Эффект титанов

Семь золотых медалей из десяти возможных. Сразу столько наград высшей пробы увезли дагестанские атлеты из Красноярска, где в минувшие выходные прошёл XXIX международный турнир Гран-при «Иван Ярыгин» по вольной борьбе. Этот фактически первый рейтинговый турнир UWW по вольной борьбе стал серьёзной заявкой наших борцов в преддверии чемпионата Европы – 2018 в Каспийске. Однако, как это нередко случается, поединки не заканчиваются только схватками на коврах, они продолжаются и под ними…

Но сначала поговорим о триумфе. Именно так можно назвать выступление вольников из дагестанских борцовских школ.  

Самыми колоритными борцами Ярыгинского, несомненно, были два олимпийских чемпиона – Абдулрашид Садулаев и американец Кайл Снайдер.

Каждый их выход на ковёр зрители встречали громом одобрительных возгласов, и, надо признать, ни тот, ни другой не подвёл своих болельщиков.

Садулаев достаточно легко прошёлся по первым двум утренним поединкам, потратив в общей сложности на две победы чуть больше двух с половиной минут. Тем не менее к финальной схватке ход Танка чуть сбавился. Соперником Садулаева стал куда более внушительный соперник – Анзор Уришев, который в полуфинале расправился с красноярцем Юрием Белоновским (6:3), а до этого провёл три схватки, включая отборочную с вольником из Алании Гурамом Черткоевым (10:0).

 Возможные проблемы с физическими кондициями Садулаева попытался раскрыть и первый вице-президент ФСБР Омар Муртазалиев. «Он боролся тяжеловато, видно, что ещё не набрал оптимальную форму. Того Садулаева, который побеждал на Олимпиаде, мы пока не видим.  Конечно, это первый старт в новом весе, но я считаю, что ему надо меньше отвлекаться от тренировок и больше слушать тренеров», – сказал он, несмотря на то что Танк всё же одолел Уришева с заметным перевесом.

«Изначально планировал продолжать бороться в полутяжёлом весе и особо не обращал внимания на появление весовой категории до 92 кг, – сказал Садулаев после турнира. – Но тренеры мне сказали побороться в этом весе, из-за того что я никак не мог набрать массу. Пока ещё я не столько вешу, чтобы бороться в весе до 97 кг, однако задерживаться в неолимпийском весе не собираюсь. Совсем скоро перейду в полутяжёлый вес». 

Садулаев пока ещё ищет свой вес

 

– На переход в полутяжёлый вес вы решились сразу после Олимпиады. Работали над тем, чтобы набрать массу? 

– Во время отдыха после Рио у меня был вес где-то 97 кг, но после того как приступил к тренировкам, он начал падать, и рабочий вес вернулся на прежний уровень – 92 кг. В принципе, через некоторое время я наберу. Медицина хорошо развита, сегодня не составляет труда и гонять, и набирать по 20 кг. Думаю, повысить вес на 5–6 кг вообще не проблема. 

– Вас, наверное, уже достали вопросом про возможный реванш с Кайлом Снайдером. Общались с ним в Красноярске? 
– Мы виделись, поприветствовали друг друга, но сказать, что общались, нельзя. А что касается реванша и того, о чём много говорят болельщики, я сам хочу взять реванш у Кайла Снайдера. Я жду этой схватки ещё больше, чем и болельщики, и журналисты. И реванш я, даст Аллах, обязательно возьму. Но ещё не время. Возможно, это будет даже раньше, чем вы думаете. 

– В «Инстаграме» была информация, что если Снайдер приедет, вы выступите в весе до 97 кг, а если нет, то в весе до 92 кг. От кого она исходила? 

– Это кто-то запустил, но информация исходила не от меня. Да, я планировал бороться в весе до 97 кг, но под своего обидчика чемпионата мира я не подстраивался.

– Долго собираетесь в весе до 92 кг бороться? 

– Пока сложно сказать. Возможно, перей-ду, или вернусь, не знаю, как правильно сказать, в полутяжёлый вес уже после чемпионата Европы.

– Надвигающийся чемпионат Европы в Дагестане создаёт дополнительную мотивацию? 

