Всё решат власть, деньги и мозги...

В  ближайшее время Государственная дума должна провести через второе чтение федеральный закон, утверждающий схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов нижней палаты российского парламента. Данный закон позволяет независимым кандидатам в депутаты Госдумы определиться с округом, от которого они хотят пройти в законодательную власть и соответствующим образом для этого подготовиться. По мнению отдельных экспертов, подготовить нужно два основных оружия: власть и деньги. Остальное приложится…

В сентябре 2016 года население страны будет избирать новый состав Государственной думы по новым правилам: одну половину – 255 человек – по партийным спискам, а другую половину – голосуя за одномандатников в избирательных округах.

Схемы округов, в которых будут избираться одномандатники, вызвали в политическом и экспертном сообществе, федеральных СМИ много споров. Округа «порезали» очень неудобно для системной и внесистемной оппозиций. К примеру, если раньше крупные региональные города представляли собой единый избирательный округ, то теперь они разделены на части и составляют единый избирательный округ с сельской местностью. (Проекты округов были обнародованы на сайте ЦИК РФ в начале сентября, а в конце сентября они прошли первое чтение в Госдуме. В числе авторов закона – дагестанский депутат-единоросс Магомед Гаджиев.)

На практике это означает, что кандидат в депутаты, которого хорошо знают в городе, но плохо в сельской местности, теперь уже не сможет рассчитывать на поддержку горожан, а вынужден порой за 500 км ездить в село и уже там добиваться узнаваемости, проводить активную агитационную работу, доказывать, почему именно он должен быть депутатом Госдумы. Не говоря уже о формировании системы наблюдателей, способных защитить отданные за кандидата голоса.

Нарезка округов на выборы в Госдуму

С одной стороны, подобная нарезка как бы справедлива: избиратель бывает и сельский, и городской и их интересы в равной степени должны быть представлены в Госдуме (мы сейчас рассматриваем идеалистический вариант «ЧК»), но, с другой стороны, учитывая объективную реальность (практику проведения выборов и пр.), выиграть в таких условиях выборы – крайне сложная задача.

Как говорит в комментарии «Коммер-сантъ-Власть» политолог Евгений Минченко, нарезка действительно вводит административно-финансовый ценз. «Для победы нужно обладать либо влиянием на административный ресурс, либо деньгами, чтобы его нейтрализовать. Если есть мозги и деньги, то за год вполне можно выстроить работающие структуры по избранию…» – утверждает политолог, прогнозируя реальную борьбу примерно в половине одномандатных округов России. «Это регионы Сибири, Урала – где больше денег, там и конкуренция будет больше. Активность будут проявлять бизнес-группы, которые в 1990-х и начале 2000-х годов были ещё недостаточно развиты для выдвижения собственных кандидатов. Это региональные ритейлеры, оптовики, строители. Они пока не представлены в политике на этом уровне. Молодых ребят в возрасте чуть за 30 с деньгами и амбициями в регионах хватает», – считает Минченко, но уточняет, что в каждом регионе состав одномандатников будет разным – влияние будет оказывать и позиция центра, и губернатор.

На взгляд «ЧК», к числу регионов, где можно прогнозировать реальную конкуренцию на выборах в Госдуму, следует отнести Дагестан. На это указывают следующие признаки: резкое обострение в последние годы политической конкуренции (разные кланы и финансово-политические группы борются за сохранение статус-кво); ожидаемый приток федерального финансирования (ожидается, что в рамках подпрограммы развития Дагестана с 2016 по 2025 год в республику будет направлено из федерального бюджета 70,9 млрд рублей); амбиции потенциальных кандидатов, а также совмещение выборов депутатов Госдумы с выборами нового состава Народного собрания Дагестана.

