Кто мы, откуда, куда идём, с какой целью, почему происходит то, что происходит, почему всё время нам не хватает чего-то? Почему мы не можем построить общество, где будут царствовать добро и справедливость, где человек будет уважать человека, где человек будет уважать то, что его окружает, где человек будет таким, каким он изначально создан – для постоянного совершенствования…
Наверное, подобные вопросы иногда задаёт себе любой мыслящий человек. Иногда современное человечество напоминает мне миллионные стада антилопы гну на африканских равнинах, которые всё время бегут куда-то, и со стороны это кажется безумием. Но даже в их действиях есть смысл. Они бегут на новые пастбища… А мы куда?
Говорить о выборах, чиновниках, беспределе вокруг нас, о том, что мы всё понимаем, но ничего сделать не можем, как-то скучно, нудно, бессмысленно…
Коррупция, воровство чиновников, убийство детей… Это когда так называемые КТО собирают целые взводы солдат и бронетехники, чтобы расстрелять без суда и следствия 18-летних подростков. А давайте спросим у генералов, как они называют своих, даже взрослых, сорокалетних детей. Уверен, что с любовью называют «сынок» или «доченька». Так почему же наши дагестанские дети могут превратиться в матёрых бандитов и террористов в одночасье…
Можно критиковать чиновников бесконечно, можно и проклинать силовиков, но как кощунственно это ни звучало бы, это больше беда их, чем вина. Хотя ответственность за преступления никто ни с кого не снимал…
Человек никогда, ни при каких условиях, ни с какими ресурсами не построит то общество, о котором мечтает, общество, основанное на всеобщей справедливости, продолжая обманывать, убивать друг друга и уничтожать всё вокруг, как саранча.
Бесполезно создавать новые министерства, закрывать старые, назначать новых людей, сажать в тюрьму чиновников, награждать их. Бесполезно до того момента, пока мы не решим вопрос о справедливости. О справедливости как основе человеческого бытия, как основе развития человечества, наконец, как человека разумного, созданного Творцом.
Платон считал справедливость почти синонимом права. Развёртывая свои размышления о государстве, он приходит к выводу, что справедливость – одна из добродетелей наисовершеннейшего государства, венчающая ряд доблестей (мудрость, мужество, благоразумие), без которых такое государство невозможно.
Для Сократа в справедливости неразделимо соединяются этическое, правовое и политическое начало.
Аристотель разработал структуру справедливости, показав две её формы: уравнивающую и распределяющую. Он также выделяет особую форму – справедливость частного случая, которую называет правдой.
«Философия», – скажет кто-то и вспомнит главного чиновника Дагестана Абдулатипова, доктора философских наук, автора многих книг и статей. Так почему же приход мудрого философа на важнейший пост главы субъекта не принёс справедливости в общество?
Да потому что нельзя внести справедливость и правду в систему, которая основана на том, что является противоположностью самого понятия о справедливости.
По сути, все мы живём и работаем в криминально-воровской системе, главный принцип которой – «снизу взял, наверх отдал». И тот, кто не будет соблюдать данный принцип, тут же вылетит из системы. В лучшем случае.
Одно понятно: сложившаяся система не устраивает никого, начиная с Путина и до дворника. В понятие «никого» в данном случае не входят те, для которых понятия «мыслить» и «думать» являются сложными и недосягаемыми.
Абдулатипов, кстати, сделал своё дело… он как главный герой известной сказки убил монстра… Но для этого ему самому пришлось стать монстром. Для того чтобы изменить систему, надо её понять, а чтобы понять, надо в неё войти. Но потом и выйти из неё надо не забыть, а то станешь частью системы…
Гарвардский университет повесил аят из священного Корана у входа юридического факультета. Аят 135 суры Ан-Ниса («Женщины»), повешенный на стене недалеко от главного входа, лучшим образом разъясняет справедливость: «О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или неимущим, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете». ]§[
- 25 просмотров