– Выступать перед земляками и друзьями – огромное удовольствие, и хочется попасть в состав на чемпионат Европы. Пользуясь случаем, хотел бы пригласить всех в Дагестан на наш большой праздник. Дагестан, как и весь Кавказ, славится гостеприимством, красотой природы, всем мы рады, и я приглашаю всех любителей борьбы. Приезжайте, будет интересно.

– После Олимпийских игр вы стали очень популярным. Удаётся жить спокойной жизнью? 

– Я уже привык к вниманию. Конечно, это приятно, но бывает, что устаю. Могу сказать, что вовремя собрался и возобновил тренировочный процесс в полную силу. 

Тем временем Кайл Снайдер на турнире справился с тремя соперниками, в том числе в полуфинале с осетином Владиславом Байцаевым (5:1). Как и в прошлом году, в поединке за золото американец сразился с дагестанцем Расулом Магомедовым и в этот раз вышел победителем.

 

Crazy Бекбулатов и его подвиг

 

Пожалуй, самым ярким борцом этого турнира стал Ильяс Бекбулатов, которого после схваток американские болельщики и пресса стали называть Crazy (сумасшедший), в уважительном смысле этого слова. И этому есть разумное объяснение. «Сумасшествие» Ильяса в том, что он, по сути, в течение суток стал триумфатором одновременно двух турниров, собственно, Ярыгинского и индийской лиги, где он в последние дни весьма успешно боролся.

«Меня поразил Ильяс Бекбулатов. Парень успешно боролся в индийской лиге, но смог оторвать себя от тех денег, которые ему светили в финале, приехал сюда побороться за сборную России, за Дагестан, за попадание на домашний чемпионат Европы. Несмотря на длительный перелёт, блестяще боролся, победил всех и взял золото. Это подвиг», – сказал, комментируя выступление Бекбулатова сразу после турнира, первый вице-президент ФСБР Омар Муртузалиев.

По словам Бекбулатова, его вообще не хотели отпускать из Индии, где ему предстояло выступить в финальной части турнира. «Если бы начальник отдела вольной борьбы ФСБР Виталий Фельдшеров не направил в Индию бумагу, меня бы, думаю, не отпустили. Я им говорил, что даже если не отпустят, я сам куплю билет и улечу. Благо отпустили, и без меня команда выиграла», – говорит борец, который практически попал с бала на корабль, сменил жару на мороз, пролетев семь часов из Нью-Дели до Москвы и ещё четыре до Красноярска.

В короткой беседе с WRESTRUS.RU:
– Всего два дня назад я боролся в Индии и после схватки – сразу в самолёт, в Москву, в Красноярск. Не зря летел, значит. (Улыбается.) 


 – Что делали в самолётах? 
– Спал в основном. Наверное, за последний месяц крепче всего я спал именно во время перелётов. В Индии тоже не мог спать – погода, еда, постоянная сгонка веса... Когда там поспишь? Еда острая, воду пьёшь – она не выходит из организма. 

– Кстати, пока вы летели, ваша команда «Королей Пенджаба» вновь победила в Лиге Индии.

– Да, я за день, получается, два турнира выиграл. (Улыбается.) 

– Вас в Индии дважды блокировали, и вы провели на две схватки меньше. У вас взвешивания в этот день нет?

– Есть. Взвесился, готов выходить на ковёр, и за полчаса до схватки выясняется, кого блокируют. Получилось, что меня блокировали дважды, и я расстраивался – с удовольствием бы продышался с ними, а так, получается, зря вес гонял. 

– Сколько раз вы гоняли вес за эти дни?

– За 15 дней, получается, четыре раза.

– Одна из самых обсуждаемых схваток в Лиге Индии была с Сосланом Рамоновым…

– Для болельщиков, возможно, эта схватка была принципиальная, но не для нас с Сосланом. Мы боролись в Лиге, вдали от дома. Вот если бы мы здесь встретились с ним или на чемпионате России – тогда да. У меня немного болела нога, но травма была не такая серьёзная, и я старался накануне Ярыгинского её не усугубить. 

– На Ярыгинском у вас получилась сетка. Хуже не придумаешь...

