Астраханская область по праву считается одной из наиболее многонациональных областей Российской Федерации. Расположенная на окраине русских земель, она изначально была многонациональна. Во второй половине XIX века в Астрахань начали приезжать и дагестанцы, прежде всего лакцы-лудильщики.
ДиаспораСейчас, по неофициальным (более достоверным, чем итоги переписи 2002 года) данным, в Астраханской области проживает около 40 тысяч дагестанцев (см. таблицу). Дагестанская община является одной из самых мобильных и быстрорастущих национальных диаспор в области. Причем в структуре дагестанской общины ведущая роль от даргинцев в конце 1980-х годов переходит к аварцам. Ногайцы, являясь коренным населением области, проживают в сельской местности, и численность их почти не растёт.
Аварцы, проживающие в области, являются в основном уроженцами Цумадинского, Ботлихского, Чародинского, Шамилёвского и Белоканского (АР) районов. Костяк даргинской общины составляют выходцы из Кадарской зоны, а кумыки в основном из Каякентского и Карабудахкентского районов. Среди лезгин много мигрантов из Азербайджана. Аварцы занимают район центрального рынка Астрахани – «Большие Исады», там же много и даргинцев, которые живут и вблизи Кировского рынка. Район «Больших Исад» застраивается частными домами дагестанцев, работающих на этом рынке, и внешне напоминает районы с частной застройкой в самой Махачкале. Мечеть №3, расположенная в том же районе, или «аварская мечеть», как её называют, является своеобразным исламским центром дагестанской общины. Все проповеди здесь читают на аварском языке. Коренные астраханцы большей частью проживают в деревянных домах. Здесь редко встречаются капитальные строения из камня и кирпича.
Большинство наших земляков в Астраханской области – это торговцы, работающие на рынках областного центра. Дагестанцы контролируют основные рынки Астрахани: «Большие Исады», «Кировский» и другие. Хотя в области немало и дагестанцев, занятых сельским хозяйством, в частности, выращиванием арбузов и овощей.
Представлены дагестанцы и в криминальных кругах области. Причём первоначально группировки были этнически замкнуты и закрыты для посторонних. Позже аварцы наладили контакты с «Татарским профсоюзом» (самая влиятельная татарская группировка) и в дальнейшем действовали в тесном контакте с ним, что облегчало первым адаптацию в области, а вторым обеспечивало «физическую» поддержку со стороны горцев. В то же время с чеченским, казахским и русским криминалом у «дагов» сохраняются натянутые отношения. Чеченцы главным образом испытывали давление «Русского клуба» (русская националистическая организация, аналог скинхедов), который, впрочем, старался давить всех «чёрных». В последние годы он заметно активизировался. Его жертвами в основном становились кавказцы. Например, в прошлом году были убиты до 10 чеченцев, даргинцев и кумыков. Но в марте прошлого года «чехи», мстя за убийство двоих чеченцев, убили президента клуба Анатолия Говердовского, а «даги» заметно пощипали их «командный состав» второго звена. После этого «Русский клуб» практически нигде не «засветился», хотя организация продолжает своё существование.
Но в целом межнациональная ситуация в Астраханской области относительно других регионов остаётся спокойной. Это объясняется существованием большого количества национальных общин и заметной их долей в составе населения. Такая ситуация (по аналогии с Дагестаном) заставляет этнические группы учитывать интересы друг друга и стараться не конфликтовать без особой необходимости. Да и руководство области менее других регионов озабочено мнимой этнической чистотой населения области.
Заняты дагестанцы и в промышленности. Причём здесь заметна активность не только дагестанцев, но и дагестанского капитала. Показателен в этом плане пример портового участка «Солянка», который был приобретён структурами, близкими к Махачкалинскому торговому порту, предположительно Абусупьяном Хархаровым. Здесь, в частности, заметно увеличилась береговая причальная линия, отстроены мощные грузовые терминалы, реконструирована схема подпитки местного ерика Солянка в период весеннего половодья. Эти же (дагестанские) структуры заинтересованы и в приобретении крупнейшего порта на Каспии – астраханского «Оля».
Исламский факторАстрахань в 1980-90-х годах была одним из центров паломничества мюридов ордена «Накшбандия». Мюриды посещали здешнюю святую могилу-зиярат Махмуда-апанди. Махмуд-апанди – закавказский аварец, уроженец Закатальского района в современной Республике Азербайджан. Шейх ордена «Накшбандия», репрессированный советскими властями, был сослан в Астрахань. Его могила, находящаяся в окрестностях города на кладбище «Машайих», привлекала сотни мусульман. Позже Астрахань стала одним из центров дагестанцев, придерживавшихся другого направления в исламе.
«Ваххабизм» в Астрахани – это форма существования. Все «ваххабиты» (сами они себя называют «мухмины», «салафиты» и т.д.) занимаются торговлей на Кировском рынке, это своего рода купеческая гильдия, защищающая интересы своих членов. Этнический облик данной группировки сложился к концу 1990-х годов. Многие аварцы из Цумадинского района и даргинцы из Кадарской зоны, примкнувшие к «обновленчеству» в исламе, составили «ваххабитскую» общину в Астрахани. Община, уже на дагестанской основе, пополнялась за счёт активной миграции.
