Несколько дней назад пришли тревожные новости из Иерусалима. Сотрудники полиции Израиля застрелили троих палестинцев на территории одной из святынь ислама – мечети Аль-Акса. По версии израильской стороны, убитые были вооружены и открыли огонь по сотрудникам правопорядка. При этом убитых среди полицейских нет, а имена раненых не сообщаются.
После инцидента полиция перекрыла входы-выходы в мечеть Аль-Акса и запретила совершение в ней пятничной молитвы. Из мечети были выведены имам и прихожане, телефоны сотрудников службы охраны были конфискованы. Подобное в мечети Аль-Акса происходит впервые с 1969 года.
К сожалению, русскоязычные мусульмане крайне мало знают о третьей святыне ислама. Если они хорошо знакомы с Заповедной мечетью в Мекке и мечетью посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в Медине, поскольку совершают хадж и умру (малое паломничество) и имеют возможность видеть их своими глазами, то относительно мечети Аль-Акса имеют весьма отдалённое представление. В данной статье мы хотели бы рассказать о том, кто её построил и какое место она занимает в исламе.
Кто построил мечеть Аль-Акса
Аль-Акса является второй мечетью после мечети Аль-Харам в Мекке, построенной на земле. Муслим передаёт от Абу Зарра: «Однажды я спросил: «О Посланник Аллаха, какая мечеть была построена на земле первой?» Он ответил: «Заповедная мечеть (Аль-Масджид aль-Харам)». Я спросил: «А после неё?» Он ответил: «Отдалённейшая мечеть (Аль-Масджид aль-Акса)». Я спросил: «А сколько лет прошло между построением одной и другой?» Он ответил: «Сорок лет», после чего добавил: “Вся земля является мечетью («масджид» – место для поклонения), и где бы ни застало тебя время молитвы, совершай её”».
Нет однозначных достоверных текстов, в которых говорилось бы о том, кто первым построил мечеть Аль-Акса. Однако нет разногласий в том, что она была построена в то же время, в которое была построена мечеть Аль-Харам в Мекке, и в том, что мечеть Аль-Акса была построена пророками или ангелами.
Аль-Куртуби пишет: «Аллах повелел ангелам построить на земле мечеть и совершать вокруг неё обход, это было до сотворения Адама (мир ему). Адам достроил её часть и совершал вокруг неё обход (здесь имеется в виду Заповедная мечеть в Мекке). Затем её достраивали пророки после него. А её строительство завершил Ибрахим (мир ему), на что указывает следующий аят: «Вот Ибрахим (Авраам) и Исмаил (Измаил) подняли основание Дома (Каабы): “Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты – Слышащий, Знающий ”». Таким образом, возможно, что мечеть Аль-Акса построил Адам или кто-либо из его сыновей через сорок лет после Заповедной мечети. Также возможно, что её построили ангелы по велению Аллаха после построения Заповедной мечети».
Таким образом, мечеть Аль-Акса была построена через сорок лет после Заповедной мечети, и построили её либо ангелы, либо Адам (мир ему) и его дети.
Положение мечети Аль-Акса
1. Аль-Акса является второй мечетью, построенной на земле, о чём было подробно сказано выше.
2. Мечеть Аль-Акса была первой киблой, в сторону которой мусульмане обращались во время молитв, на протяжении шестнадцати или семнадцати месяцев, пока это положение не было отменено и мусульмане не были направлены лицом к Каабе, которая находится в Мекке.
Аль-Бара бин Азиб говорил: «Я молился вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в сторону Иерусалима в течение шестнадцати или семнадцати месяцев, а затем мы повернулись к кибле в Мекке».
3. В мечети Аль-Акса и её окрестностях заключено благословение Аллаха. Аллах говорит в Коране (смысл): «Пречист Тот, Кто перенёс ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть Аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение» (17:1).
Если бы у Аль-Аксы не было никаких других достоинств, кроме этого аята, то этого было бы достаточно для её высокого положения по причине наличия в ней изобильной благодати, ведь если были благословенны её окрестности, то она сама благословенна вдвойне. Поэтому она выделяется от остальных мечетей наряду с Заповедной мечетью в Мекке и мечетью Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине.
4. Она является местом ночного переноса из Мекки пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Ночной перенос был осуществлён из мечети, которая была установлена на земле первой, во вторую, установленную на земле после неё. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) воочию увидел обе киблы, познал их достоинства и почтение.