Дагестан традиционно давал по итогам выборов большое количество депутатов Госдумы. И традиционно эти выборы не обходились без интриг и подковёрной борьбы. Во многом это было обусловлено пропорциональной системой выборов, при которой народ голосовал за список малоизвестных им кандидатов, а не за конкретную личность. Ну и немаловажный фактор – абсолютная подконтрольность Избиркома РД руководству Дагестана с возможностью произвольного редактирования результатов голосования. Сейчас эта схема, в силу пристального внимания федерального центра к региону (Москве же не нужны такие «предсказуемые» выборы), возможного участия в выборах влиятельных политиков, способных отстоять свои голоса в Избиркоме Дагестана и ЦИК, даст серьёзный сбой. В принципе, итоги выборов 13 сентября в Буйнакске, Бабаюртовском и Цунтинском районах показали, что победить партию власти – задача выполнимая. Общие же поствыборные настроения во многих районах республики свидетельствуют о том, что грамотная работа агитаторов и политтехнологов («мозги и деньги») может дать высокую конкуренцию между кандидатами и честные (относительно) выборы.

Действующие депутаты Госдумы (на фото) захотят сохранить мандаты, а новые политики – их заменить

 

Размытый ресурс

 

Согласно проекту нарезки округов, Дагестан делится на три части: северный, центральный и южный избирательные округа (см. таблицы). Первое, что бросается в глаза –  это разделение Махачкалы между северным и центральным округами. Раньше, когда Дагестан делился только на две части: северную и южную, Махачкала относилась к северной части республики. Можно припомнить, что в бытность мэром Махачкалы Саида Амирова результаты голосования в столице Дагестана всецело зависели только от него, тех договорённостей, которые достигались между ним и республикой. Аналогичная картина была и в других субъектах страны, что позволяло политологам считать главу региональной столицы возможным кандидатом на пост главы субъекта РФ. Это сильно нервировало губернаторов, вызывало скрытые конфликты. Сейчас этот ресурс у глав региональных столиц размыт.

Махачкалинские 266 989 голосов избирателей уже не будут решающим фактором. Их разделили таким образом, что жители Кировского и Советского районов будут голосовать за одномандатников северного округа, а жители Ленинского района – за представителей центрального округа.

Что примечательно, в северном округе остался Хасавюртовский район, а Хасавюрт исключён! Авторы нарезки округов посчитали нужным включить в южный округ вместе с Казбековским и Новолакским районами, видимо, учитывая буртунайско-чеченский фактор1 и его непредсказуемость во влиянии на итоги голосования. Включение Хасавюрта в южный округ исключает чеченский фактор (голоса аккинцев и хасавюртовских чеченцев размываются) и в то же время размывает «аварский фактор», так как южный (по сути, горный) округ охватывает в основном аварские районы2, где избиратель будет делать свой выбор исходя из земляческих, идейных, финансовых и профессиональных качеств кандидатов.

Можно предположить, что в качестве одномандатников (ввиду их узнаваемости или же достаточно высокого рейтинга) в южной зоне могут выдвинуться с надеждой на успех следующие персоны:

– бизнесмен Ризван Исаев (уроженец Гунибского района, экс-депутат Госдумы, автор проектов «Немецкая деревня» и «Европея», старший брат депутата НС РД Шамиля Исаева, имеет поддержку инвестиционных начинаний в Дагестане со стороны главы РД Рамазана Абдулатипова);

– глава Хунзахского района Саид Юсупов (медийно узнаваем, показал себя как хороший муниципал, с ним связывают позитивные изменения в районе, причём не только имиджевые, но и те, которые, как говорится, можно пощупать, близок к владельцам группы «Сумма» братьям Магомеду и Зиявудину Магомедовым, на хорошем счету у руководства РД);

– депутат НС РД Далгат Махачев (сын покойного вице-премьера РД Гаджи Махачева, медийно узнаваем, имеет определённые позиции в Казбековском районе, с учётом возможностей, может резко набрать популярность в массах, отношение главы РД – нейтральное);

– председатель Собрания депутатов Хасаюрта Сайгидпаша Умаханов (влиятелен, медийно узнаваем, в последние годы позиционировался в СМИ и народных массах как лидер аварцев, отношение главы РД настороженное).

