Как-нибудь в следующий раз...

Сулейман Керимов не пришёл. Надежды, что сразу после футбольного матча олигарх в компании президента Дагестана отправится во Дворец спорта им. Али Алиева на одноимённый турнир по вольной борьбе, так и остались… этим словом. Впрочем, зная, какие меры предосторожности были предприняты в связи с присутствием бизнесмена и президента на стадионе «Динамо», фанаты вольной борьбы наверняка вздохнули с облегчением. Не любят в нашей республике засиживаться на трибунах, пока богатые и знаменитые в оцеплении покинут спортивное мероприятие…

И ведь слухи о том, что, возможно, сразу после матча «Анжи» – ЦСКА Сулейман Керимов и Магомедсалам Магомедов отправятся на борцовский турнир, распространялись на трибунах дворца спорта не случайно. О спонсорстве владельца «Нафта Москва» спортивной борьбы известно давно. Удивительно другое. В прошлом году при финансовых вливаниях Сулеймана Абусаидовича в Швейцарии в замке Корзье-сюр-Вевье1 был открыт «Зал славы российской борьбы». Апогеем мероприятия стала установка в этой же местности 400-килограммового памятника пятикратному чемпиону мира Али Алиеву. На церемонии открытия мемориала присутствовали президент FILA Рафаэль Мартинетти и глава РД Магомедсалам Магомедов. В своей речи президент республики отметил: «В столь знаменательный день я хочу поблагодарить и президента FILA Рафаэля Мартинетти, и руководство Российской федерации спортивной борьбы, и всех, кто причастен к этому знаменательному событию. Поскольку первый памятник в штаб-квартире FILA открыт в честь дагестанского борца, российского борца, нашего великого борца Али Алиева.». Но посетить турнир в Каспийске, приуроченный к 75-летию легендарного борца, первое лицо Дагестана не смогло. Наверное, по определённым причинам…
В целом турнир, носящий имя титулованного борца, остался незамеченным… Речь не об освещении его перипетий центральными газетами и телевидением. Достаточно взглянуть на список приглашённых гостей. Вернее на список отсутствующих. На данном событии вполне логично смотрелся бы министр спорта РФ Виталий Мутко. Но «бы» здесь ключевое. Ведь совсем недавно, 4 октября, в Москве произошла любопытная встреча между руководством республики в лице Магомедсалама Магомедова и Виталием Леонтьевичем. «Дагестан до сих пор был слабо представлен в федеральных спортивных программах, в частности, по Федеральной целевой программе ‘‘Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы’’ в регионе строится мало спортивных объектов. Виталий Леонтьевич подтвердил, что наше республиканское Министерство спорта должно лучше взаимодействовать с Минспорта России, разрабатывать документацию, готовить заявки на включение спортобъектов в ФЦП. Мы договорились о финансировании футбольно-легкоатлетического стадиона «Труд» и многофункционального Дворца спорта в Махачкале. Кроме этого, мы с Виталием Леонтьевичем пришли к пониманию того, что в Дагестане нужно строить крупный олимпийский центр по нашим базовым видам спорта – вольной и греко-римской борьбе, дзюдо, тхэквондо и боксу. », – сказал президент. Судя по этим словам, Дагестану обещано увеличение бюджета, связанного со спортом. Как было оговорено на встрече, для развития массового спорта и строительства современных арен. (По словам Магомедова, количество занимающихся спортом и физкультурой составляет 7% от населения. – «ЧК».) Интересно, но модернизацией дагестанского спорта должна будет заниматься… Федерация спортивной борьбы России. Но делегировать своего человека на турнир Али Алиева, а заодно ознакамливаться на местах с состоянием республиканского спорта руководство ФСБР не стало…
 