– А разве когда-нибудь у меня бывала лёгкая сетка? (Улыбается.) Моя задача – бороться, и не так важно, с кем. 

Какой у вас рабочий вес? Все думали, что вы по этим правилам будете в 70 кг бороться...

– У меня был большой вес. Многие спорт-смены «режимят», диету держат, но это не про меня. Я уже морально настроился переходить в вес до 70 кг, весил 73 кг. Но сейчас где-то 71 кг. 

– Но всё равно, если гонять в чистый вес 65 кг, 6 кг – многовато...

– Вчера я весил 66 и прекрасно себя чувствую при стольких перелётах. Сейчас планирую немного всё-таки подержать диету, два килограмма скинуть, и если мой рабочий вес будет 69 кг, бороться в 65 для меня будет идеально. Да и вообще, сколько бы я ни согнал, если вес сделаю, бороться точно смогу, проблем не будет. Хоть через час, хоть сразу. Моя борьба позволяет. 

– Как вы относитесь к утреннему взвешиванию?

– Плохо конечно. Есть борцы, которые рано ложатся и рано встают, но я не из таких. Я и борюсь на соревнованиях, зачастую не позавтракав. Ну, ничего, потерпим, все в одинаковых условиях.

– Почему вы не выступили на чемпионате России – 2017?

– Из-за травмы, мениск. Делал операцию. Я гонял вес на чемпионат России, бегал на беговой дорожке – и уже потом узнал, что бег на ней усугубляет маленькие травмы. Колено заклинило – и всё... 

– Какие у вас планы?

– Я больше двух недель был в Индии, и мне сейчас хочется немного передохнуть.

– Вы весь месяц держите вес... Не было тяжело?

– С чего вы взяли, что я держал вес? Нет, в Индии был 2 кг провес, но вес я держать не умею. Я кушал, ни в чём себе не отказывал, но гонял. Гонял постоянно. Сюда прилетел в ночь перед стартом, у меня было полтора килограмма лишнего. И я начал гонять... И перегнал – согнал не до 67, а до 66. Получается, всю ночь не спал.

И сейчас хочется отдохнуть. Но не подумайте, что я устал от борьбы. Я устал от сгонок и перелётов. А на чемпионат Европы и лететь никуда не придётся – он будет дома... Есть большое желание выступить в Каспийске, от борьбы получаю огромное удовольствие. Хочется сказать слова благодарности нашему тренерскому штабу сборной Дагестана во главе с Сажидом Сажидовым, моему личному тренеру – Магомеду Хасбулатовичу Магомедову, врачам, массажистам, а также, конечно, Сагиду Муртазалиеву и Омару Муртузалиеву. Наш результат – командная работа.

В категории до 86 кг в финал также вышел американец Дэвид Тейлор. Этот сильный, но до сих пор не реализовавший свой потенциал борец  превзошёл по баллам физически мощного кубинца Юриески Торребланка и финалиста Олимпиады в Рио ингушского турка Селима Яшара, а в полуфинале досрочно разобрался с Артуром Найфоновым из Алании. Последний до этого в отборочной схватке нанёс поражение Алихану Жабраилову (3:2), а в четвертьфинале остановил другого дагестанца – чемпиона Европы Даурена Куруглиева (3:2). Пожалуй, неудачу Куруглиева можно назвать одним из главных разочарований Ярыгинского. В финале Тейлору противостоял турок Фатих Эрдин, но также проиграл.

В весе до 61 кг Гаджимурад Рашидов одолел Исмаила Мусукаева, а в весе до 125 кг Мурадин Кушхов нанёс поражение Анзору Хизриеву.

В весе до 74 кг в финале сошлись осетинские борцы Заурбек Сидаков и Хетаг Цаболов, который, как и Ильяс Бекбулатов, в январе провёл семь победных схваток в лиге Индии и по пути к финалу здесь – три схватки. Две из них Цаболов завершил досрочно и лишь в полуфинале помучился с монголом Мандахнараном Ганзоригом (5:3). Сидаков в полуфинале справился с земляком Кахабером Хубежты (5:0). У обоих вольников были сложные отборочные схватки. Первый сломил сопротивление красноярца Никиты Сучкова (11:6), а второй  выиграл у чемпиона России махачкалинца Магомедхабиба Кадимагомедова (5:3). Очная ставка подтвердила, что на данном этапе Цаболов сильнее Сидакова.

