Виноградово поле

Вчера, 22 ноября, в Ростове-на-Дону, в Северо-Кавказском военном окружном суде, состоялось оглашение приговора по делу бывшего главы Кизлярского района Андрея Виноградова.

В какой-то степени этот вердикт можно назвать неожиданным – судья дал обвиняемому на два года больше, чем того просило гособвинение – 15 лет строгого режима.

Напомним, Андрей Виноградов был задержан в июле 2015 года сотрудниками центра специального назначения (ЦСН) ФСБ России, вертолётом вывезен в Моздок, а оттуда доставлен в московский следственный изолятор Лефортово. В последующем он стал фигурантом уже нескольких уголовных дел.

Следует сказать, что это задержание стало полной неожиданностью не только для самого подозреваемого, его родственников и сторонников, но даже для тогдашнего главы Дагестана Рамазана Абдулатипова. «На днях Дагестан потрясли два события: арест главы Кизлярского района республики Андрея Виноградова, который был на хорошем счету у республиканских властей, и информация о намерении объявить в розыск руководителя республиканского отделения пенсионного фонда Сагида Муртазалиева, находящегося за пределами страны. 

Не могу сказать, что Виноградов и Муртазалиев плохо работали на вверенных им участках. Андрей Виноградов был на хорошем счету и справлялся с работой, о чём говорят значительные успехи Кизлярского района в плане социально-экономического развития. В пенсионном фонде были довольны работой Сагида Муртазалиева, – написал тогда  Абдулатипов на своей странице в социальной сети. – Уверен, правоохранительные органы дадут чёткую правовую оценку по всем пунктам обвинения».

Правоохранители, впрочем, долго не ждали с оценками…

Виноградову инкриминировали преступления сразу по четырём особо тяжким статьям Уголовного кодекса РФ: «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов», «Финансирование терроризма», «Организация приготовления к убийству», а также «Пособничество в посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа».

Надо сказать, ещё до этого процесса Виноградов уже являлся подсудимым по одному уголовному делу, возбуждённому Следственным комитетом России в отношении него, – посягательству на жизнь сотрудника МВД Абдулзагира Абдулкапарова, которое, по версии обвинения, произошло ещё в 2004 году. Дело рассматривалось в Московском городском суде. Так, по версии обвинения, Абдулкапаров преградил в Кизляре дорогу перед передвигавшимся в сторону городской администрации кортежем из нескольких автомобилей, после чего у него случился конфликт с Виноградовым. В материалах дела говорится, что он на тот момент выполнял функции водителя и охранника Сагида Муртазалиева. По версии следствия, один из автомобилей кортежа бампером наехал на Абдулкапарова, в результате чего ему пришлось произвести предупредительные выстрелы в воздух и по колёсам авто. Виноградов ответил несколькими выстрелами в сторону сотрудника МВД, но промахнулся, а развития конфликта удалось избежать, потому что на место прибыли наряды милиции. Возбуждённое по этому факту уголовное дело в Дагестане было, по разным данным, утеряно, однако было реанимировано, но уже на московском уровне.

Виноградову предстоял суд ещё по нескольким уголовным делам, включая убийства и финансирование терроризма. Фигурантом этих дел является и бывший руководитель отделения пенсионного фонда РФ по Дагестану Сагид Муртазалиев. В 2015 году, напомним, Басманный суд Москвы выдал санкцию на его арест, но к тому времени и по сегодняшний день Муртазалиев пребывает за пределами страны.

Следом задержанного обвинили в других, куда как более тяжких преступлениях: покушение на убийство вице-мэра Кизляра Василия Наумочкина и убийство высокопоставленного сотрудника центра по противодействию экстремизму МВД Дагестана Шевкета Куджаева. В том и другом случае следствие полагало, что деньги на ликвидацию чиновника и полицейского передавали боевикам Андрей Виноградов и бывший депутат Кизлярского районного собрания Омар Асадулаев (находится в розыске, заочно арестован «ЧК»). 

