Минувший уикенд подарил индустрии смешанных единоборств главную сенсацию года: российская звезда наилегчайшего веса (57,2 кг) Али Багаутинов по прозвищу Нокаутёр был впервые в своей карьере нокаутирован… Американский боец Тайсон Нэм удивил многих, включая самого Али, на последней секунде третьего раунда вытащив безнадёжно проигрываемый поединок в рамках главного события на турнире Fight Nights Global 64.
Апсет года
Поединок Али Багаутинова в России ждали с особым интересом. Наилегчайший вес не то что в России, но и во всём мире не пестрит героями, с которыми можно собирать аншлаги на трибунах. Али – один из немногих, сумевших привлечь внимание к дивизиону «мухачей». Физически одарённый спортсмен с задатками шоумена-бойца, всегда старается работать на зрелищность и довольство зрителя. Такую задачу перед собой Али поставил и в поединке с Тайсоном. Имея преимущество в навыках борьбы, Нокаутёр избрал геймпланом работу в стойке. Что, впрочем, и неудивительно – американец гораздо крупнее дагестанца.
Пытался ли Багаутинов нокаутировать соперника? Однозначно. В то же время Али не был нацелен лишь на нокаутирующий удар, его многоударные комбинации вызывали радость публики и колоссальное преимущество в судейских записках. Но за секунду до окончания третьего раунда и фактически выигранного боя случилось непредвиденное. Нокаутёр, увлекшись собственной атакой, пропустил фатальный хай-кик. Лаки-панч! Нэм, на протяжении трёх раундов не нанёсший практически ни единого удара, одерживает досрочную победу над фаворитом, что греха таить, казавшимся ещё вчера без пяти минут будущим чемпионом Fight Nights Global.
После поединка, конечно же, появились разговоры о необходимости реванша между Али и Тайсоном, как это было в случае фиаско Владимира Минеева в поединке с Майкелем Фалькао и могло быть в истории Расула Мирзаева и Левана Макашвили. Но на этот раз президент организации Камил Гаджиев решил отказаться от практики мгновенных рематчей: «Незамедлительного реванша не будет! Нэм и Багаутинов ещё могут встретиться, но это произойдёт не раньше, чем каждый из них проведёт по 2 боя в FNG. Эти парни украшают наш наилегчайший дивизион, но в этом весе у нас много талантливых ребят, а скоро мы узнаем имя чемпиона».
Прозрачно/скрытно
Возвращение в Россию бойцов такого калибра как Али Багаутинов, Никита Крылов, Альберт Туменов (есть также слухи и о камбэке Рашида Магомедова) говорит о росте и развитии отечественной индустрии смешанных единоборств. Ещё вчера все российские топы готовы были биться в США за копейки, а сегодня с удовольствием рассматривают предложения российских промоушенов. Наиболее активны в «контрольных прикупах» две организации: Fight Nights Global и АСВ. Компании, одну из которых принято условно считать дагестанской, а другую – чеченской. Несмотря на кавказское происхождение руководителей данных промоушенов, говорить о дружбе между Fight Nights Global и АСВ не приходится. Как минимум компании на протяжении нескольких лет не могут прийти к консенсусу в вопросе проведения совместного турнира, о котором мечтают поклонники ММА и о котором в конце минувшего года открыто говорил Камил Гаджиев. Конкуренция! Оба промоушена позиционируют себя ведущими в России и одними из лучших в мире. Турнир в формате «стенка на стенку» в какой-то степени даст ответ на вопрос: какая организация самая крутая в России? Но всё же такая игра грозит огромными рисками и большими имиджевыми потерями.
ММА – это бизнес. Компании, проводящие турниры, занимаются не благотворительностью, а зарабатыванием денег. Конечно же, в России заработать на спорте гораздо сложнее, чем в США. Это относится ко всему профессиональному спорту, не только к смешанным единоборствам. Но именно в вопросе бизнес-модели возникает главное различие между разбираемыми нами компаниями. Руководитель АСВ Маирбек Хасиев открыто говорит, что его промоушен наряду с организацией «Ахмат» – единственный в России, не ставивший своей целью получение финансовой прибыли. Точнее это не главная задача.
Довольно любопытный тезис. С одной стороны, это может говорить о благотворительном статусе чеченского промоушена. Но в то же время билеты на АСВ не стоят дешевле, чем на турниры Fight Nights Global, и тем более не являются бесплатными… С другой стороны, у обывателей возникает вопрос: откуда деньги? У АСВ нет ни одного крупного финансового партнёра, по крайней мере, об этом нет информации. Сам Хасиев на вопрос о деньгах в АСВ ответил иронично: «Все деньги от Аллаха». С религиозной точки зрения ответ правильный, но недоброжелателей АСВ, Кавказа и профессионального спорта от таких ответов начинает, как говорят в интернет-пространстве, «пучить».