... и на его
 
Многое они пропустили – такое вряд ли скажешь. 43-й «Алиевский», по сути, превратился во внутренний чемпионат Дагестана. Но это если судить по именам победителей. В географическом плане статус «международного» был подтверждён. Самой многочисленной командой после Дагестана стала сборная Ирана. Под её флагом на ковры каспийского Дворца спорта вышли бороться 15 атлетов. Двоим из них удалось повесить на шеи бронзовые медали. А вот золотые достались борцам только из Дагестана. В прошлом году хозяева оказались немного гостеприимнее – одна из золотых медалей уехала в Азербайджан. «Уехала» – сказано условно. Шарип Шарипов, хоть и стал олимпийским чемпионом в составе соседнего государства, тренируется в Махачкале. В этот раз увидеть Шарипа, да ещё и в ранге лучшего вольника планеты, зрители так и не смогли – борец находится на заслуженном отпуске. Чего не скажешь об Абдусаламе Гадисове.
Динамовцу, в отличие от того же азербайджанского легионера, предрекали чемпионство в Лондоне. И… райскую жизнь после него. Победы на чемпионате страны и Европы принесли молодому борцу ключи от внедорожника и квартиры в Махачкале. Сам Абдусалам рассказывал, что не знает, чего ждать от спонсоров в случае победы в Лондоне, но видимо, дарить квартиры сможет уже сам… Как и любой честолюбивый спортсмен, Гадисов слишком сильно хотел выиграть эту Олимпиаду, в итоге волнение перевесило. Но дело не только в психологии. Как раз таки с ней у борца полный порядок. Как выяснится чуть позже, основным поводом для фиаско борца и его товарищей по сборной послужила неправильно подобранная тренировочная программа... В интервью «ЧК» (№32 от 17.08.2012 г.) наставник атлета Иманмурза Алиев отмечал причины поражения Абдусалама и других российских вольников. В частности, знаменитому тренеру был задан такой вопрос:
– Иманмурза, что случилось с российскими борцами на Олимпиаде? О таком результате не могли подумать даже самые заядлые скептики, только один человек возвращается на Родину в ранге победителя Олимпиады. Причём борец, пропустивший фактически весь этап подготовки к соревнованиям…
– Руководство тренерского штаба не утвердило план подготовки к Олимпиаде. Первый сбор прошёл в среднегорье, второй на равнине в Адлере, третий вновь в среднегорье. Это ошибка. Первый, максимум второй сбор можно было проводить в среднегорье, но третий никак нет. От этих перепадов атлеты испытали попросту кислородный голод, не сумели восстановиться, выходили на ковёр изнемождёнными. У Гадисова, к примеру, во втором периоде кружилась голова, он не понимал толком, что делает. То же самое и с другими борцами. Мы об этом говорили, к нам не прислушались, но я не снимаю с себя ответственности за этот провал.
– В СМИ промелькнула информация, что некоторые борцы – Махов и Уришев – держали уразу. Это правда?
– Нет. Эти ребята профессионалы и понимали весь груз ответственности. Неправильным построением тренировочной программы у ребят попросту были отобраны медали, к которым они стремились и были готовы. Но это спорт. Все они молодые, и мы совсем скоро начнём готовиться к следующей Олимпиаде.
Олимпиада прошла. И Гадисов всеми силами пытается её забыть. Пройдя самостоятельный сбор в горах Кавказа, в котором борец работал на силу и выносливость, Абдусалам принял участие в турнире. И, надо признать, украсил его. «Я думаю, что подошёл к этому турниру, будучи готовым процентов на 60. Я провёл лишь три схватки, и будь этих схваток больше, наверное, было бы ещё сложнее. Просто главный ближайший старт для меня – это Гран-при Ивана Ярыгина. К нему я должен быть готовым на 90%», – рассказывал после финальной схватки воспитанник Иманмурзы Алиева. Динамовец и вправду смотрелся не так грозно, как привыкли его видеть болельщики. Но это переходный период, смена олимпийских циклов. И такое состояние борца – нормальное явление. Невозможно быть постоянно в оптимальной форме. В любом случае Гадисов подтвердил звание фаворита, выиграв турнир. В соперники по финалу махачкалинцу достался Шамиль Ахмедов. Талантливый хасавюртовец здорово отборолся на постолимпийских турнирах этого года. Был он близок и к победе на «Алиевском», но, как и Абдусалам, оказался далёк от идеальной формы. Схватка продлилась три периода. Первый остался за Шамилём – 1:0 (победа в клинче). В последующих двухминутках лидерские качества сильнее проявились у динамовца – 1:0, 2:0.
 
Не отпустим
 
Впереди у дагестанских борцов «Ярыгинский» турнир в Красноярске. По его результатам будет сформирована сборная для участия в чемпионате Европы. В прошлом году дагестанцы завоевали 3 золота, 3 серебра и 4 бронзы. Если за первое место начислить 50 баллов, за второе – 20 и за третье – 10, то у команды Дагестана 250 очков. Самый лучший показатель среди всех субъектов страны. У ближайших преследователей, сборной РСО – Алания, 140 баллов. Проблема, правда, в том, что на официальном чемпионате страны (являющимся отбором на чемпионат мира. – «ЧК») количество этих очков у команды Дагестана уменьшается, а у осетин, напротив, увеличивается. Что с этим делать? Не отпускать молодых борцов выступать за соседние регионы.
Об этом говорил и президент Дагестана на расширенном совещании в Минспорта. Проблемой оттока перспективных борцов, и не только их, намерены, судя по выступлению главы республики, заняться всерьёз. Тут же возникает вопрос. Исходя из слов М. Магомедова, выходит, что он недоволен тем, что на федеральные и республиканские деньги в Дагестане готовят высококлассных атлетов, но выступают они за другие регионы и страны. Тогда вопрос президенту: зачем их поощрять большими и очень большими гонорарами за победу… над дагестанцами, выступающими за сборную России? И даже поправки в Закон РФ о спорте, которые в будущем должны изменить право спортсменов представлять 2–3 региона одновременно, не решат проблемы утечки мозгов (спортивных). Пока это происходит (чествование, дорогие подарки, слова, что «не важно, под каким флагом выиграна золотая медаль, главное, что выиграл её дагестанец»), атлету нет никакой разницы, за какой город и страну биться. В случае успеха наградят и там, и здесь. Совсем неплохо. Везде свой… Только медалей в Дагестане поубавится, а чемпионов – нет…
(В будущих номерах «ЧК» читайте о причинах отъезда перспективных дагестанских спортсменов в другие регионы и страны.)
 



1Корзье-сюр-Вевье – резиденция штаб-квартиры Международной федерации спортивной борьбы. 

Номер газеты