Приговор Андрею Виноградову может круто изменить самочувствие Сагида Муртазалиева

 

Тихо, быстро, надолго…

 

Начало заседания планировалось на 10 часов утра, однако произошла небольшая задержка в связи с доставкой обвиняемого к зданию суда. Ещё за 20 минут до начала могло показаться, что процесс не вызвал особого интереса: перед входом наблюдалась лишь небольшая группа людей. Однако в итоге у дверей образовалась очередь, главный судебный зал окружного военного суда вместимостью около 30 мест оказался заполнен до отказа, и некоторым желающим пришлось довольствоваться видеотрансляцией в коридоре. Впрочем, как оказалось, упустили они не много.

На заседании присутствовал целый ряд журналистов. В их числе – съёмочные бригады «Первого канала» и канала «Дон-24» (филиал телеканала «Россия»). Впрочем, как фото-, так и видеосъёмка в зале были запрещены, поэтому телевизионщикам досталась роль статистов. Отметим, что представителей СМИ из Дагестана в зале замечено не было.

Председательствующий на суде, появившийся вместе со своими коллегами около 10:30, сразу объявил, что планирует ограничиться оглашением вводной и резолютивной части. Для сравнения: когда в Ростове-на-Дону слушалось печально известное «Кущёвское дело», зачитывалась также описательно-мотивировочная часть приговора, и заседание продлилось около 4 часов. Здесь же процедура не заняла и получаса.

После перечисления статей обвинения Андрей Виноградов был объявлен виновным по всем пунктам. Затем последовал приговор.

«По совокупности преступлений путём частичного сложения назначить Виноградову Андрею Евгеньевичу наказание в виде 15 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима, с ограничением свободы сроком на 2 года», – сказал председательствующий по делу.

Таким образом, решение суда в определённом смысле превзошло чаяния стороны обвинения, требовавшей для подсудимого 13 лет лишения свободы.

Затем председательствующий задал Андрею Виноградову вопрос о том, понятно ли ему вынесенное решение, и, получив утвердительный ответ, незамедлительно закрыл заседание. Присутствующих, а также прессу пригласили покинуть зал.

За пределами здания суда некоторые из сторонников приговорённого не скрывали своих эмоций. Многие, включая родственниц Андрея Виноградова, от общения с прессой отказывались и закрывали лица от камер.

Один из присутствовавших, назвавший себя близким другом Андрея Виноградова, назвал произошедшее заказом и сказал, что «миллионы людей знают, что он (Виноградов) невиновен». Однако назвать инициатора «заказа» затруднился, сказав лишь, что «с удовольствием бы с ним поговорил».

Наконец к прессе вышел один из адвокатов обвиняемого – Мурад Мусаев. Он сказал, что, безусловно, расстроен приговором, так как «признали виновным безвинного человека», оговорившись, что «статистика такова, что вряд ли могло быть лучше». По мнению юриста, цифры говорят о том, что вероятность оправдания человека по особо тяжким статьям в современной отечественной судебной практике минимальна, а в случае наличия некоей политической подоплёки – она фактически равна нулю.

Отвечая на вопрос о суровости наказания, Мусаев отметил, что, учитывая тяжесть обвинения и «набор» статей УК, инкриминируемых его подзащитному, данный приговор вряд ли следует считать суровым, что не отменяет его несправедливости. Такая «мягкость» наказания, с точки зрения защитника, косвенно свидетельствует о невиновности его клиента. Дело в том, что, по словам Мусаева, в течение всего расследования обвинение зиждилось на показаниях двух заведомо преступных элементов, отбывающих тюремное заключение за тяжкие преступления.

Также адвокат отметил, что апелляция в вышестоящую судебную инстанцию будет подана незамедлительно. В ней защита будет требовать не просто смягчения приговора, а его признания несостоятельным. Не случайно, как утверждает адвокат, Генеральная прокуратура РФ три раза возвращала дело на доследование ввиду полной бездоказательности обвинения, о чём «знают и (наши) процессуальные оппоненты». При этом он не исключил, что обвинительное заключение ещё будет переписано. ]§[

Номер газеты