Слово «национализм» люди понимают по-разному. Если отойти от научной терминологии и взглянуть на понимание этого слова в окружающем нас обществе, то можно увидеть, что для кого-то национализм – это лишь желание блага своему народу, другие же считают национализмом ущемление или принижение людей отличной от твоей национальности. В любом случае речь в данной статье пойдёт о негативном (то есть втором) смысле, который вкладывается в это слово.
Довольно часто в современном дагестанском обществе можно встретить такое явление как национализм. Основное развитие в Дагестане национализм получил после распада Советского Союза, когда республику разделили всякого рода народные движения и партии, каждая из которых призывала своих последователей к борьбе за свои права, власть и к возврату своих исторических территорий. Иногда дело даже доходило до кровопролитных столкновений на почве ненависти к определённой национальности. Ещё свежа память о межэтнических столкновениях между чеченцами и лакцами, аварцами и кумыками и другими народами Дагестана во всех его уголках, которые оставили неприязнь к братским народам в сердцах людей, проявляющуюся и в наши дни.
Причин у такого национализма в Дагестане, который издревле отличался дружбой своих народов, немало. Есть как внешние, так и внутренние причины. Но самой главной причиной проявления национализма у дагестанцев, да и вообще и любого мусульманина, является отсутствие полноценной веры, которая никогда не даёт человеку относиться с надменностью или презрением к представителю другой национальности.
Положение национализма в исламе
Всевышний Аллах, велик Он и славен, и Его Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сделали национализм (в плохом смысле этого слова) запретным для мусульманина, причислив его к грехам, основой которых является гордость (надменность).
Всевышний Аллах сказал (смысл): «О те, которые уверовали! Принимайте ислам целиком и не следуйте по стопам сатаны. Воистину, он для вас – явный враг» (Сура «Корова», аят 208).
В тафсире «Аль-Мунтахаб» приводится следующее толкование этому аяту: «О вы, верующие, будьте миролюбивыми и дружными, будьте покорными Богу, не делайте родовых различий, как делали при язычестве, и не ищите других причин для разногласия! Не следуйте по стопам шайтана, который ведёт вас к расколу. Ведь он для вас – явный враг!»
Также Аллах сказал (смысл): «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет преимущества араба над неарабом и неараба над арабом, белого над темнокожим и темнокожего над белым, кроме как в богобоязненности. Люди от Адама, а Адам из земли» (Аль-Байхаки).
Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы услышите, как кто-то возносится своим происхождением, как это было во времена джахилии, то скажите ему, чтобы он схватился зубами за член своего отца. И не говорите это другими словами!» (Ахмад, Ан-Насаи, Аль-Багави и другие).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который всегда выражался скромной и красивой речью, сказал, чтобы мы не передавали этот хадис другими выражениями, смягчая его смысл или меняя слова. Сказав именно так, мы укажем на всю мерзость такого явления как национализм.
Национализм, заключающийся в презрении к представителям других национальностей и лишении их своих прав, а также его крайние формы, как шовинизм, запрещены Кораном, Сунной и единогласным мнением исламских учёных. Человек непременно будет наказан Всевышним Аллахом за проявление гордости (надменности) и национализма, как её производной.
Ущемление прав малых народов и этносов
Одним из пагубных воздействий национализма в обществе является ущемление прав малых народов и этносов. Очень часто в обществе, подавляющим большинством которого является одна национальность, проявляются националистские высказывания и ущемление прав малых народов. Нередко такие народы бывают лишены права занимать какие-либо руководящие должности, даже если определённый человек обладает большими способностями и отличается своим жизненным опытом. Приоритетом в таком обществе становится не богобоязненность, опыт и ум человека, а лишь его принадлежность к определённой этнической группе.
Влияние национализма на институт семейных отношений в исламе
Также национализм имеет пагубное влияние на институт семейных отношений. Довольно часто можно встретить картину на примере Дагестана, когда мусульманин хочет жениться на мусульманке другой национальности, встречая согласие с её стороны, не испытывая при этом каких-либо негативных чувств к её происхождению, но родители девушки ни при каких условиях не выдают её замуж за него, каким бы хорошим человеком и мусульманином он ни был, только лишь из-за того, что он не их национальности. Порой отец отказывает мусульманину, который старается вести праведный образ жизни, в браке с его дочерью, но в то же время готов выдать её за человека, не соблюдающего предписания ислама и совершающего большие и малые грехи. Не учитывается будущее детей и желание дочери, учитывается принадлежность к национальности. То, что такой брак может закончиться разводом и поломанной жизнью, также в расчёт не берётся.
Казалось бы, что мусульманин в такой ситуации будет руководствоваться словами посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Если к вам придёт (свататься) тот, чьей религией и нравами вы довольны, то выдайте за него замуж (свою дочь). Если вы не сделаете этого, то на Земле распространится смута и нечестие» (Ат-Тирмизи). Но, увы, многие отцы забывают об этом хадисе, когда дело касается брака их дочерей.
Также следует отметить, что не только отцы не выдают своих дочерей замуж из-за национализма, но также часто родители бывают и против женитьбы их сына на девушке другой национальности. Причин они находят много, но, к сожалению, ни одна из них, как правило, не является оправданием в шариате, когда молодые люди устраивают друг друга и подходят друг другу.
Национализм как причина торможения исламского просвещения
Тема влияния национализма на религиозную жизнь в Дагестане достойна отдельной статьи, так как национализм в этой области достиг гигантских размеров. Довольно часто можно встретить выражения «аварская мечеть», «кумыкская мечеть» или «лакская мечеть». Мало того, что представители определённых национальностей Дагестана предпочитают собираться для богослужения в определённых мечетях, но с собой в эти мечети они приносят и свой национализм. Такая же ситуация и в религиозных учебных заведениях. Студенты ущемляются в правах не только со стороны других студентов-националистов, но и со стороны некоторых преподавателей, которые считаются учёными, но при этом далеки от знаний религии Аллаха.
Методы искоренения национализма и его остатков
Единственным методом искоренения национализма из нашего общества является возврат к Книге Аллаха и сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). Лишь после изучения ислама и углубления в нём мусульманин может избавиться от этого порока, потому что многочисленные тексты Корана и Сунны указывают на запретность надменности и национализма и обещают наказание тому, кто будет проявлять эти пагубные качества.
Заключение
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что дагестанское общество со временем всё-таки перебороло национализм в определённых явлениях. Положение вещей улучшилось со времён девяностых. Во многом это обусловлено тем, что в республике активно происходит распространение ислама как образа жизни и возврат к исламским ценностям. Это отдаляет национализм от Дагестана, но всё-таки полностью он не искоренён. Мы должны бороться против этого порока и прилагать всевозможные усилия, чтобы национализм стал нашим прошлым, а не будущим.
В заключении ещё раз хотелось бы отметить, что речь в данной статье шла о национализме как принижении представителей отличной от твоей национальности, проявлении к ним надменности и презрения, лишении их прав. Что же касается любви к своему народу и желания ему блага, то ислам это только приветствует. ]§[
- 143 просмотра