрительском интересе (а не делать он этого не может), то ему впору менять подачу эвентов.

Это же просто спятить можно, пока ожидаешь главные поединки вечера. Только представьте: М-1 Challenge 45 начался в 19:00, а завершился в… 00:00. Пять часов! Ни один турнир в мире не должен длиться столько времени. Это очень тяжело в первую очередь для зрителей, находящихся в зале и расположившихся у экранов телевизоров. Особенно это относится к поединкам мейнкарда. Перерывы между боями в этой части достигали получаса. Ясное дело, всё это организационные моменты – договор с телевидением, реклама, а не приступы садизма со стороны организаторов. Но решать эту проблему необходимо. Тем более в нашей стране есть организации, безболезненно преодолевшие этот «телевизионный» барьер. В первую очередь – «Легенда». Амбициозный проект смотрится на одном дыхании и длится не более двух часов – самый оптимальный вариант для зрителей, да и для самих спортсменов. Главное сейчас для Вадима Финкельштейна – это не превратиться в гениального учёного, создавшего в своей лаборатории уникальное существо, которое съест его самого впоследствии. М-1 не должно им становиться…

28 февраля в поединке против Рашида Юсупова Андраде чуть было не остался без головы.  На следующий день, 1 марта, бразилец был не столь везуч

А ситуация в этой компании действительно непростая. Промоушен покинули практически все топовые бойцы. Особенно это касается весовой категории до 77 кг. Один из самых стабильных и зрелищных дивизионов лишился своей интриги. Совсем недавно в этом весе было сразу четыре человека, реально претендовавших на титул чемпиона организации. Более того, эта четвёрка могла разыгрывать бесконечные звёздные войны, а у зрителей ещё долго не угасал бы интерес к ней. Но всё изменилось. Шамиль Завуров со скандалом покинул проект. Ясубей Эномото ушёл без скандала. Белая надежда ММА с дагестанским акцентом Александр Яковлев подписал контракт с UFC, как и чемпион М-1 Рашид Магомедов. В других весовых категориях ситуация немногим лучше. В лёгком весе (70 кг) отечественный промоушен лишился таких бойцов, как экс-претендент на титул чемпиона Маирбек Тайсумов (перешёл в UFC) и экс-чемпион Даниэль Вайхель (перешёл в Bellator). После поражения Костантину Глухову свой антураж потерял Кенни Гарнер, и теперь он не «тот самый непонятный Кенни», на которого толпой ходят зрители. Супертяжёлый дивизион в М-1 – это отдельная история. Гран-при, проведённый  в прошлом году, как бы это странно ни звучало, заметно потряс организацию. Бойцы, на которых делалась ставка во всей этой затее, стали сыпаться как карточные домики. Спасти ситуацию не смог в финале Гран-при даже тот самый Глухов, проигравший малоизвестному зарубежному бойцу. То есть атлеты, считавшиеся символами организации в супертяжёлой весовой категории, на этом турнире показали себя нелучшим образом, тем самым дав повод для разговоров о силе и статусности компании М-1. Отдельно спутал все карты Вадиму Финкельштейну и Магомед Маликов, несмотря на возраст, один из самых многообещающих тяжей России. По различным причинам поединки с участием Маликова откладывались, ну а теперь Магомед очень близок к переходу в UFC. Нехватка харизматичных бойцов ощущается во всех других категориях М-1. Это и 93 кг – самый проблемный дивизион промоушена, и вес до 66 кг, где есть только один действительно звёздный атлет – Марат Гафуров. Хасавюртовец, впрочем, также чуть было не ушёл из компании в азиатский промоушен – ONE FC. Но, как оказалось, некое третье лицо подставило Марата перед руководством М-1 и ONE FC, так как контракт-то Кобры с проектом Финкельштейна ещё не был завершён. В общем, пока Гафуров в М-1. Но надолго ли? В 70 кг ситуация схожая. Вновь видим лишь одного человека, чьё превосходство над остальными достигло заоблачных высот – Мусу Хаманаева. Чеченского бойца, думается, мы совсем скоро также будем наблюдать в UFC… Интрига на отдельно взятый турнир сохранялась в весовой категории до 84 кг – 14 марта действующий чемпион Рамазан Эмеев должен был схлестнуться с претендентом – Вячеславом Василевским. Но за месяц до этой схватки Василевский, на свою беду, заявился на чемпионат России по боевому самбо. Дойдя до финала, Вячеслав встретился в нём со старым знакомым и главным соперником на этих соревнованиях – тем самым Султаном Алиевым. До этого боя Султан неоднократно уступал именитому оппоненту. На этот раз печальная традиция была послана куда подальше – подопечный Шамиля Завурова отправил Василевского в нокдаун, после которого у бойца было зафиксировано сотрясение мозга и отстранение от поединка против Эмеева. Потрясающая победа Султана, жаждующего попасть в скором времени в UFC. В Bellator  он уже был… Для главы М-1 история с Вячеславом Василевским ужасна. Из-за нехватки кадров сделать эвент, на который болельщики купят билеты, а телеболельщики просидят пять часов, словно зомби перед зомбоящиком, очень сложно. Выход, правда, есть всегда. Андрей Семёнов – человек, который мог стать столь же известным, как Фёдор Емельяненко, но по ряду причин таким не ставший – заменит Василевского в бою с Эмеевым. Бесспорно, это уже не та Белая Акула, и спортивной составляющей в этом поединке будет немного... Но важно другое – зрители на него пойдут…

