Под желательными намазами имеются в виду все, кроме пяти обязательных. Также их называют «нафиля», «сунна», «мандуб», «мустахабб».
Желательные намазы делятся на два вида: те, которые не являются желательными для коллективного совершения; и те, совершать которые желательно коллективно.
Намазы, которые не являются желательными для коллективного совершения, также в свою очередь делятся на два вида: желательные намазы, связанные с обязательными; желательные намазы, не связанные с обязательными.
Далее будет дано разъяснение относительно намазов, относящихся к каждому из этих двух видов.
Желательные намазы, связанные с обязательными
Эти намазы делятся на два вида: настоятельно желательные (муаккад) и не являющиеся настоятельно желательными.
К настоятельно желательным (муаккад) относятся следующие: два раката перед обязательным утренним намазом, два раката перед обязательным обеденным намазом, два раката после обязательного обеденного намаза, два раката после обязательного вечернего намаза и два раката после обязательного ночного намаза.
Ибн Умар сказал: «Я запомнил от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о десяти ракатах (намаза): два раката перед обеденным намазом и два раката после него; два раката после вечернего намаза, которые он совершал у себя дома; два раката после ночного намаза, которые он совершал дома; и два раката перед утренним намазом…»
Наиболее предпочтительными из этих намазов являются два раката перед обязательным утренним намазом. Доказательством того являются слова Айши: «Наиболее щепетильно из намазов, связанных с обязательными, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) соблюдал два раката (перед) обязательным утренним намазом».
Что касается намазов, не относящихся к категории муаккад (настоятельно желательных), то они следующие:
– Ещё два последующих раката перед обязательным обеденным намазом. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не оставлял четыре раката перед обеденным намазом и два раката перед утренним. В передаче Муслима говорится: «Он совершал в моём доме четыре раката перед обеденным намазом, затем он выходил и молился с людьми, после чего приходил и совершал два раката».
Также желательно совершить ещё два раката и после обеденного намаза. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Того, кто совершит четыре раката перед обеденным намазом и четыре раката после него, Аллах сделает запретным для Огня».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Если кто-либо из вас совершит пятничный намаз, пусть совершит после него четыре раката» (Муслим).
– Четыре раката, которые совершаются перед обязательным послеобеденным намазом (аср). Доказательством того является хадис о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да помилует Аллах человека, который совершил четыре раката перед послеобеденным намазом» (Ат-Тирмизи).
Их следует совершать в виде двух намазов по два раката. На это указывает хадис: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал четыре раката перед послеобеденным намазом, разделяя их приветствием (таслим)» (Ат-Тирмизи).
– Два лёгких раката перед вечерним намазом. Доказательством того является сообщение от Анаса: «Мы были в Медине, и когда муэдзин возвещал о наступлении времени вечернего намаза, люди спешили к столбам и совершали по два раката. Так что если бы неместный человек зашёл в мечеть, он бы решил, что вечерний намаз уже был совершён: по причине множества людей, совершающих эти два раката» (Аль-Бухари, Муслим).
Под лёгкостью намаза имеется в виду, что они совершались с минимальным уровнем исполнения обязательных столпов намаза, его желательных действий и адабов (этики).
– Также желательно совершать два лёгких раката перед ночным намазом (иша). Доказательством того является хадис: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: ‘‘Между каждыми двумя азанами желательно совершить намаз. – Он повторил это три раза и добавил, – тому, кто желает’’». В одной из версий передаётся, что он сказал: «Между каждыми двумя азанами желательно совершить намаз. – После чего на третий раз добавил, – тому, кто желает» (Аль-Бухари, Муслим).
Под двумя азанами в данном случае имеются в виду азан и икама.
Желательные намазы, не связанные с обязательными
Эти желательные намазы также делятся на два вида: намазы, которые имеют своё название и совершаются в определённое, установленное для них время; и просто намазы, которые не имеют своего специального названия и отведённого для них времени.
Намазы, которые имеют своё название и время
1. Намаз приветствия мечети
Это два раката, которые совершаются каждый раз при входе в мечеть, прежде чем человек сядет. Доказательством того является хадис: «Если кто-либо из вас войдёт в мечеть, пусть не садится, пока не совершит два раката (намаза)» (Аль-Бухари, Муслим).
