Делать выводы относительно перспектив команды на таком турнире как чемпионат мира на основании результатов товарищеских матчей – дело неблагодарное. Тем более что даже самые прожжённые эксперты не рискуют давать какие-либо прогнозы относительно того, в какой футбол будет играть дружина Капелло. Но персоналии сборной обсуждают на каждом углу. Не будем исключением и мы.
Отметим для начала следующее. Если при отечественных наставниках костяк команды стабильно состоял из игроков, так или иначе имевших отношение к «своей» команде (Романцев – «Спартак», Газзаев – ЦСКА, Сёмин – «Локомотив»), то при иностранцах она уже формировалась по принципу «всё, что под руку попадёт – главное результат». Фабио Капелло вряд ли мог стать исключением, ведь, в конце концов, стоит признать, что приглашался он, как и Адвокат с Хиддинком в своё время, не для того, чтобы выстроить систему подготовки футболистов в России, поделиться своим опытом и помочь в развитии отечественного футбола. Во всех случаях от иностранных топов требовался результат здесь и сейчас. С точки зрения этой цели очевидно, что дон Фабио формировал состав по тому же лекалу, что и предшественники, однако и сюрпризов оказалось достаточно.
Представительство новоявленного чемпиона ЦСКА в основном, как и всегда, затронуло оборонительные редуты сборной. Позиции Игоря Акинфеева видятся незыблемыми исходя из чистой статистики – 13 «сухих» матчей по итогам чемпионата (1 место), 93 сейва по ходу сезона (2-й результат), 79,31% отбитых ударов (2 место), 108,8 минуты на каждый пропущенный мяч (3 место). В отборочном туре сборная России в 10 играх пропустила лишь пять мячей (для сравнения: португальцы со своей звёздной обороной пропустили 9). Во многом этому способствовала и уверенная игра 28-летнего Акинфеева. Страхующие его Рыжиков и Лодыгин в этой ситуации вряд ли могли бы рассматриваться как реальные конкуренты, даже несмотря на то что один имеет опыт игры в сборной, а второй неожиданно провёл выдающийся сезон за «Зенит», окончательно вытеснив из стартового состава питерцев, а заодно и из сборной страны Вячеслава Малафеева.
Но не последнюю роль в успехах отборочного цикла сыграла и линия обороны, ведомая ветеранами из армейцев Василием Березуцким и Сергеем Игнашевичем. И вот здесь на самом деле, на взгляд автора, и кроется ключ от ящика Пандоры. Очевидно, что вызванные в «националку» Владимир Гранат, Георгий Щенников, Алексей Козлов или даже Андрей Ещенко (есть «анжиевец» в сборной!) либо пока слишком молоды, либо просто не тянут на уровень лидеров в обороне. В то же время роль Игнашевича с Березуцким чем старше они становятся, тем больше напоминает эпопею с Виктором Онопко, которого брали за «многоопыт», даже несмотря на то что на ключевых этапах турниров в самый ответственный момент ветеран, которому уже не хватало ни сил, ни быстроты реакции, обязательно проваливался. Мы не зря так сильно акцентируем внимание на обороне – каждому очевидно, что в итальянской модели игры Капелло именно игра от обороны будет иметь ключевое значение в каждом матче. Здесь-то и скажется отсутствие в России классных центральных защитников в возрастном диапазоне 25–29 лет. И пусть никого не смущает тот факт, что на отборочном этапе было пропущено так мало мячей – пример сборной Греции, на двух последних турнирах «в одни ворота» выигрывавшей свои отборочные группы, а потом проваливавшейся на групповой стадии финальной части, чётко показывает нам разницу между настроем и формой команд на ЧМ и в отборе к нему. Оценивая конкурентов на выход в лице команд Южной Кореи и Бельгии, следует признать, что у великовозрастной центральной связки защитников сборной России могут возникнуть очевидные проблемы с молодым южно-корейским десантом из Германии (Сон Хын Мин, Джи Дон Вон и Ку Джа Чхоль представляют «Байер», «Майнц» и «Аугсбург» соответственно) и такой же молодой, но более высококлассной атакой Бельгии в лице Ромелу Лукаку, Эдена Азара, Стивена Дефура, Кевина Миральяса и, навскидку, Аднана Янузая.
Немногим лучше обстоят дела и с полузащитой, где, собственно, собраны едва ли не все более-менее толковые хавбеки российского чемпионата. Однако при быстрой манере игры южнокорейцев и бельгийцев, очевидно, необходимо иметь в обойме для старта двух разноплановых опорных хавбеков, один из которых играл бы роль чистого разрушителя – так называемой шестёрки, а второй – волнореза, связующего звена между обороной и атакой. Проблема команды лишь в том, что единственный хавбек, претендующий на звание разрушителя, пресекателя вражеских атак в сборной, Игорь Денисов находится не в лучших физических кондициях, а плеймейкер команды Роман Широков и вовсе не поедет на ЧМ из-за травмы. Таким образом, остаётся уповать лишь на то, что Денисов выйдет на полные обороты на самом ЧМ, а Широкова адекватно заменит Денис Глушаков из «Спартака». Все остальные – Виктор Файзулин, Олег Шатов, Алан Дзагоев, Юрий Жирков, Александр Самедов – игроки сугубо атакующего плана, а дозаявленный Могилевец – ещё слишком неопытен для старта сборной на Мундиале.
Хотя наиболее вероятна в этой ситуации, на наш взгляд, не замена Романа Широкова (потому как сам Капелло заявил, что заменить полузащитника, по сути, некем), а полное перестроение тактического рисунка игры. Переход от привычных 4-2-3-1 на 4-1-4-1 с одним ярко выраженным опорником хоть и видится весьма рискованным предприятием, однако, похоже, является единственным адекватным вариантом реакции на потерю ключевого игрока. Таким образом, схема будет изобиловать игроками атакующего плана, а роль «коллективного Широкова», на наш взгляд, должны будут выполнять три или даже четыре футболиста. В данной ситуации равномерное распределение мяча на участки поля, контроль за сменой векторов атак сборной, должно будет осуществляться центральной связкой защиты и единственным опорным хавбеком (пример: связка Хуммельс – Суботич со Свеном Бендером в «Боруссии» – выполнение как оборонительных, так и разгоняющих атаки работ. До ухода Нури Шахина в «Реал» большая часть созидательной работы была на нём). Как там у Березуцкого с Игнашевичем с первым пасом? Заодно и поглядим.
Особенно ярко проблемы сборной иллюстрирует именно эта линия. На позицию единственного чистого форварда претендуют аж 4 человека – однако очевидно, что количество в данном случае в качество не переходит. Алексей Ионов и Максим Канунников вряд ли оказались бы в сборной, будь поинтереснее кондиции «старичка» Аршавина или прочнее позиции в своих клубах Романа Павлюченко и Павла Погребняка. Их вызов на страховку Кержакова с Кокориным, как и использование в играх за сборную Фёдора Смолова, отцепленного в последний момент, – признак отсутствия вариантов на внутреннем рынке форвардов, в то время когда у всей лидирующей группы команд национального первенства в атаке солируют иностранцы. Вкупе с нестабильностью Кержакова в важных матчах сборной остаётся уповать лишь на то, что создавать и реализовывать созданные моменты будет группа атакующих полузащитников – модные веяния из Испании докатились и до России. Но если у испанцев это фирменный стиль, то у Федерации – это кадровый кризис. А будет ли эта схема рабочей, узнаем 18 июня. Наш прогноз на групповой этап – 3 место.