К середине 1990-х годов число «обновленцев» в Астрахани достигало 500 человек. И к концу тысячелетия среди астраханской общины окончательно оформились различные религиозные группы. Раздел их наметился ещё в 1995 году. Размежевание шло, как и в российском обновленческом исламе, на радикальное, умеренное, мирное направления и ряд переходных групп по отношению к традиционному исламу («ханбалиты», «саудиты», «джихадисты», «мувахиддины», «мухмины» – только часть используемых при этом своих и взаимных наименований). Сходство касается, в основном, внешнего облика и понимания, в строгом соответствии с предписаниями первоначального ислама, догматики религии.
Астраханская община «обновленцев» (так называемых «мухминов», т.е. последователей «имана», исламского кодекса благочестия) во главе с Айюбом Астраханским – Ангутой Омаровым и его заместителем Мухаммад-хаджи была в числе тех общин российских регионов, которые в середине 2000 г. заявили о неприятии войны и насилия и осуждении боевых действий. Кстати, Ангута – один из лучших учеников объявленного в федеральный розыск Багаутдина Кебедова. Главным авторитетом для подражания ими был объявлен Пророк Мухаммад (с.т.гI.в.), а с учением Мухаммада ибн-Абд-уль-Ваххаба заявлены частичные разногласия. «Джихад» понимался при этом вполне нейтрально, как «постижение и распространение слова и дела Пророка в целом». После этого астраханский «джамаат мухминов» численностью около 70 человек оказался в опале у местного Духовного управления Астрахани и лидеров «боевых» экстремистских группировок ваххабитов. При этом, однако, к «необычным соседям» очень неплохо относятся сами жители микрорайона Большие Исады. Тревожная ситуация, сложившаяся в Астрахани в связи с противоборством на рынках торговых группировок, приверженцев разных течений ислама, в феврале 2000 года в очередной раз благополучно завершилась уже к лету.
Официальные круги и духовенство Дагестана выражали обеспокоенность данным сценарием событий в Нижнем Поволжье. Они предложили распространить действие Закона РД «О запрете ваххабизма и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» (принят Народным Собранием РД 16 сентября 1999 г.) на соседние территории и на Россию в целом. Такое предложение внесла представительная делегация Духовного управления мусульман Дагестана, посетившая Астрахань 6 декабря 1999 г. Но местные власти после долгих раздумий все-таки отказались от подобного предложения.
Напряжение, присутствовавшее в отношениях приверженцев традиционного и «обновленческого» течения в исламе в Астрахани, выливалось иногда в открытое противостояние. К примеру, летом 1999 года был застрелен телохранитель «Аюба Астраханского» – Шарапутдинов. Это произошло на следующий день после того, как он публично отказался от своей принадлежности к «ваххабизму» и объявил их террористами. По версии УВД области, убили его отец и сын Аджиевы. Летом 2000 года в дом, где скрывались в Краснодарском крае Аджиевы, неизвестные бросили гранату. В результате взрыва погибла вся его семья.
Седьмого февраля 2000 года вечером многочисленная группа кавказцев, приблизительно 10-15 человек, напала на Ангуту Омарова и сопровождавшего его Шамиля С. Нападавшие были вооружены холодным оружием и обрезками труб. В результате избиения Шамиль погиб на месте преступления, а Ангута Омаров получил травмы. К началу 2005 года все стычки «обновленцев» и «тарикатистов» остались в прошлом, хотя напряжённость в отношениях между ними остаётся.
«Джамаат мухминов» решил серьёзно обосноваться в Астраханской области. Однако их уязвимое положение сказывается буквально во всём. Удалось выяснить, что попытка открыть торговый ряд розничных промтоваров на крупном городском рынке встретила успешное противодействие иных торгующих там группировок. Построенные прилавки отдали в пользование другим. После этого «мухмины» проявили сдержанность и обратились с письмами на имя губернатора области Анатолия Гужвина от 13 и 18 декабря 2000 г. с просьбой восстановить их права, а также не использовать в отношении них ошибочного термина «ваххабиты». Это был первый контакт «мухминов» с первыми лицами области за всё время проживания на астраханской земле. С другой стороны, состав общины осенью уменьшился до полусотни человек, и её покинула уже вторая группировка, примкнувшая (сохраняя характерные внешние черты «обновленчества») теперь даже не к ханафитской, в наибольшей мере – татарской, мечети №5 (как это было в 1999 г.), а к дагестанской шафиитской мечети №3 на главном рынке города. «Мухмины» выполняют свои обряды без юридического оформления своей организации, да и законы не требуют обязательной регистрации религиозных групп.
В Астрахани расколы имеют место и среди приверженцев традиционного ислама. Это замечание, в первую очередь, касается ситуации во вновь построенных при поддержке руководства области и города больших и современных «левобережных» мечетях. «Левобережные» мечети явно тяготеют к мусульманским центрам не в Уфе, а в Саратове и Москве. И эти настроения на раскол по-прежнему имеют место. Иногда и призывы радикалов «боевого» ислама так или иначе могут достигать и вполне мирных верующих – селян Астраханской области. ]§[
- 230 просмотров