Намаз приветствия получается и посредством обязательного намаза, а также любого другого желательного намаза. Поскольку смысл заключается в том, чтобы человек не садился в мечети, пока не совершит намаз.
2. Витр
Этот намаз относится к настоятельной сунне (сунна муаккада). Он называется таким образом (слово «витр» означает «нечётный») потому, что заканчивается одним ракатом, чем отличается от остальных намазов.
Али говорил: «Витр не является обязательным намазом, подобно (пяти) обязательным, однако это сунна посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)» (Ат-Тирмизи).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О люди Корана, совершайте витр, поистине Аллах – витр (нечётный, то есть один) и Он любит витр (намаз, состоящий из нечётного количества ракатов)» (Ат-Тирмизи, Абу Дауд).
Время совершения витра начинается после ночного намаза и длится до рассвета. Предпочтительнее откладывать его, делая последним ночным намазом. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах, всемогущ Он и велик, даровал вам намаз, который лучше для вас, чем красные верблюды. Это витр. Он утвердил для вас его (совершение) между ночным намазом и рассветом» (Абу Дауд). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Пусть вашим последним намазом ночью будет витр» (Аль-Бухари, Муслим).
Это касается человека, который собирается встать в конце ночи для совершения намаза. Тому же, кто боится не проснуться, следует совершить витр после совершения обязательного ночного намаза и желательного намаза, связанного с ним.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто боится, что не встанет в конце ночи, пусть совершит витр в её начале. Кто же собирается вставать в конце ночи, пусть совершит его в конце ночи. Поистине, у намаза в конце ночи есть свидетели, и это является предпочтительным» (Муслим). Под наличием свидетелей имеется в виду присутствие ангелов.
Аль-Бухари (1880) и Муслим (721) передали от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Завещал мне мой Любимый три вещи: пост три дня в течение каждого месяца, два раката намаза духа и совершение витра, прежде чем я лягу спать».
Наименьшее количество ракатов витра – один. Однако совершать витр лишь в один ракат является нежелательным. Наименьшей полноценной формой витра является совершение трёх ракатов: одного намаза в два раката и второго, отдельного – в один. Наилучшей формой витра является совершение одиннадцати ракатов с таслимом после каждых двух ракатов, заканчивающихся совершением намаза в один ракат.
3. Выстаивание ночи (кияму л-лейль)
Это намаз, который называется «тахаджуд», если совершается после сна. «Тахаджуд» означает «оставление сна».
Выстаивание ночи является сунной, которая не ограничивается определённым количеством ракатов и совершается после того, как человек проснётся, до азана на обязательный утренний намаз.
Доказательством предписанности выстаивания ночи являются слова Всевышнего Аллаха (смысл): «Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов. Быть может, Господь твой возведёт тебя на Достохвальное место» (сура «Перенос ночью», аят 79).
Также посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили: «Какой намаз является наиболее предпочтительным после обязательных?» Он ответил: «Намаз, совершаемый среди ночи»» (Муслим).
4. Намаз духа
Минимальное количество ракатов намаза духа – два. Наиболее полноценная форма – совершение восьми ракатов.
Время совершения намаза духа начинается с момента поднятия солнца после восхода и заканчивается с зенитом. Предпочтительнее совершать его по прошествии четверти дня.
Желательные намазы, совершать которые желательно коллективно
Всё, о чём было сказано выше, касалось желательных намазов, которые не являются желательными для коллективного совершения. Что касается желательных намазов, которые желательно совершать коллективно, то они следующие: праздничный намаз (таравих), намазы по случаю затмения солнца и луны (кусуф и хусуф), намаз по случаю прошения дождя. Аллах знает обо всём лучше.
(Данная статья подготовлена на основе распространённого в Дагестане труда по фикху (исламскому праву) шафиитского мазхаба «Аль-Фикху ль-манхаджи», соавтором которого является находившийся недавно в республике сирийский шейх Мустафа аль-Буга). ]§[
- 1 просмотр