Какого гостя нужно почитать? Являются ли гостями соседи или друзья, которые приходят ко мне? Обладают ли они законными правами гостей? Какие они, эти права?
Права гостя
Хозяин обязан почитать своего гостя и соблюдать все его права. На это указывает хадис от Абу Шурайха аль-Хузаи (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Мои уши слышали, а глаза видели, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: “Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, уважит своего гостя “подарком”». Он спросил: «О, Посланник Аллаха, а что это – его “подарок”?» Пророк ответил: «“Подарок” – день и ночь, гостеприимство – три дня. Всё, что после этого, считается милостыней для него» (Аль-Бухари, 5673; Муслим, 48).
В версии Муслима говорится: «Гостеприимство – три дня, а его “подарок” – один день и одна ночь».
Аль-Хаттаби (да помилует его Аллах) сказал: «У Малики бин Анаса спросили о значении слова “подарок” – один день и одна ночь, и он ответил: «Уважать его, заботиться о нём, радовать его, защищать его в течение одного дня и ночи, а три дня – это гостеприимство».
«Я (Аль-Хаттаби) говорю, что здесь имеется в виду, что в течение суток хозяин даёт ему всё самое лучшее, чем он обладает, а на второй и третий день даёт то, что у него есть, не меняя свой обычный образ жизни, не предпринимая особых усилий и не ущемляя себя. А всё, что после третьего дня, это будет для него милостыней и благодеянием. Хочет – сделает, не хочет – оставит». («Маалиму ас-сунан», 4/238).
Ибн аль-Кайим (да помилует его Аллах) сказал, что права, которые должен соблюдать хозяин по отношению к гостю, имеют три уровня: обязательные, желательные в совершенстве и милостыня. И к обязательным правам относится гостеприимство в течение дня и ночи. Эти степени и были упомянуты Пророком (мир ему и благословение Аллаха) в хадисе Аль-Хузаи («Зад уль-маад», 3/658).
Ибн Кудама (да помилует его Аллах) сказал, что обязательное гостеприимство – в течение дня и ночи, совершенное – три дня, как было передано в хадисе от Абу Шурайха («Аль-Мугни», 11/91).
Кто считается гостем?
Гость, которому нужно оказать почёт и который обладает законными правами, – это путник, который прибыл из другого города. Хозяева, у которых остановился такой гость, обязаны его накормить, почитать, а если они этого не сделают, гость имеет право взять сам всё, что ему полагается. Однако это не относится к гостю из жителей этого же города. Такому можно сказать: «Возвращайся», как сказал Всевышний Аллах (смысл): «Если же вам скажут «Уйдите!», то уходите. Воистину, Аллаху ведомо о том, что вы совершаете» (Коран, 24:28).
На этот смысл указывает то, что приведено в некоторых хадисах. От Укбы бин Амира (да помилует его Аллах) передаётся: «Мы сказали: “О, Посланник Аллаха, ты отправляешь нас с поручениями, и мы останавливаемся у людей, которые не оказывают нам гостеприимства. Что ты скажешь об этом?” Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Если вас принимают, как положено принять гостя, то примите это, а если они этого не сделают, то сами берите с них то, что полагается гостю, и то, что они обязаны предоставлять вам”» (Аль-Бухари, 2329; Муслим, 1727).
Правовое положение гостеприимства
Учёные разошлись во мнениях по поводу правового положения гостеприимства и того, кто должен его проявлять.
В «Мавсуа аль-фикхия» (28/316,317) говорится: «Ханафиты, маликиты, шафииты считают, что гостеприимство является сунной и срок гостеприимства – три дня». Это одно из мнений имама Ахмада.
Согласно другому мнению Ахмада (и это основное мнение его мазхаба), гостеприимство – это ваджиб (обязанность), и его срок – день и ночь, а его совершенство и полноценность – три дня. Так же говорил и Лайс бин Саад.
Также передаётся от маликитов, что гостеприимство является обязательным в случае, если человек (путник) находится в трудном положении, в котором он не может завершить своё путешествие, что приведёт к его гибели.
Обязательство гостеприимства лежит на жителях сёл и городов. Имам Малик и Ахмад по одной из версий сказали, что гостеприимство не ложится на жителей городов. Сахнун (да помилует его Аллах) сказал, что гостеприимство должны оказывать жители сёл. Что касается жителей городов, то путник, который приезжает в город, может найти место, где остановиться (гостиницу), в котором ему и желательно остановиться, чем поселиться в гостях.
Предпочтительным мнением (а Аллах знает лучше) является то, что оказание гостеприимства нуждающемуся путнику, который находится в трудном положении, обязательно, и это распространяется на жителей городов и жителей деревень без исключения.
Шейх Мухаммад бин Салих Усеймин (да помилует его Аллах), комментируя высказывание Аль-Хаджави (да помилует его Аллах), говорит: «Обязанность оказать гостеприимство путнику-мусульманину в трудном положении лежит на жителях сёл в течение дня и ночи». Его слова «обязан оказать гостеприимство путнику-мусульманину» поясняют правовое положение гостеприимства, которое должно проявляться в том, что человек принимает гостя, проявляет к нему уважение, предоставляет ночлег в доме, кормит его. Всё это является добродетелью исламской религии. В этом опередил нас Пророк Ибрахим (мир ему и благословение Аллаха), как сказал Всевышний Аллах (смысл): «Дошёл ли до тебя рассказ о почтенных гостях Ибрахима?» (Коран, 51:24). То есть гости, которых почтил Ибрахим (мир ему и благословение Аллаха), и не будет запрета, если мы скажем: «И которых почтил Всемогущий Аллах, так как они были ангелами».
Таким образом, гостеприимство является обязательным, и проявление уважения к гостю также является обязательным. Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, почитает своего гостя». То есть тот, у кого вера совершенна, пусть уважает своего гостя.
Его слова «в трудном положении» подразумевают путника, который проезжал мимо, а что касается местного жителя, то на него не распространяются правила гостеприимства. Если бы правило гостеприимства распространялось и на местных жителей, то большинство местных жителей стучались бы в двери. Гость обязательно должен быть путником, проезжающим через эту местность. И если он живёт в этой местности два, три или больше дней, то на него не распространяются права гостеприимства.
А слова «жители сёл» исключают города. Сёла – небольшие поселения, а города – большие. В сёлах путник вынужден стучаться в гости, а в городах есть столовые, гостиницы и всё то, что избавляет от необходимости напрашиваться в гости.
Однако это тоже противоречит правильному мнению, так как хадис имеет общий смысл. И сколько людей приезжают в города, где имеются гостиницы, столовые и всё необходимое для путника, но им неприятно останавливаться в гостиницах. Они считают это унижением своего достоинства, предпочитая остановиться в гостях у друга или у знакомого в городе. Таким образом, если к тебе придёт гость (даже в городе), то, следуя верному мнению, ты обязан оказать ему гостеприимство («Аш-Шарх аль-Мумти’», 15/48–51).
А что касается гостей, проживающих в твоей же местности, то нет сомнения, что уважать их и накормить является признаком хорошего отношения к людям.
Однако это не тот гость, которого Пророк обязал почитать в хадисе и которому дал право взять из имущества хозяина всё, что ему полагается.
Аллах знает лучше.
(Статья подготовлена по материалам сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида). ]§[
- 205 просмотров