Перечисленные лица могут баллотироваться и через партийные списки, а в числе одномандатников могут быть и другие лица. Не исключено появление в республике, к примеру, экс-лидера ДРО «Справедливая Россия» Гаджимурада Омарова (может, при обоюдном желании, идти в блоке с экс-председателем ОПФР РД Амучи Амутиновым, перетянув в свою пользу часть голосов в ряде аварских, лакских, даргинских и лезгинских районов).

От северного и центрального округов вполне можно ожидать выдвижения таких политиков, как Магомед Гаджиев, Мурад Гаджиев, Ризван Курбанов, Умахан Умаханов. Гаджимета Сафаралиева, Мамеда Аббасова, Балаша Балашова и Сергея Решульского редакция «ЧК» видит только как кандидатов по партийным спискам. А выдвижение братьев Гасановых, Магомедкади и Джамалдина, ввиду их родства с экс-мэром Махачкалы Амировым – либо по одномандатным округам, либо от другого субъекта России (как варианты, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область).

Также возможны проекты, за которыми могут стоять представители духовенства или бизнеса, пытающиеся раскрутить какого-либо образного Ивана Иванова или Магомеда Магомедова как «известного общественного, политического и религиозного деятеля»…

 

Дела «семейные»…

 

Пока проблема выборов в Госдуму и НС РД не стоит ребром. На повестке дня ситуация в Дербенте, Избербаше, Махачкале и Хасавюрте. Как известно, перемещение министра труда и соцразвития Малика Баглиева в кресло мэра Дербента было анонсировано главой РД 4 октября. В этот же период Абдулатипов заявил, что член Совета Федерации, представляющий в сенате НС РД, владелец ФК «Анжи» Сулейман Керимов устал от футбольных проблем и предложил другим дагестанским предпринимателям финансово поддержать «этот важный социальный проект».

По некоторым данным, руководство Дагестана сделало Сулейману Керимову и его сыну Абусаиду, ставшему в последнее время видным бизнесменом (собственник сети кинотеатров «Синема парк» и совладелец 40,22% акций золотодобывающей компании Polyus Gold), предложение вкладываться в родной Дербент. В качестве вклада Керимовым предлагалось встать на налоговый учёт в Дербенте и уплачивать там НДФЛ, а как гаранта сохранности этих средств – назначить мэром этого города их дальнего родственника Баглиева. В прошлом (2008–2009 годы) владелец «Анжи» уже платил НДФЛ в Дербенте. Тогда эта сумма составляла 2,5 млрд рублей, или 25% собранных республикой налогов («С миру по нитке», «ЧК» №23 от 5 июня 2009 года).

Магнат, по логике руководства, должен был с этим предложением согласиться, так как членство в Совете Федерации у Керимова истекает вместе со сроком полномочий НС РД. А попадание в НС РД по спискам «Единой России» во многом в руках властей Дагестана. Но, как говорят информаторы «ЧК», Керимова такое предложение не заинтересовало, как и продление полномочий сенатора…

По слухам, единственное, что его может заинтересовать в республике – это Махачкалинский морской торговый порт (ММТП), приватизация которого планировалась ещё в 2012–2013 годах, но затем по просьбе главы РД была перенесена на 2015–2016 годы. Как пройдёт приватизация в эти сроки, пока под вопросом.

По слухам, к ММТП примеряются братья-олигархи Роттенберги, хотя интерес других братьев-магнатов – Магомедовых (владельцев группы «Сумма») – к порту тоже не поддельный. Но пока, опять-таки по слухам, их интерес колеблется между Кизилюртовским районом и Махачкалой. «ЧК» упоминал раньше, что Магомедовых в Кизилюртовском районе интересуют щебёночные карьеры как важное звено в их строительно-дорожных проектах. А Махачкала, как зона интересов «Суммы», в общественном мнении рассматривается ещё с прошлого года. И тогда, и сейчас в качестве возможного претендента на пост мэра дагестанской столицы рассматривается глава Хунзахского района Саид Юсупов.

