Самым большим грехом, согласно исламу, является неверие и многобожие. После них идут другие грехи, которые не выводят человека из ислама. Их также делят на большие и малые. Большие грехи – это серьёзные греховные деяния, за которые человек заслуживает гнев Всевышнего и наказание в Аду. Иногда за большие грехи человек расплачивается уже в этой жизни.
К большим грехам относится любое нарушение установлений Всевышнего Аллаха, за совершение которого Он обещал Свой Гнев и отдельное наказание в будущей или этой жизни. В текстах Корана и Сунны количественно определены самые серьёзные из больших грехов. После неверия и многобожия это убийство, колдовство, ростовщичество, растрата имущества сироты, ложное обвинение, непослушание родителям, прерывание родственных связей, употребление опьяняющих напитков, прелюбодеяние, гомосексуализм, самоубийство, грабёж, взяточничество, незаконное завладение чужим имуществом, сплетни и т. д. На эти и некоторые другие подобные грехи указывают достоверные хадисы.
Также к большим грехам можно отнести оставление основных религиозных обязанностей: намаза, заката, поста и хаджа.
Разделение грехов на большие и малые
В Сунне прямо упоминается разделение грехов на большие и малые, а также на то, что большие грехи не все одинаковы, а подразделяются на разные категории.
Аль-Бухари и Муслим приводят следующий хадис: «Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не сообщить ли вам о самом великом из больших грехов?» После этого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) упомянул многобожие, непослушание родителям и лжесвидетельство.
В другом хадисе, также приведённом Аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Самый великий из больших грехов – это когда человек ругает своих родителей». Его спросили: «О посланник Аллаха, а как человек может ругать своих родителей?» На что он ответил: «Человек ругает родителей другого, а тот в отместку ругает его родителей».
Это значит, что не только плохое отношение к своим родителям является греховным, но и когда человек становится причиной плохого отношения к его родителям, это тоже является для него грехом. Более того, одни из серьёзных и тяжких грехов. И если является греховным ругать своих родителей, что же тогда говорить о тех случаях, когда дети превращают жизнь своих родителей в сущий Ад?
Слабость и осознанность
Шариат различает между грехами, к которым человека подталкивает его духовная слабость, и грехами, в основе которых лежит осознанное желание и жадность. Пример первого – прелюбодеяние, а второго – ростовщичество. На весах Всевышнего Аллаха ростовщичество является более тяжким грехом.
В Коране по отношению к ростовщичеству упоминаются такие угрозы от Всевышнего Аллаха, какие не упоминаются по отношению к каким-либо другим грехам:
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо» (сура «Корова», аяты 278, 279).
Когда мы говорим о больших грехах, то имеем в виду не только физические грехи, которые видны внешне, совершаемые различными частями тела. Речь идёт и о грехах духовных, которые являются более серьёзными и опасными. Духовная покорность Всевышнему имеет высокую степень. Точно так же и духовные грехи имеют очень серьёзные последствия.
Грех Адама и грех шайтана
В Коране рассказывается о первых грехах после сотворения Адама. Один из них – грех, совершённый Адамом и его женой, когда они поели плод с запретного дерева. Этот грех касается физических действий Адама, и причиной его совершения стала забывчивость и слабость воли. Аллах говорит в Коране: «Прежде Мы заключили завет с Адамом, но он запамятовал, и Мы не нашли у него твёрдой воли» (сура «Та Ха», аят 115).
Шайтан использовал эти две слабости и подтолкнул Адама и его жену к нарушению запрета Всевышнего. Они съели плод с запретного дерева, поддавшись его обману, заверениям и клятвам. Но вскоре после этого они раскаялись в содеянном грехе и обратились к Создателю с покаянием: «Они оба поели с него, и тогда им стали видны их срамные места. Они стали прилеплять на себе райские листья. Адам ослушался своего Господа и впал в заблуждение. Потом Господь избрал его, принял его покаяние и наставил на прямой путь» (сура «Та Ха», аяты 121, 122).
Также Аллах говорит (смысл): «Они сказали: “Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся одними из потерпевших урон”» (сура «Преграды», аят 7).
Второй грех – это грех, совершённый шайтаном, когда он ослушался приказа Всевышнего поклониться Адаму в знак уважения и приветствия:
«Все ангелы до единого пали ниц, за исключением Иблиса, который отказался быть в числе павших ниц. Он сказал: «О Иблис! Почему ты не в числе павших ниц?» Он сказал: «Не подобает мне падать ниц перед человеком, которого Ты сотворил из сухой звонкой глины, полученной из видоизменённой грязи». Он сказал: “Изыди отсюда. Отныне ты изгнан и побиваем. И проклятие пребудет над тобой до Дня воздаяния”» (сура «Аль-Хиджр», аяты 30–35).
Если причиной греха, совершённого Адамом, была забывчивость и слабость воли, то причиной греха шайтана стала гордыня и высокомерие. Аллах говорит (смысл): «Он сказал: «Что помешало тебе пасть ниц, когда Я приказал тебе?» Он сказал: “Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины”» (сура «Преграды», аят 12).
В Коране показано различие между этими грехами. Грех Адама был физическим, а грех шайтана – духовным. Он более тяжкий и имеет более глубокие последствия. Поэтому неудивительно, что в Коране чаще упоминаются суровые предостережения именно от духовных грехов, которые являются губительными и смертными. Именно эти грехи, в свою очередь, становятся причиной совершения физических грехов.
Высокомерие
Из истории Адама и шайтана мы видим, как высокомерие подтолкнуло шайтана к тому, чтобы он ослушался Всевышнего, и это привело его к гибели: «Он сказал: “Не подобает мне падать ниц перед человеком, которого Ты сотворил из сухой звонкой глины, полученной из видоизменённой грязи”» (сура «Аль-Хиджр», аят 33); «Он сказал: “Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины”» (сура «Преграды», аят 12).
В хадисах мы находим строгое предостережение от высокомерия, гордыни и надменности. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не войдёт в Рай человек, в душе которого будет гордыня величиной хотя бы с горчичное зерно» (Муслим). В другом хадисе говорится: «Достаточно человеку греха, если он презирает своего брата-мусульманина» (Муслим).
Высокомерие и высокомерные люди порицаются во многих аятах Корана. В них говорится о том, что именно это чувство помешало многим людям уверовать в пророков и привело их к гибели. Аллах говорит (смысл): «Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости. Посмотри же, каким был конец распространяющих нечестие!» (сура «Муравьи», аят 14); «Войдите во врата Геенны и пребудьте там вечно. Как же скверна обитель возгордившихся!» (сура «Пчёлы», аят 29); «Я отвращу от Моих знамений тех, которые возгордились на земле безо всякого права на то. Какое бы знамение они ни увидели, они не уверуют в него. Если они узреют правый путь, то не последуют этим путём, а если они узреют путь заблуждения, то последуют им. Это – потому что они сочли ложью Наши знамения и пренебрегли ими» (сура «Преграды», аят 146); «Воистину, Он не любит высокомерных» (сура «Пчёлы», аят 23).
Заключение
Шейху-ль-ислам Ибн Таймийя сказал: «Гордость, самообольщение и показуха хуже, чем употребление опьяняющих напитков. Смиренный человек, страшащийся своего Господа, употребляющий опьяняющие напитки, ближе к Его милости, чем постящийся, который возгордился, самообольстился и занимается показухой».
(Продолжение следует…) ]§[
- 1 просмотр