С момента появления на этот свет и до самого последнего дыхания она становится полем сражений между человеком и дьяволом. В случае поражения человек теряет свою душу…
Но всякая война ведётся с переменным успехом. Бывают моменты, когда человек начинает побеждать, и тогда его душа взлетает ввысь. Но бывают мгновения, когда человек теряет бдительность и подпускает врага слишком близко, позволяя ему наносить удары. Тем более, враг человека – опытный, бескомпромиссный, беспринципный Иблис, который за долгие века существования неплохо изучил слабые места своего противника. Используя страсть, алчность, жадность, страх и другие слабости, он наносит удары, заставляя человека совершать грехи. И тогда кажется, что душа падает в бездонную пропасть, из которой уже никогда не выбраться.
Ислам рассматривает процесс исцеления человеческой души в двух аспектах:
1. Душа обладает изначальной природой (фитра), которая тянется к добродетели и, обретя её, ощущает состояние радости. Зло омрачает её, и совершение зла порождает в душе скорбь.
2. В душе также присутствуют легкомысленные порывы, сводящие её с истинного пути, приукрашивающие для неё поступки, которые погружают её в бездонную пропасть.
Между этими двумя порывами происходит обоюдная борьба за лидерство над душой. Окончательный же исход зависит от того, чему она подчинится.
Всевышний Аллах говорит: «Клянусь душой и Тем, Кто придал ей соразмерный облик и внушил ей порочность и богобоязненность! Преуспел тот, кто очистил её, и понёс урон тот, кто опорочил её» (Коран. 91:7–10).
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Если бы человек заимел долину, полную золота, то пожелал бы иметь ещё две. И никогда его утробу не наполнит ничто, кроме земли. Аллах же примет покаяние тех, кто покается».
Ислам обращает внимание человека на то, что потакание страстям и подчинение им не насытит душу и не удовлетворит её. Душа такова, что каждый раз, когда она привыкает к какой-либо из своих похотей, она тут же проявляет желание перейти к следующей, пребывая, таким образом, в постоянной погоне, не обращая внимания на греховность и неправедные деяния.
Коран же предупреждает нас от следования запретным страстям: «…И не потакай порочным желаниям, а не то они собьют тебя с пути Аллаха. Воистину, тем, кто сбивается с пути Аллаха, уготованы тяжкие мучения за то, что они предали забвению День расчёта» (Коран. 38:26).
Покаяние
Может возникнуть вопрос: в чём же помощь и исцеление?
Они заключены в искреннем покаянии за совершённые грехи.
Покаяние – это не только и не столько произнесение языком известной фразы «астагфирулла».
Покаяние включает в себя три элемента:
во-первых, человеку следует отказаться от совершения самого греха;
во-вторых, раскаяться в том, что он совершал его;
в-третьих, принять твёрдое решение никогда не совершать подобного впредь.
Если хотя бы одно из вышеупомянутых условий соблюдено не будет, то покаяние не может считаться правильным в полной мере. В том случае, когда грех, совершённый человеком, так или иначе затрагивает другого человека, покаяние должно удовлетворять уже четырём условиям, а именно – трём вышеупомянутым и ещё одному, суть которого состоит в том, чтобы загладить свою вину перед тем, кто пострадал от прегрешения. Так, если речь идёт о присвоенных или украденных деньгах или иных материальных ценностях, то их следует вернуть владельцу.
Высокомерие
Может случиться так, что гордость и высокомерие могут затмить рассудок, что может помешать признанию грехов и искреннему покаянию. Это и случилось с нашим злейшим врагом Иблисом. «…Потом Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Они пали ниц, и только Иблис не был в числе поклонившихся. Он (Аллах) сказал: «Что помешало тебе пасть ниц, когда Я приказал тебе?» Он (Иблис) сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины» (Коран. 7:11–12). Вместо покаяния он возгордился и был проклят…
Признание своих грехов будет знаменовать покорность перед своим Господом и возвращение к Нему. Ведь даже само слово «Тауба» (покаяние) означает возвращение.
Отчаяние
На пути покаяния и возвращения к Господу могут быть и другие препятствия. Человек может окинуть взглядом прожитую жизнь и ему может показаться, что кроме грехов у него ничего нет. Он действительно мог совершать много больших и малых грехов. И тут Иблис может внушить ему, что он безнадёжный грешник, которому нет прощения. Человеком может овладеть отчаяние. Или же он может внушить человеку ложный стыд, из-за которого человек будет стесняться покаяться перед Аллахом.
