Сергею Меликову на должности врио главы Дагестана пока не позавидуешь. Не успел он познакомиться даже с близким пулом своих подчинённых, как нате вам: массовое отравление детей в Махачкале, многосуточное отключение света в половине республики, беспорядки в Цунтинском районе, человек, пикетирующий крышу высотного дома, требуя встречи с ним... И бессчётное количество людей, для которых он стал единственным адресатом решения своих проблем. С чего начал Меликов миссию в Дагестане и чего ему ожидать в начале пути...
Если брать официоз и не считать встречи с общественностью и визит в республику вице-премьера Правительства РФ – полпреда президента страны в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, то единственное, что сделал с момента своего назначения Меликов – это переутверждение своих советников, помощника и референта. Так, советниками Меликова стали Адильхан Ганакаев и Алла Умарова, помощником – Сергей Князев, референтом – Наида Адильханова. Эти же лица работали и с Владимиром Васильевым, но были уволены (так совпало) в связи с истечением срока действия срочного трудового контракта. Меликов не стал от них избавляться, а снова принял на работу.
Такая же судьба постигла и полпредов главы РД в территориальных округах Дагестана: в связи с истечением сроков полномочий были освобождены от должностей полпреда главы РД в Горном ТО – Магомед Камилов, полпреда в Центральном ТО – Абидин Карчигаев и полпреда в Северном ТО – Сайгидпаша Умаханов. Все они, правда, с приставкой «врио», были переутверждены на своих должностях…
Такая работа как бы обозначила, что кадровый вопрос Меликов решает в текущем режиме. Соответственно, в правительственных рядах стала чувствоваться нервозность.
Вопрос с премьером
С понедельника по четверг (на момент сдачи газеты в типографию) Сергея Меликова не было в Дагестане. Такое длительное отсутствие только назначенного в Дагестан нового руководителя породило слухи о том, что Меликов вернётся из Первопрестольной с новым премьер-министром. Тем более что слуховая среда ещё не остыла от «тайного» визита первого замруководителя АП России Сергея Кириенко к мэру Дербента Хизри Абакарову, которого стали прочить на роль сменщика нынешнего премьера РД Артёма Здунова.
Правда, к моменту подписания Указа о назначении Меликова в качестве врио главы РД слуховая среда обозначила в качестве более реального кандидата на должность председателя правительства республики экс-руководителя УФНС РФ по РД Умахана Джабраилова. Отметим, что в пользу этой кандидатуры говорит не только опыт работы Джабраилова на посту руководителя налогового управления, но и слухи о близости к команде сенатора Сулеймана Керимова и дружбе с нынешним премьер-министром страны Михаилом Мишустиным.
Когда информация о назначении Меликова стала из слухов трансформироваться в официальную информацию, проявилась активность и команд других потенциальных кандидатов на должность второго лица в республике. Список, в котором были Хизри Абакаров и Умахан Джабраилов, дополнился фамилией председателя Счётной палаты Дагестана Билала Джахбарова, первого вице-премьера Гаджимагомеда Гусейнова и экс-вице-премьера Ризвана Газимагомедова.
Ранее «Черновик», рассуждая о скорой смене власти в Дагестане, предполагал, что Васильев не покинет республику, не решив судьбу тех, кого он сюда привёл. В частности (если верить заявлениям Васильева), выменянного у президента Татарстана Рустама Минниханова на повара из Дербента нынешнего премьер-министра Артёма Здунова.
Премьер, как предполагалось, должен был привить дагестанской исполнительной власти новые и высокие стандарты управленческой работы. И, в принципе, это у него получилось. Хотя вряд ли этот неблагодарный труд будет по достоинству оценён последующим поколением чиновников.
Так вот… судя по тому, с какой поспешностью Васильев покинул республику, «Черновик», рассуждая о том, что глава РД не бросит члена своей команды в агрессивной среде Дагестана, слишком хорошо о нём думал. Бросил. Спешно трудоустроившись не только советником президента России, но и став и. о. заместителя секретаря ВПП «Единая Россия», Владимир Васильев на своей новой партийной должности будет курировать работу общественных приёмных председателя «Единой России» Дмитрия Медведева и правозащитного центра партии. Как Васильев будет справляться с правозащитной тематикой, если туда попадут просьбы разобраться в деле убитых братьев-чабанов Гасангусейновых или журналиста Абдулмумина Гаджиева – это большой вопрос. Хотя есть в его полномочиях и знакомые функции: Васильев будет помогать в формировании списков кандидатов в депутаты Госдумы. Относительно Дагестана это означает, что совместная работа со спикером НС РД Хизри Шихсаидовым у экс-главы РД продолжится в новом формате…
Что касается Здунова, то теперь «практикант» должен будет ну очень сильно постараться, чтобы показать Меликову за предельно короткое время своё умение работать с кабинетом министров и доказать, что он лучше, чем те, о которых говорят (как о будущих премьер-министрах) в газетах, соцсетях и кафешках…
Хотя, как предполагает «ЧК», это будет напрасный труд Здунова: каждый глава формирует свою команду, ту, с которой ему будет комфортно работать. А в таких командах кандидатура премьер-министра бывает уже заготовлена, и смена одной фамилии на другую – это только вопрос процедуры. В феврале 2018 года процедура назначения Здунова прошла довольно гладко только по одной причине: силовики жёстко зачистили предыдущий кабинет министров, который возглавлял Абдусамад Гамидов.
Отметим, что вышеперечисленный список потенциальных кандидатов в премьер-министры дополнился на этой неделе новой фамилией: по данным «Черновика», в числе потенциальных кандидатов на эту должность может рассматриваться и Руководитель ТУ Росимущества в РД Абдулпатах Амирханов. Он тоже считается человеком, который сумел пробиться (чуть ли не в буквальном смысле, работая локтями) в руководители данного ТУ благодаря поддержке Сулеймана Керимова.