Иначе построена бизнес-модель главного конкурента АСВ – компании Fight Nights Global. Президент Камил Гаджиев открыто говорит, что относится к своему детищу как к бизнесу. У организации множество различных коммерческих партнёров. К примеру, инжиниринговая компания «Петро Инжиниринг» или букмекерская контора «Леон». Но всё же главный партнёр Fight Nights Global – группа «Сумма», вернее, Зиявудин Магомедов, являющийся мажоритарным собственником. По словам миллиардера, он уже вложил в проект десятки миллионов долларов и ещё планирует потратить 50–70 в ближайшие три-четыре года. По окончании указанного срока Магомедов планирует выйти на планово-позитивные показатели. По мнению Зиявудина Гаджиевича, источниками дохода любого промоушена являются три кита: реализация телевизионных прав, спонсорство и продажа билетов. Но если в США телевизионные компании платят огромные деньги UFC, а зрители смотрят ивенты по системе PPV (платные трансляции), то в России о таких заработках пока речи нет. Правда, нельзя не отметить, что Fight Nights Global – единственный в России промоушен, транслируемый на регулярной основе каналом «Матч ТВ».
Появление в стане Fight Nights Global крупного бизнесмена сказалось и на количестве турниров. По словам Зиявудина Магомедова, оптимально проводить в год около 30 ивентов, о чём он рассказал в интервью журналу Forbes: «Промоутерская компания в перспективе – это бизнес. Мы строим это по бизнес-модели. И с точки зрения стратегии и географии это – глобальная компания. Мы выйдем на все рынки. В этом году у нас будет один-два турнира в Европе и много турниров в СНГ – всего порядка 20–25 турниров. В этом году мы развиваем пространство Европы и СНГ, а в 2018 году уже выйдем на американский рынок. UFC проводит сорок с чем-то турниров, некоторые бойцы – 450–500 человек – у них могут подраться один раз в год. Поэтому мы исходим из того, что оптимальное количество турниров – 30. Примерно три турнира в месяц».
Место в Fightmatrix
Не менее захватывающей выглядит конкуренция между АСВ и Fight Nights Global, так сказать, в спортивном плане. По мнению Маирбека Хасиева, у его компании есть только спорт и нет места шоу. Тогда как Камил Гаджиев старается привнести в ивенты развлекательную составляющую, что является привычным явлением для профессионального спорта. На самом деле позиция Fight Nights Global довольно понятна: промоушен пытается привлечь в индустрию нецелевую аудиторию, выдёргивая её, к примеру, из кинотеатров, концертов или баскетбольных матчей. Но если сравнить уровень дивизионов в российских организациях, становится очевидным, что он примерно равен.
Главное мерило ростера бойцов любой ММА-организации – это портал Fightmatrix. Именно к нему апеллируют фанаты смешанных единоборств, вдаваясь в бесконечные дискуссии в интернет-просторах. Вопрос лишь в количестве бойцов в первой сотне рейтинга лучших спортсменов планеты. К примеру, самое высокое место в рейтинге Fightmatrix в наилегчайшем весе из бьющихся в России занимает Аскар Аскаров из АСВ, а в полулёгком весе – представитель Fight Nights Global Леван Макашвили. Примерно равная ситуация и в лёгком весе, где лучшим из выступающих в России был Ахмед Алиев (Fight Nights Global), но после того как он получил травму и не смог выйти на титульный бой с Магомедсайгидом Алибековым, его место занял Эдуард Вартанян (разница между бойцами составляет две позиции). В тяжёлом весе лучший в России – Виталий Минаков (Fight Nights Global), в полутяжёлом дивизионе в продолжение разговора о соперничестве между АСВ и Fight Nights Global высшую строчку занимает Никита Крылов (FNG).
Заключение
Fight Nights Global и АСВ, без сомнения, семимильными шагами продвигают российскую индустрию смешанных единоборств. Турниры в России разбирают ведущие американские аналитики Джо Роган и Робин Блэк, а комментирует Фрэнк Мир (Fight Nights Global). Обе компании строят свой собственный, уникальный имидж и идут к своей цели – стать как минимум организацией №2 в мире.
Но путь к данной цели у промоушенов разный. Для АСВ это упор на спортивную составляющую и лояльность поклонников смешанных единоборств из Кавказа (ситуация с отменой турнира в Северной Осетии – отдельный случай), тогда как для Fight Nights Global гораздо ближе модель развития по аналогии с UFC (нескучная подача поединков) и общая глобализация. Кто в итоге придёт к цели первым? Узнаем через пять лет. Срок, за который может очень многое измениться в России… в политике, в бизнесе и на телевидении. Три кита, от которых будет зависеть многое, если не всё. ]§[
- 4 просмотра