После недавней трагедии, когда в результате нападения бродячих собак в Махачкале погибла девятилетняя девочка, некоторые горожане решили своими силами избавляться от многочисленных собачьих стай, бегающих по улицам и дворам, и тем самым обезопасить себя и свои семьи от повторения подобного кошмара.
Однако здесь не обошлось без крайностей, когда собак начали убивать садистскими методами, калеча, издеваясь, оставляя мучительно умирать от тяжёлых ранений и бросая их трупы на месте убийства без захоронений. Хотя масштабы не были такими, как об этом пишут некоторые издания и журналисты, говоря о массовых расстрелах в городе и тысячах трупов собак, но жестокое обращение даже с одним животным недопустимо.
Права животных
Ислам, как система, призванная привнести в мир справедливость и порядок, учит нас в том числе и тому, как надо обращаться с животными. Ислам запрещает жестоко обращаться с ними, морить голодом, нагружать непосильной работой, причинять какие-либо страдания. Он разъясняет людям, что хоть животные и созданы для служения им, однако у них есть свои права, которые человек обязан соблюдать и за нарушение которых ему грозит суровое наказание от Справедливого Создателя.
В подтверждение этому мы приведём несколько хадисов пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
Передаётся от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Как-то раз одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. При виде этого человек сказал себе: «Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня», после чего он наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему его грехи». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» – на что он ответил: “Награда полагается за всё живое”» (Аль-Бухари, Муслим).
Передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не используйте спины ваших животных в качестве минбара (прим. – кафедры, на которой стоят). Поистине, Аллах подчинил их вам, чтобы вы могли достигать на них тех городов, которых не смогли бы достичь сами, кроме как надорвав себя. И Он создал для вас землю – на ней и справляйте свою нужду» (Абу Дауд, ат-Тахави, аль-Байхакы).
Передаётся от Абдуллы бин Джафара, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, зашёл в сад одного ансара, в котором находился верблюд. Когда он увидел Пророка, мир ему и благословение Аллаха, издал жалобные звуки и из глаз его потекли слёзы. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, подошёл к нему и погладил за ухом, и тот успокоился, а затем он спросил: «Кто его хозяин? Чей он?» Подошёл юноша из числа ансаров и сказал: «Мой, о Посланник Аллаха». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Разве ты не боишься Аллаха в отношении этого животного, которого он дал тебе во владение? Поистине, он пожаловался мне, что ты оставляешь его голодным и нагружаешь тяжёлой работой» (Абу Дауд, а основа хадиса в «Сахихе» Муслима).
Передаётся от Абу Хурайры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В один из жарких дней блудница увидела собаку, которая кружилась вокруг колодца с высунутым от жажды языком. Она набрала воду в свою обувь и напоила её, за что ей были прощены грехи» (Аль-Бухари, Муслим).
Передаётся, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Как-то раз муравей укусил одного из пророков, и он велел сжечь муравейник, и Аллах ниспослал ему откровение: «Неужели из-за того, что тебя укусил муравей, ты сжёг одну из общин, прославлявшую Аллаха?» (Аль-Бухари, Муслим).
В другой версии хадиса говорится: «Один из пророков сидел под деревом, и его укусил муравей. Тогда он повелел вытащить этого муравья, а потом повелел сжечь муравейник, и его сожгли. И Всевышний Аллах ниспослал ему откровение: «Неужели это из-за одного муравья?!» (Аль-Бухари, Муслим).
Передаётся от Абдуллы бин Умара, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Женщина была введена в ад из-за кошки, которую она заперла: сама не кормила и не отпускала на волю, чтобы та сама могла прокормиться насекомыми земли» (Аль-Бухари, Муслим).
Передаётся от Абдуллы бин Масуда, да будет доволен им Аллах: «Однажды мы были в путешествии вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Когда он удалился по нужде, мы нашли маленькую птичку с двумя птенцами и забрали их с собой, а она начала махать крыльями и низко летать (рядом с нами). Пришёл Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Кто причинил ей страдания, забрав детёнышей? Верните их ей». А когда мы нашли муравейник, сожгли его, и он спросил: «Кто их сжёг?» Мы сказали, что это сделали мы. Он ответил: «Никому не позволено наказывать огнём, кроме как Господу огня» (Абу Дауд, Аль-Хаким).
