В ночь с 7 на 8 сентября сотни и тысячи молодых махачкалинцев высыпали на центральные улицы города, празднуя победу Хабиба Нурмагомедова над Дастином Порье в бою за объединённый титул UFC в лёгком весе.
Khabib time (англ. «время Хабиба») – это уже не просто рекламный слоган, это действительно социально-культурное явление, которое мы сейчас наблюдаем в Дагестане.
Каждый новый бой Хабиба втягивает всё больше дагестанцев в перманентную хабибоманию. Как иначе назвать это явление, если о предстоящем бое Нурмагомедова поёт певец на свадьбе? А из другого видео мы узнаём, как в банкетном зале в одиночестве сидит невеста в свадебном платье, а гости собрались перед телевизором и смотрят бои. А где-то в избирательном бюллетене кто-то приписал имя чемпиона и поставил напротив него галочку.
На этот раз хабибомании было решено придать федеральный статус через показ его боя по «Первому каналу». По данным медиарейтингов, трансляцию посмотрел каждый пятый житель страны.
В период кризиса власти все способы для отвлечения от негативной повестки дня хороши.
А в Дагестане это действует хорошо. Мы ведь привыкли болеть за сильнейших. Воспринимать поединки как что-то личное. Но, по сути, это ведь то же самое, что и переживать за киногероя, заранее зная, что в конце концов он победит плохого босса. Хотя у Хабиба и других бойцов нет ничего личного в этих боях (не считая случая с МакГрегором). Это только спорт.
Тогда как рядом у нас на глазах разворачивается самая настоящая битва добра со злом. Правды с несправедливостью.
Нашего коллегу по беспределу сажают в тюрьму. Плохие парни врут и используют закон по своему усмотрению. А Абдулмумин Гаджиев с хабибовским мастерством разносит их словом, исполненным правдой. И не факт, что в этой истории главный герой всех победит. Но нам ведь нужна кровь, музыка, свет софитов…
Кровь, за которую зрители готовы были отдать от 4,5 до 140 тысяч в рублёвом эквиваленте. Именно столько стоили билеты на «Арену», специально воздвигнутую для этого события. Внутри неё температура была около 20 градусов, а в смежных территориях (фойе, туалеты) доходила до 50.
Тем не менее этот вечер в Абу-Даби окрасился в цвета дагестанского флага. Болельщиков из республики приехало очень много.
Жара в Абу-Даби
Первым из дагестанцев в октагон вышел Омари Ахмедов, который уже второй бой проводит в средневесах (84 кг). Ранее в категории 77 кг ему тяжело давалась весогонка. Теперь он гораздо лучше чувствует себя во время выступлений. Его соперником в этот вечер был Зак Каммингс, который в начале боя потряс Ахмедова ударом в челюсть, что, по словам самого Омари, повлияло на ход боя: он начал хуже чувствовать дистанцию. Но, тем не менее, дагестанец восстановился и довёл бой до победного конца благодаря переводам в партер и хорошей работе в стойке. Омари Ахмедов, кстати, во время подготовки в США тренировался в одном зале с Дастином Порье, и тот, по его словам, в период подготовки к бою против Хабиба избегал встреч с Ахмедовым. После этой победы Омари вошёл в топ-15 среднего веса и занимает сейчас 14-ю строчку.
Сразу после Ахмедова в клетку вошёл Муслим Салихов. Его оппонент физически мощный Нордин Талеб – канадец арабского происхождения, рождённый во Франции. Талеб, помимо того, что является профессиональным спортсменом, подрабатывал телохранителем и обслуживал звезду мирового футбола бразильца Неймара. Отсюда родилась легенда о том, что в этом бою встречаются охранник Неймара и охранник Путина, роль которого отводилась Муслиму Салихову.
«Это неправда, и это мне не нравится. Я не охранник, я боец UFC. Но я открыт для предложений», – так после боя прокомментировал Салихов все спекуляции на этот счёт. Бой, к слову, оказался быстрым. И акции Талеба как бодигарда* после него упали. «У него суета!» – крикнул кто-то из угловых Салихова, и через несколько секунд ударом с правой руки Король Кунг-фу прекратил суету, отправив Талеба в нокаут. За что получил бонус в $ 50 тысяч за выступление вечера. В целом гонорар Салихова составил 77 500 долларов.
Школа боевых искусств «Пять сторон света» имеет хоть и небольшое количество бойцов в ведущих лигах мира, но каждый из них показывает очень яркие бои, которые хочется смотреть.
Затем после длительного простоя в дело вступил Зубайру Тухугов. Чеченский боец получил широкую известность благодаря дружбе и тренировкам с Хабибом Нурмагомедовым. Он был одним из участников заварушки по окончании боя Хабиба с Конором МакГрегором и, так же как и Орёл, был отстранён от соревнований. Но его возвращение в Октагон было одним из условий Хабиба для продолжения карьеры в UFC, поэтому Тухугов получил поединок в карде в Абу-Даби.
Долгий перерыв сказался на кондициях Тухугова – «в конце первого раунда остановились сначала ноги, потом руки». После не самого яркого боя судьи разделились во мнениях, обозначив ничью в его поединке против Лерона Мёрфи. Победу в поединке Зубайра хотел посвятить своему покойному дедушке: «Теперь, пока я не выиграю и не посвящу победу дедушке, я не успокоюсь!».
