[ Любовь к своей родине ]

История Кайтага весьма многогранна и интересна. Кайтагское уцмийство являлось одним из наиболее древних и значительных по территории и влиянию феодальных владений в Дагестане и самым первым государственным образованием на территории нашей республики. Тому есть множество доказательств.

Для изучения правовых взглядов горцев, долгое время не имевших писанных законов, особо важное значение имеют адаты, регулировавшие всю общественную жизнь. С 1601 по 1631 г. правителем Кайтага был Рустем­хан. Рустем­хан и стал на заре ХVII в. автором писанных законов. Он кодифицировал судебник (свод законов), представляющий собой один из древнейших дошедших до нас сборников права народов Северного Кавказа, в котором с точностью определяются взимоотношения между феодалами и зависимым населением.
Сборник «Постановлений кайтагского уцмия Рустем­хана» впервые был опубликован А. Комаровым в 1868 году. Кодекс Рустем­хана появился почти одновременно с кодексом Умма­Хана Аварского, но сборник Рустема отражает более высокую ступень общественного развития, чем кодекс Умма­хана Аварского, – он выводит новые понятия, неизвестные кодексу Умма­хана: подстрекательство и неосторожность. В своём кодексе уцмий­хан Рустем более чётко выражает правовое положение беков и привилегии феодолизирующейся общинной знати, а также духовенства. «Постановления» Рустем­хана являются одним из интереснейших памятников кавказского права, памятником, заслуживающим не меньшего изучения, чем, скажем, армянский Мхитара Гоша или законы грузинских царей – Георгия Чёрного, Вахтанга и др.
В Кайтагском уцмийстве уделялось особое внимание урегулированию взаимоотношений между разными сословиями и жителями селений. Это доказывает основополагающий пункт из судебника Рустем­хана, в котором говорится: «Государству без правителя, обществу без суда, стаду без пастуха, войску без разумного, селу без головы не быть». Следует отметить, что судебник Рустем­хана, в отличие от сводов правил Умма­хана Аварского, строго ограничивает действия беков. Беки в Кайтагском уцмийстве не имели права жёстко притеснять людей и уж тем более выселять их из селения. В противном случае брать с него штраф триста рублей в пользу общества. В «Постановлениях» Рустем­хана на этот счёт сказано: «Если бек будет притеснять какое­либо селение, то остальные селения должны вступиться за него и остановить бека». Подобных правил в кодексе Умма­хана Аварского не было. Виднейший учёный и государственный деятель XVII в. Максим Ковалевский назвал сборник правил и законов Рустем­хана «народной правдой Дагестана». Не это ли говорит о том, что первенство в установлении принципов государственности на территории Дагестана принадлежит Кайтагскому уцмийству? К сказанному следует добавить и о наличии в Кайтагском уцмийстве Совета мудрых людей – т. е. феодализирующейся знати, ограничивающей власть уцмия. Существование Совета мудрых людей, с которыми был обязан считаться уцмий в решении важных вопросов, говорит о том, что власть уцмия не была деспотичной властью, как это характерно для мусульманских феодальных объединений, в частности владений Умма­хана Аварского.
Стоит также отметить, что задолго до описываемых выше событий – в VII–VIII вв. в горном Дахадаевском районе арабскими завоевателями был основан исторический памятник Кала­Корейш, получивший своё имя от названия племени курейшитов, из которого происходил пророк Мухаммед. Кала­Корейш – древнейший населённый пункт Дагестана, в течение нескольких веков был столицей крупного феодального владения – Кайтагского уцмийства, административно­политическим и культурным центром, очагом распространения ислама на Северном Кавказе.
В разное время уцмийство достигало пределов современных Каякентского, Сергокалинского районов и даже доходило до Тарков, в 120 км от Кала­Корейша. Сегодня политическим, культурным и административным центром кайтагцев является посёлок Маджалис, в котором мирно уживаются люди разных национальностей и в котором наряду с общепринятыми законами соблюдаются отдельные правила и нормы из кодекса уцмий­хана Кайтагского Рустема. 
 
Заместитель начальника Управления Министерства Юстиции Российской
Федерации по Республике Дагестан,
Алим Магомедович Темирбулатов
Номер газеты