Передаётся от Джабира, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил бить животных по морде и ставить им клеймо на морду (Муслим).
Ислам, разрешая людям охоту на животных, запрещает это делать без необходимости и убивать несъедобных животных ради забавы. Он запрещает издевательства над живыми существами и использовать их в качестве мишени.
Передаётся от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не используйте живые существа в качестве мишени» (Муслим).
Передаётся от Саида бин Джубайра, да будет доволен им Аллах: «Однажды Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, проходил возле двух юношей курайшитов, которые установили птицу в качестве своей мишени и стреляли в неё из лука. Каждую не попавшую в неё стрелу они отдавали хозяину птицы. Когда они увидели Ибн Умара, то разбежались. Ибн Умар спросил: «Кто сделал это?! Аллах проклял того, кто это сделал! Поистине, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проклял того, кто использует живые существа в качестве мишени» (Муслим).
В другой версии этого хадиса говорится, что он сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах проклял того, кто увечит (отрезает части тела ещё живых/надругается над телами мёртвых) животных» (Ан-Насаи, Ибн Хиббан).
Конечно же, человек поставлен выше всех остальных творений Всевышнего. Он может питаться мясом животных, а также имеет право убивать диких животных, чтобы защитить себя от их вреда. Но даже в этих случаях ислам учит нас тому, что это должно происходить максимально мягко, без жестокости.
Передаётся, что Шаддад бин Аус, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах предписал всё делать хорошо: если вам придётся убивать, делайте это хорошим способом (прим. – стараясь причинять меньше страданий), и если будете приносить жертву, делайте это хорошо, и пусть каждый из вас как следует наточит свой нож и избавит животное от мучений» (Муслим).
Передаётся от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проходил мимо человека, который точил нож, поставив ногу на шею овцы, а она смотрела на это, и он сказал ему: «Почему ты не сделал это раньше? Ты хочешь умертвить её дважды?»
В другой версии этого хадиса говорится: «Ты не мог наточить свой нож до того, как уложить её на землю?» (Ат-Табарани, Аль-Хаким, Аль-Байхакы).
Ислам и собаки
Бытует мнение, что мусульмане ненавидят собак и, более того, если собака коснётся их, то они не попадут в рай. Удивительно то, что подобные измышления распространены не только среди обывателей, но в них верят и люди, считающие себя интеллектуалами.
На самом деле мусульмане избегают контакта с собаками, потому что её слюна является тяжёлой формой нечистоты, для очищения от которой используется вода и земля. Также мусульманам запрещено дома держать собаку. В остальном отношение к ней такое же, как и к остальным животным. Собак можно использовать для охоты и охраны. Коран, рассказывая о юношах, скрывшихся в пещере, чтобы защитить себя и свою веру от зла правителя-тирана, говорит о том, что с ними была их собака, которая легла у входа в пещеру. Приведённые выше хадисы рассказали нам о прощении грехов мужчины и блудницы, которые напоили мучавшихся от жажды собак.
При этом собака остаётся самым крупным хищником, свободно живущим среди людей, и случаи их нападения на человека не такая уж и редкость. Например, по данным Роспотребнадзора по Дагестану, за минувший год в республике от укусов животных пострадало 4 852 человека, из которых 1 832 случая пришлось на детей до 14 лет. То есть каждый день собаки кусали в среднем 13 человек. Поэтому в целях сохранения безопасности для жизни и здоровья человека ислам разрешает ликвидировать злых, кусачих собак, равно как и любого другого хищника, от которого исходит угроза. Но делать это необходимо без жестокости и садизма.
Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал мне: “Поистине, Аллах любит проявления доброты во всём”» (Аль-Бухари, Муслим).
«Не будет помилован тот, кто сам не проявляет милосердия (к другим)!» (Аль-Бухари, Муслим). ]§[
- 3578 просмотров