Впрочем, в числе вероятных кандидатов называли не только его, но и премьер-министра РД Абдусамада Гамидова. (Один из лидеров так называемого мекегинского клана – родственников, выходцев из с. Мекеги Левашинского района, занимающих самые разные должности в республике «ЧК».) Почему Гамидов должен был потеснить своего протеже, нынешнего и. о. главы администрации Махачкалы Мусу Мусаева, доподлинно неизвестно. По последним данным, премьер, собиравшийся в прошлую пятницу сдать свои документы в конкурсную комиссию по отбору кандидатов на должность главы Махачкалы, внезапно передумал.

Вполне возможно, что на это повлияла его встреча с родственниками руководителя ГКУ РД «Дирекция единого государственного заказчика-застройщика» Шамиля Кадиева. (Он вместе с главой Буйнакского района Даниялом Шихсаидовым и директором филиала ГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в РД» Кагиром Магомедовым был задержан 2 августа по подозрению в участии в мошеннической схеме, вследствие чего было похищено 14,6 млн рублей.) Родственники Кадиева стали требовать вмешательства Гамидова в ситуацию, обосновывая это тем, что функции Шамиля сводились лишь к проставлению подписей в нужных местах по указанию свыше, но беседа закончилась отказом премьера… Не исключено, что версия о технической роли Кадиева рассматривается следователями, но так или иначе, проблемы у мекегинского клана, яркими представителями которого (до ссоры) были Магомед Сулейманов и Гамидов, уже начались. 13 октября комплексная группа, состоящая из следователей СУ СКР и оперативников МВД и ФСБ, провела обыски практически во всех отделах администрации Избербаша.

Следователи искали оригиналы постановлений главы Избербаша, изданные им с августа 2014-го по май 2015 года, а также других документов, которыми, по версии силовиков, были нарушены права граждан, нуждающихся в получении земельных участков и состоящих в очереди на улучшение жилищных условий. Незаконно были предоставлены определённым людям земельные участки на берегу моря и в других местах общей площадью 3 200 м2 и рыночной стоимостью около 4 млн рублей. Источники в силовых структурах добавляют, что при желании могут возбудить дело в отношении лидеров мекегинского клана по уже привычной статье «Финансирование терроризма»…

 

Выбор за главой…

 

Непросто обстоят дела в Буйнакске. На фоне политического скандала, связанного с проигрышем на выборах 13 сентября партии власти (команда действующего мэра Гусейна Гамзатова) и победой кандидатов от «Партии ветеранов России» (команда экс-мэра Буйнакска Османа Османова), Администрация Главы и Правительства РД (АГП РД) занята поиском выхода из сложившейся ситуации. «Ветераны» настаивают на том, чтобы во главе Буйнакска встал Османов, Гамзатов в сложившейся ситуации выжидает, продолжая активную работу, связанную с городским хозяйством, а в АГП РД работают над подбором альтернативных и Османову, и Гамзатову кандидатур. Так или иначе, все участвующие в буйнакском конфликте стороны апеллируют к главе Дагестана. Абдулатипов же, в свою очередь, уже дважды высказал свою позицию по поводу происходящего в Буйнакске. В первый раз (сразу после выборов) он сказал, что происходящее в Буйнакске – это сигнал недоверия населения к действующему мэру и, принимая решение по Буйнакску, он будет опираться на мнение большинства горожан. Во второй раз, уже на сессии НС РД, Абдулатипов гневно высказался как в адрес Гамзатова («я говорил, что его давно надо было менять, но меня убедили в обратном…»), так и в адрес Османова («использовали название партии в своих интересах, думая, что на этой демократии они вернутся к власти, снова будут командовать, держать людей в рабстве»).