Выступление Маирбека Тайсумова также не порадовало российских болельщиков. В тяжёлом противостоянии он уступил. Контролировавший начало встречи нокаутёр Тайсумов сдал физически, чем и воспользовался его соперник Диего Ферейра.
«Я знал, что у него сложности. Он еле согнал вес. Я просил его не выходить на бой, но он вышел», – прокомментировал выступление земляка Рамзан Кадыров, присутствующий в зале.
Негативный почин Тайсумова поддержал тяжеловес Шамиль Абдурахимов, которому после серии побед в дивизионе достался соперник, занимающий четвёртую строчку рейтинга, Кёртис Блейдс.
Американец выглядел свежее уроженца Буйнакска и, как ни странно, переигрывал его в борьбе, раз за разом переводя Шамиля в партер и контролируя ход боя на канвасе. Там же, на нижнем этаже, этот бой и закончился. Роковым для Абдурахимова стал удар Блейдса локтём в нос, после которого судья остановил бой.
Очень обидно за нашего тяжа, ведь победа вполне могла поднять его в топ-5 тяжёлого веса, а там и до титульного боя недалеко.
Затем на арену вышел Ислам Махачев, который, судя по поддержке зала, оказался почти таким же популярным у публики, как и Хабиб. Исламу противостоял чёрный пояс по джиу-джитсу, чемпион мира по этому виду спорта бразилец Дави Рамос. Махачев переиграл соперника по всем компонентам, ещё раз продемонстрировав превосходство боевого самбо над бразильским джиу-джитсу.
На пресс-конференции Ислама Махачева Хабиб Нурмагомедов положил на стол перед ним пояс UFC со словами «будущий чемпион».
В клетке не сидят
И вот он главный бой вечера, который мы ждали девять месяцев. В зале полный экстаз с первыми нотами песни, под которую по традиции выходит Хабиб. В углу чемпиона биг босс Абдулманап Нурмагомедов, мексиканский гангстер Хавьер Мендез и Магомед Железка. Хабиб потом признается, что полный зал знакомых и родных давил на него. Так же как и переживание за Тухугова и Махачева: больше он не хочет драться с близкими друзьями в один вечер.
Первый раунд остался за Хабибом. Недолго побыв в стойке, Хабиб перешёл к своему излюбленному партеру.
Во втором раунде Хабиб заставил всех понервничать. Сначала пропустил пару ударов в челюсть. «Я немного начал нервничать, потому что Дастин ударил, и видно было, как голова Хабиба отскочила», – говорит тренер Хабиба по ударной технике Хавьер Мендез.
Потом он два раза отдал шею сопернику. «В этом бою Хабиб совершил две ошибки, которые не повлияли на исход, но могли повлиять – это удушение», – говорит отец и тренер Абдулманап Нурмагомедов.
Сам Хабиб говорит, что во второй раз специально отдал шею сопернику, чтобы тот потратил силы на приём, в котором изначально Нурмагомедов не видел опасности.
Ну а затем, в третьем раунде, досрочная победа удушением сзади. «Хороший удушающий приём. Классический, правильный. На горло ты ему не давил. Зажимал с двух сторон как положено. Всё по-честному», – прокомментировал финиш Хабиба президент России.
Потом был снова прыжок из октагона, но уже чтобы разделить радость со своими дядями.
Что касается Порье, то его лицом можно было бы проиллюстрировать статьи в «Википедии» под названием «безысходность», «разочарование», «великая досада».
Хабиб обменивается после боя футболками с соперником и говорит, что, продав её, отправит деньги в благотворительный фонд Дастина. Кстати, после боя поступления в фонд увеличились, поэтому Порье и дальше сможет строить колодцы в Уганде. Оказывается, в США за это не преследуют по закону.
Было видно, что Хабиб больше, чем физически, устал морально. «Стейк и бургер – мои следующие соперники», – сказал он на пресс-конференции. А Конор МакГрегор уже постил в это время твит о реванше в Москве.
Дэна Уайт – президент UFC – заявляет, что следующим соперником Орла станет Тони Фергюсон. Ему противоречит менеджер Хабиба Али Абделязиз, говоря, что следующим станет легенда смешанных единоборств Джордж Сен-Пьер. Хабиб, кстати, не исключил вариант благотворительного боя с ним в Африке для сбора средств беднейшим туземцам.
Дома
В ночь со среды на четверг Хабиб и его команда прилетели в Махачкалу чартерным рейсом. В Дагестане его встречали премьер-министр Артём Здунов, министр спорта Магомед Магомедов и другие официальные лица.
«Не хотели ажиотажа, поэтому прилетели ночью», – пояснил Хабиб, отметив, что встреча с болельщиками всё же состоится через неделю.
В этот же день республику посетил Владимир Путин, который, опрокинув чарку в Ботлихе по случаю 20-летней годовщины отражения ичкерийского вторжения, отправился на встречу с Хабибом, чтобы поздравить его с победой. ]§[
_____________________________________
* Бодигард – телохранитель.
- 6 просмотров