 

Победила дружба

 

В весе до 70 кг в финальной схватке встретились Магомед Курбаналиев и Магомедрасул Газимагомедов. Бой получился дружеским во всех смыслах. И по счёту – схватка завершилась ничьей – 2:2, и по отношению – борцы после церемонии награждения поменялись медалями. Однако по технике победу присудили Курбаналиеву.

«Когда я узнал, что в финале предстоит бороться с моим братом Магомедрасулом Газимагомедовым, для меня турнир был окончен, – сказал Курбаналиев. – Я ни грамма не переживал. Разницы не было, кто из нас выиграет. Если бы выиграл Расул, я был бы рад, если бы выиграл я, был бы вдвойне рад. Вот так получилось, победителем вышел я, но радости нет, ведь я бы хотел, чтобы Расул сегодня был победителем». 

Газимагомедов сделал не менее откровенное признание: «В финале мне даже не хотелось бороться. Я бы хотел поздравить Магомеда и пожелать удачи на чемпионате Европы. Уверен на 100 процентов – золото Европы будет за ним». 

Дальше пошёл серьёзный мужской юмор. «Спасибо большое, но теперь ты должен мне помогать готовиться к Европе, и если я вдруг не выиграю, это и твоя вина будет. Несмотря на то что мы из разных школ, я специально приехал к нему, чтобы вместе тренироваться, вместе готовиться. И это пошло на пользу. Так что у нас давно братские отношения. Мы друг другу помогаем, будем продолжать готовиться вместе. Хочется, чтобы Магомедрасул в этом году выиграл и Россию, и мир, и в Токио Олимпиаду. Иногда мне даже хочется от души накормить, чтобы Газимагомедов поднял весовую категорию», – отшутился Курбаналиев.

Газимагомедов тут же добавил: «Кстати, я даже здесь думал выступить уже в весе до 74 кг, но тренеры сказали пока бороться в своём старом весе. На чемпионате России уже допуска не будет, борьба будет в два дня, так что я перейду в 74. Магомед Курбаналиев для меня самый неудобный борец». 

Курбаналиев и Газимагомедов показали  не только борьбу, но и дружеский характер
 

Феномен Угуева

 

Финальная схватка в весе до 57 кг. Атмосфера вокруг поединка сумасшедшая. На ковре встретились финалисты турнира «Аланы-2017» Азамат Тускаев и Заур Угуев. Но если во Владикавказе победителем вышел Тускаев, то в Красноярске Угуев не оставил ему никаких шансов, взяв тем самым реванш. Заур рассказал о подготовке и самом поединке:

– Впервые в своей карьере пришлось бороться после утреннего взвешивания. Конечно, это непривычно, тяжело восстановиться к началу соревнований. Начинать было тяжело: первые две встречи складывались непросто, а вот на третьей встрече было ощущение, как будто даже вес не гонял.

А много гоняли? 

– Нет, всего 3 кг, и сгонка не так сказалась. Но, повторюсь, было непривычно. 

– А если бы финал был на следующий день? 

– Думаю, завтра я поборолся бы ещё лучше. Вес бы сильно не поднялся – на второй день максимум пришлось бы убрать килограмм, может, даже полкило. Норму, кстати, я сделал вечером, и утром гонять не пришлось. Всё равно хочется, чтобы турнир заканчивался у нас в один день. Обычно после соревнований всё тело болит, ничего не хочется... А когда ты не остываешь после схваток, идёт пруха, тебе хочется бороться ещё и ещё и настроиться ещё сильнее. Вообще, я бы хотел попробовать побороться по новому регламенту полноценно.

– Кушать сильно хочется? 

– Да, хочу спать и есть. (Улыбается.) Когда гоняешь вес, всегда уснуть тяжело, а за день до соревнований я ещё слишком рано лёг, ночью проснулся и уснуть уже не удалось. 

– Долго думали о реванше с Азаматом Тускаевым после поражения на «Аланах-2017»?