Муслим приводит от Анаса бин Малика, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ко мне привели Аль-Бурак (белое животное выше осла и ниже мула, которое передвигалось в мгновение ока). Я оседлал его и прибыл на нём в Иерусалим, после чего привязал его к кольцу, к которому привязывали своих животных пророки. Затем я вошёл в мечеть и совершил в ней два раката молитвы, после чего вышел. Потом ко мне подошёл Джибриль (мир ему) с двумя сосудами: с вином и молоком. Я выбрал молоко, и Джибриль (мир ему) сказал мне: «Ты выбрал фитру (то, что соответствует естеству, природе)», – затем мы вознеслись на небо…»
5. Мольба Мусы, мир ему, относительно этой земли. Возвеличивая святую землю и Иерусалим, Муса (мир ему) перед смертью обратился к Аллаху, чтобы Он приблизил его к этой земле.
Аль-Бухари приводит в своём «Сахихе»: «Муса (мир ему) попросил Аллаха приблизить его к святой земле на расстояние броска камня». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «И если бы я был там, то обязательно показал бы вам его могилу, которая находится у дороги рядом с красным холмом».
Имам Ан-Навави сказал: «Что касается просьбы Мусы (мир ему) о приближении его к святой земле, то это по причине положения этой земли и её достоинства, так как там были похоронены пророки и другие праведники».
6. Радостная весть о том, что эта земля будет принадлежать мусульманам. Одним из знамений пророчества Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) было оповещение о взятии Иерусалима задолго до того, как он был взят. Передаётся от Ауфа бин Малика: «Во время похода на Табук я пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), находившемуся в кожаном шатре, и он сказал мне: “Сосчитай шесть предзнаменований приближения Судного дня, ими станут: моя кончина, затем завоевание Иерусалима, затем мор, который будет косить вас, как косит овец падёж скота, затем увеличение богатства до такой степени, что если кому-нибудь дадут сто динаров, он останется недовольным, затем смута, которая не обойдёт стороной ни одного дома арабов, и затем перемирие между вами и бану аль-асфар, которые проявят вероломство и явятся к вам с восьмьюдесятью знаменами, под каждым из которых будет находиться двенадцать тысяч воинов”» (Аль-Бухари).
7. К этой мечети отправляются в путь. Учёные единогласны в желательности посещения мечети Аль-Акса и молитвы в ней. И не отправляются в путь для совершения молитвы, кроме как к трём мечетям, среди которых и мечеть Аль-Акса. Это три мечети, обладающие достоинствами, которых нет у других мечетей. В сборниках Аль-Бухари и Муслима от Абу Хурайры передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не следует отправляться в путь никуда, кроме трёх мечетей: Заповедной Мечети (Аль-Масджид aль-Харам), Отдалённейшей мечети (Аль-Масджид aль-Акса) и этой моей мечети».
8. В ней увеличивается награда за молитву. Передаётся от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах: «Однажды находясь вместе Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мы обсуждали, какая из двух мечетей более почитаема: мечеть Посланника Аллаха или иерусалимская. И Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Однако молитва в моей мечети лучше, чем четыре молитвы в Иерусалиме, и как же прекрасно это место молитвы. И даже если у человека будет участок размером с уздечку, откуда виден Иерусалим, это лучше для него, чем весь этот мир целиком» или он сказал: “весь этот мир и всё, что в нём есть”» (привёл аль-Хаким, назвав его достоверным, с чем согласились аз-Захаби и аль-Альбани).
9. Достоинство молитвы в мечети Аль-Акса. Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда Сулейман бин Дауд завершил строительство Иерусалима, он попросил у Аллаха о правлении; власть, равной которой не будет ни у кого после него; и о трёх вещах: правление, которое соответствует Его правлению, власть, подобной которой не будет ни у кого после него, и, если эту мечеть посетит кто-либо только с целью молитвы в ней, чтобы он вышел из неё очищенным от грехов как в тот день, когда он родился». Затем Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что касается первых двух вещей, то они были дарованы ему, и я надеюсь, что была дарована и третья вещь» (Ан-Насаи, Ибн Маджа).
10. Место сбора и суда. Иерусалим – место, куда будут собраны люди в День суда, и это место Суда. Передаётся от Маймуны бинт Са’д, вольноотпущенницы Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что она сказала: «О Пророк Аллаха, расскажи нам об Иерусалиме». Он (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Это место сбора и отчёта» (хадис назвал достоверным аль-Альбани). ]§[
- 1906 просмотров