Такова ситуация с М-1. Это, конечно, печально. Промоушен, чью школу прошли практически все нынешние звёзды российского ММА, включая Хабиба Нурмагомедова, Рустама Хабилова, не должен терять своей хватки. Но, может, не стоит гнаться за «большими» боями? А стоит продолжить именно в духе начальной школы – заниматься селекцией, находить проспекты, растить из них мастеровитых бойцов, повышать опыт и учить профессионализму (многим бойцам в диковинку стердауны1, например). А затем отпускать в большие западные организации. Конкурировать с ними, говоря, что «М-1 – это вершина ММА» или «М-1 – это промоушен №2 в мире», не совсем правильно. По крайней мере исходя из суммы гонораров и уровня оппозиции. И неудивительно, почему только делающие первые шаги в профессиональном спорте атлеты, минуя отечественный флагман в смешанных единоборствах, скопом перебираются за океан, выступая для начала в локальных американских организациях. Их там более 40. Но все они, по мнению Финкельштейна, и рядом не стоят с его компанией.

Почему вы не считаете Bellator элитной организацией?

– Потому что оттуда все хорошие бойцы уходят в UFC, а те, которые остаются, не лучше, чем у нас. Заяц и Волков у нас не были лучшими бойцами, а там они чемпионы все. UFC однозначно выше всех уровнем, а у нас уровень, возможно, даже выше, чем у Bellator. У нас почему-то считается, что раз он выступает в Америке, хоть в какой-то помойной яме, то это круче, лишь бы не дома. Это в ментальности.

UFC собирается провести турнир в России. В каком контексте он может пройти, и неужели они пройдут мимо вас?

– Постараюсь, чтобы не прошли. Я с ними не в конфликте, готов разговаривать и работать. Когда беседовал по поводу Леснара, заходила речь об этом. Но Дэна Уайт – непростой товарищ, так что посмотрим. Не думаю, что они будут часто проводить турниры в России, может быть, раз в год для популяризации, а Россия для них не рынок. Я даже готов передавать им своих чемпионов, если мы нормально договоримся. У нас отличная «кузница», но хочется, чтобы бойцы, в которых ты вкладываешь деньги, выступали у тебя, а не бегали по всем организациям.

Касаемо самого турнира М-1 Challenge 45 выделить что-то запоминающееся трудно. Муса Хаманаев провёл хорошую тренировку на «груше» в лице Владимира Николаева. Украинец – смелый парень, принял приглашение от компании за короткий срок и… был уничтожен за полтора раунда. Этой победой Хаманаев дал чётко понять, что в отечественной компании ему делать уже, в общем, нечего. Из остальных поединков можно выделить дебютный бой в профи махачкалинца Рашида Юсупова (93 кг), уверенно выигравшего «летающего» бразильца Чарльза Андраде. Ох уж этот бразилец... Многие бойцы любят в своих интервью говорить: «На меня большое воздействие оказал Фёдор Емельяненко, я хотел бы стать таким же, как он» – и прочее в этом духе. Андраде, наверное, отметил бы, что примером для подражания для него был… Рыжий Тарзан. По-другому и не скажешь, зная, что 28 февраля Чарльз из Бразилии летит на поединок в Питер, выходит в ринг против человека, превышающего его в весе на 5 кг, получает от него люлей, а затем, на следующий день, 1 марта, летит в Махачкалу и получает там таких же люлей. Только побольше. Интересно, а согласился бы Андраде выйти в ринг на следующий день, 2 марта, и провести третий подряд поединок в рамках гастролей по нашей стране? Что-то мне подсказывает: да! Это Россия! Здесь всё можно… К сожалению.

(В следующем номере читайте о втором поединке Омари Ахмедова в UFC.)


1Стердаун – так называемая дуэль взглядов на официальной церемонии взвешивания. Традиционно на ней бойцы позируют фотографам, встав друг против друга в боевой стойке.  

Номер газеты