Оценивая список потенциальных претендентов на кресло премьер-министра Дагестана, можно указать, что больше всего шансов (по убывающей) у Умахана Джабраилова и Абдулпатаха Амирханова. Затем идут Хизри Абакаров и Билал Джахбаров.
Абакаров не занял первую строчку в этом списке, так как, по данным «ЧК», Кириенко по достоинству оценил гостеприимство мэра Дербента: ему всё понравилось и Дербенту была обещана дополнительная поддержка на высшем уровне, но… в Кремле пришли к выводу, что Абакаров не имеет необходимого опыта и уровня подготовки, который требует пост премьер-министра Дагестана. Поэтому большая вероятность того, что в кресло премьера сядет Джабраилов или Амирханов…
На суете…
Но пока Меликова не было «дома», правительство республики без дела не сидело. В ожидании оценок нового руководителя (а он заявил, что первые два месяца резких скачков в кадровом вопросе не будет) кабинет министров демонстрирует свои способности предугадывать настроения и пожелания шефа.
Так, судя по проводимым Правительством РД мероприятиям, там строго усвоили короткую программу Меликова (борьба с пандемией, борьба за инвестиции и экономику, обратная связь с обществом) и принялись проводить соответствующие совещания.
Первым стартанул Артём Здунов. Он 13 октября провёл заседание Оперативного штаба по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в РД в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Боролся с помощью совещаний с коронавирусной и всеми другими инфекциями и первый вице-премьер Анатолий Карибов. 15 октября он провёл заседание санитарно-противоэпидемической комиссии Правительства РД. Там выступили, в принципе, те же докладчики, что и у Здунова, повторив те же тезисы. Не знаем, что там насчёт инфекций, но время, судя по новостным сообщениям, было убито безжалостно!
Чиновники, ответственные за инвестиции и экономику, тоже не сидели без дела. Вице-премьер Абдулмуслим Абдулмуслимов собрал 14 октября в своём кабинете министра экологии и природных ресурсов РД Набиюлу Карачаева, мэра Избербаша Магомеда Исакова и руководителя Каякентского района Магомеда Эльдерханова, а также представителей ООО «Каспийский маяк», чтобы обсудить с ними вопрос расширения добычи кильки. ООО «Каспийский маяк», судя по открытым данным, созданное лишь три месяца назад, было представлено крупным инвестором, способным к промысловой разведке и лову кильки, а также построить рыболовный порт у берегов Избербаша. Минпромторг распространил информацию о возобновлении работы завода, который остановил свои мощности в период Рамазана Абдулатипова и не рискнул начать работать при Васильеве, а Минэкономразвития РД заявило о встрече с бизнесменами горной части республики. Все эти новости были «лакированы» информацией о грядущем экономическом форуме в Махачкале…
Третий пункт – обратная связь власти с населением и СМИ – пока не реализован, и его трудно будет реализовать без принципиальной позиции первого лица республики. Обратная связь всегда подразумевает под собой учёт и работу с альтернативными (официальными) источниками информации. В этом плане показательно, что принципы информационной закрытости Рамазана Абдулатипова плавно перешли команде Владимира Васильева. (Это не мудрено, за информационную деятельность, полностью провальную, отвечали одни и те же лица.) Перейдут ли эти принципы команде Меликова – покажет только время и желание первого лица. А пока что напомним, что ежегодно правительство Дагестана отпускает 350–360 млн рублей на финансирование расходов, направленных на информационное освещение деятельности органов госвласти. И понятно, что нельзя допускать на информационное поле неконтролируемых игроков (независимые СМИ и общественники).
Поэтому пока приходится властным медиаменеджерам тиражировать новость о том, что Фонд им. Ахмата Кадырова выделил средства на обустройство парка в пригороде Махачкалы. Правда, её можно воспринимать как некий сигнал соседей новой команде более тесно дружить…
Первым после кадров
Сергей Меликов, как бы он ясно ни представлял себе (хотя это далеко не очевидно) действительную обстановку в Дагестане, должен понимать самое главное: от него дагестанцы ждут уже не обдумывания и анализа ситуации, а прямого и незамедлительного решения проблем. Многие помнят, как он, будучи полномочным представителем президента в СКФО, буквально в ручном режиме решал, казалось бы, элементарные вопросы жителей Дагестана, когда после одного его генеральского баса и удара кулаком по столу машина республиканской исполнительной власти ревела на форсажах.
Отсюда вопросы. Он авторитетом в центре пользуется? Да. Тяжеловес с федеральным бэкграундом? Конечно. Умеет добиваться исполнения приказов и поручений? Ну что за вопрос... Однако не стоит обольщаться. Инкубационный период утраты доверия к главе Дагестана сократился настолько, что у него практически нет времени на раскачку. Рамазан Абдулатипов больше половины неполного срока валил беды общества на предшественников, а другой остаток гнался за инвестициями под реализацию приоритетных проектов. Не догнал. Владимир Васильев с головой ушёл в вопросы, очень интересующие Москву, но мало отвечающие запросам простых дагестанцев.
За это время в республике в разы увеличилось количество локальных (бытовых) конфликтов и происходит систематический всплеск хронических. Все они проводят свою черту под репутацией главы региона. Ситуацию серьёзно осложняют экономические и социальные проблемы.
Понятно, что первостепенная задача для Меликова – это подбор кадров (насколько они будут квалифицированы, покажет время). Но очевидно, ничего не должно отнимать у него ни времени, ни сил, чтобы оглянуться, увидеть и разобраться с вопросами, находящимися под самым боком... ]§[
- 1 просмотр