Но как обстоят дела в реальности?
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил, что все дети Адама ошибаются, и лучшие из них те, кто кается.
От совершения же грехов не защищён никто, кроме пророков и посланников Аллаха.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, также говорил о том, что Всевышний постоянно ждёт и принимает покаяние Своих рабов: «Поистине, Аллах Всевышний будет протягивать руку Свою ночью, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное днём, и будет Он протягивать руку Свою днём, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное ночью, до тех пор, пока солнце не взойдёт оттуда, где оно заходит».
Также Всевышний Аллах успокаивает верующих, чтобы они не отчаивались в Его милости. «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (Коран, 39:53).
Удивительный хадис
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Был среди живших до вас один человек, который погубил девяносто девять душ, а потом стал спрашивать людей, кто из живущих на Земле является самым знающим, и ему указали на одного монаха из числа сынов Исраиля. Он явился к нему, сказал, что убил девяносто девять человек, и спросил принесёт ли ему пользу покаяние? Тот сказал: «Нет», – и тогда он убил этого монаха, доведя количество погубленных им душ до сотни. Потом он снова стал спрашивать людей о том, кто из живущих на Земле является самым знающим, и ему указали на одного знающего человека. Встретившись с ним, он сказал, что убил сто человек, и спросил, принесёт ли ему покаяние пользу? Тот сказал: «Да! Кто же мешает кающемуся принести покаяние? Отправляйся в такую-то землю, где живут люди, поклоняющиеся Аллаху Всевышнему, поклоняйся Аллаху вместе с ними и не возвращайся на свою землю, ибо на этой земле творится зло!» И он отправился туда, но на середине пути его настигла смерть, и из-за него начали спорить между собой ангелы милости и ангелы мук. Ангелы милости сказали: «Он шёл с покаянием, обратившись сердцем своим к Аллаху Всевышнему!» Что же касается ангелов мук, то они сказали: «Поистине, он никогда не совершал ничего благого!» И тогда к ним явился ангел в образе человека, которого они избрали судьёй в своём споре. Он сказал: «Измерьте расстояние до двух этих земель, и к какой из них он окажется ближе, той и будет принадлежать. Измерив, они обнаружили, что он ближе к той земле, к которой стремился, и его забрали ангелы милости».
В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «И Аллах Всевышний внушил одной части земли отдалиться, а другой – приблизиться, после чего сказал: «Измерьте расстояние до них». И они обнаружили, что он на пядь ближе к этой (куда направлялся), после чего его прегрешения были ему прощены».
Этот рассказ Пророка никак не говорит о том, что можно делать всё что угодно, а потом покаяться языком, и всё простится. Нет! Этот хадис лишь не даёт отчаиваться в великой милости Аллаха, Который принимает искренние покаяния от всех людей, сколь великими ни были их грехи. «Кто же мешает кающемуся принести покаяние?..»
К тому же это покаяние должно быть искренним, исходящим из глубин сердца. Такое покаяние может принести только человек, осознавший всю пагубность совершённых им ранее грехов. Такое покаяние полностью меняет его. Тот, кто хоть раз в жизни приносил искреннее покаяние, поймёт, о чём идёт речь…
Заключение
У Пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили: «Каков признак покаяния?» Он ответил: «Сожаление».
Сподвижник ибн Масуд говорил: «Правдивая клятва – это когда ты больше не возвращаешься к греху, в котором покаялся ранее».
«Ведь человек создан слабым». Да, это так… Человек по своей слабости периодически даёт волю своей душе, калеча её и вкушая «сладость» греха. Ибн аль-Кайим говорил, что грехи подобны ранам на теле, а множество ран приводят к смерти.
Следующим шагом, сопряжённым с покаянием, является совершение добрых дел, которые будут удалять предыдущие грехи. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был! И пусть за каждым твоим грехом следует благодеяние, которое удалит грех. И относись к людям хорошо».
И всякий раз, когда ислам говорит о человеческой слабости, он даёт понять, что очищение от этих пороков кроется лишь в следовании путём религии и её заветам. Ведь «тауба» — это возвращение к Богу, возвращение на Его путь…
«О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне!» (Коран; 66:8). ]§[
- 4150 просмотров