– Да, хотелось взять реванш. В конце прошлого года был не в форме, во всяком случае, на турнир Ярыгина я подошёл лучше. Тем не менее мы с тренером провели большую работу над ошибками, и сегодняшний результат показал, что всё это пошло на пользу. Вообще, я бы хотел поблагодарить весь тренерский состав сборной Дагестана за подготовку и отдельное спасибо моему личному тренеру Шеме Шемееву

– Выводы из поражения на чемпионате мира сделали? 

– На чемпионате мира я был готов, у меня было всё, чтобы там выступить достойно, но не смог должным образом восстановиться. На следующий день не смог набрать вес – весил лишь 58 кг. Что-то не то съел, отравился. Я понимал, что если выиграю у индуса, всё может сложиться совсем иначе, удастся поймать кураж и показать свою борьбу, но, увы. Сейчас мне хочется реабилитироваться, выиграть домашний чемпионат Европы, а уже после этого буду ставить задачу отобраться на чемпионат мира. 

 

…и подковёрная

 

Казалось, на этом дагестанским борцам можно спокойно перестать что-то кому-то доказывать и всецело отдаться подготовке к предстоящему европейскому чемпионату в Каспийске. Однако, видимо, многие понимали, что борьба у нас в последнее время бывает не только на ковре, но и под ним. Вероятно, чувствовал это и Омар Муртазалиев, который сразу после завершения Ярыгинского турнира сказал, что надеется теперь на то, что главный тренер сборной страны Дзамболат Тедеев учтёт эти победы при формировании команды.

Но уже через несколько дней Тедеев обрушил эти ожидания. «Мы ужесточим отбор, и в состав попадёт тот борец, который стабильно выступает на международной арене и который к чемпионату Европы подойдёт в наилучшей спортивной форме. На сборах будут и контрольные встречи, и прикидки, также будут и турниры до чемпионата Европы, куда отправятся претенденты для участия в Каспийске. К сожалению, в Гран-при приняли участие далеко не все лидеры сборной команды. Того же Сослана Рамонова, Аниуара Гедуева, Виктора Рассадина, Алана Гогаева и других мы будем привлекать к сборам, приглашения им будут разосланы», – процитировало Тедеева одно из информационных агентств Северной Осетии.

На это последовала немедленная реакция из Дагестана. Выступая на совещании в республиканском Минспорте, судья международной категории Гамзат Абасов откровенно выразил недоверие словам и действиям главного тренера сборной, а также поделился своими соображениями.

«После окончания турнира он (Тедеев – «ЧК») встретился со мной и сказал, что по трём весам у него нет вопросов. Это категории до 70 кг (чемпион – Магомед Курбаналиев), 92 кг (Абдулрашид Садулаев) и 74 кг (Хетаг Цаболов). Семь дагестанцев стали чемпионами, и теперь он говорит, что к остальным у него есть вопросы. Сказал, что первый сбор будет 4 февраля, что он пригласит туда специалистов и судей и проведёт контрольные схватки во всех весах. Спрашивается, для чего? Все ребята выиграли свои схватки уверенно, и вопросов быть не должно. Я, конечно, не хочу затрагивать тему Дагестана и Осетии. Но наши ребята очень хотят бороться на домашнем чемпионате и ехали на Ярыгинский с боевым настроем, вышли и прекрасно поборолись. Их нужно защитить. Я хочу, чтобы на уровне правительства, министерства спорта за наших ребят стояли, чтобы все семеро боролись. Никаких прикидок. До каких пор мы будем это терпеть? До каких пор они будут решать судьбы других, для того чтобы кого-то протащить? Вы и события в Якутии видели, нельзя этого допускать. Ребята попросили меня, чтобы я помог выйти на нужных людей. Чемпионат проводится в нашей республике. И это же не какие-то левые люди, а ребята, которые и на мире, и на Европе завоевали медали. Если мы сегодня их не отстоим, то завтрашнее поколение что о нас скажет?» – заявил с возмущением Абасов.

Впрочем, каких бы то ни было движений со стороны спортивных функционеров и чиновников республики пока не замечено. ]§[

Номер газеты