Алексей Гасанов из профессионального педагога превратился в главного ординарца Белого дома

Сейчас «ветераны» ждут от главы Дагестана третьего и окончательного решения по Буйнакску. По данным «ЧК», несмотря на жёсткие заявления, глава РД больше склонен дистанцироваться от проблемы, отдав её решение первым замам руководителя АГП РД – Алексею Гасанову и Исмаилу Эфендиеву. «Ветераны» 13 октября обратились к Абдулатипову с письмом-заявлением (см. на сайте «ЧК»), где говорят, что поддерживали и будут поддерживать в качестве кандидатуры в главы города только Османа Османова. Причём поддерживать намерены даже под угрозой роспуска городского собрания! «В случае нашего роспуска мы вновь пойдём на выборы именно в союзе с Османовым Османом Сунгуровичем с теми же задачами и целями», – говорится в заявлении «ветеранов», демонстрирующих свою готовность к затяжному конфликту по примеру противостояния экс-главы Дербента Имама Яралиева с руководством республики.

Отметим, что это заявление появилось сразу же, как только блоги и отдельные СМИ со ссылкой на неназванного сотрудника АГП РД заявили, что Гамзатов написал заявление об уходе с должности главы Буйнакска. Официально и неофициально данная информация подтверждения пока не нашла. В то же время, по данным источников «ЧК», руководство АГП предлагает главе РД в качестве возможного кандидата в главы города генерал-лейтенанта таможенной службы Закарью Амирова (последний, по данным «ЧК», пока холодно относится к этой идее), а также не сбрасывает со счетов руководителя отделения казначейства по Буйнакску и Буйнакскому району Рамазана Рамазанова

 

Степная история

 

Последствия выборов в с. Кумли Ногайского района Дагестана сложно назвать позитивными. Как рассказывают источники «ЧК», результаты выборов депутатов села показали, что главой может стать местный житель, выдвигавшийся от партии «Единая Россия», Руслан Насыров. Однако 9 октября Насырова задержали сотрудники Кизлярского РОВД, в его доме провели обыск, в ходе которого (во дворе домовладения) обнаружили пистолет и гранату. (Местные жители утверждают, что есть свидетели, видевшие, как двое неизвестных перелезли через забор дома Насырова, оставили у него этот арсенал.) Тут же появились сообщения о подозрении Насырова в причастности к НВФ.

Янбулатов вступился за депутата

Местные жители, как рассказывает источник «ЧК», в массовом порядке прибыли в РОВД и потребовали отпустить Насырова. Неизвестно, что возобладало: требование масс или логика, но к Насырову не стали применять меру пресечения, связанную с лишением свободы. Акции протеста кумлинцев на этом не прекратились. В Терекли-Мектебе они провели очередной сход, на котором заявили, что Насыров – противник экстремизма, и стали обвинять главу района Казмагомеда Янбулатова в преследовании Насырова. Глава района, в свою очередь, выступил на митинге, где сказал, что предлагал Насырову быть его замом и поддерживает протест собравшихся в той части, что Насыров не является экстремистом. «Не надо из меня монстра делать», – сказал глава района.

ИА «Кавказский узел» приводит слова кумлинца Зейдулы Менлиалиева, который, обращаясь к Янбулатову, сказал следующее: «Завтра это может случиться с любым из нас. Почему вы не обращаете на это внимания, почему не влияете на наши правоохранительные органы? Когда мы поехали в ОВД с требованием отпустить Руслана, сотрудники нас даже не подпускали, угрожали начать стрельбу по нам, если мы не уйдём оттуда. Мы не ушли и заставили освободить Руслана. Если бы народ не поднялся, его бы не выпустили, и он до сих пор бы там сидел». ]§[

______________________________________________________________

1 Имеется в виду влияние на Хасавюрт и Казбековский район уроженца с. Буртунай  Сайгидпаши Умаханова (экс-мэр Хасавюрта), а также влияние на Новолакский (Ауховский) район – территорию чеченцев-акинцев – главы ЧР Рамзана Кадырова и местных лидеров общественного мнения.

2 Из 28 муниципалитетов, включённых в Южный одномандатный избирательный округ, 16 – территории, где большинство составляют аварские народности.

Номер газеты