Управляемость есть, а работа провалена?

За чередой красочных событий с участием главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, среди которых особенно ярким выглядит сдача норм ГТО в красном спортивном костюме, осталось малозамеченным расширенное заседание Правительства РД, на котором обсуждались итоги социально-экономического развития республики за прошлый год. Между тем на заседании Абдулатипов подверг резкой критике большинство министерств, а главам городов и районов заявил, что они работу провалили.

Пять отличий

 

Заседание было особенное. Во-первых, пригласили всех глав муниципальных районов и городских округов, чего никогда не было. Обычно полный сбор бывает на заседаниях под другими названиями. Во-вторых, оно впервые было проведено в зале Дома дружбы, в полупустом зале, но зато президиум собрания в составе главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, спикера Народного собрания Хизри Шихсаидова и премьера Абдусамада Гамидова возвышался над нижестоящими начальниками и подчинёнными. В-третьих, заседание длилось пять часов, и это – рекорд продолжительности, и три четверти времени говорил глава РД. В-четвёртых, по телевидению показали лишь шестиминутный репортаж с заседания, тогда как раньше мероприятия с участием главы РД, где он давал политические установки и поручения, показывались почти в полном объёме. В-пятых, несмотря на обилие мест в зале и заявления об открытости власти, освещать мероприятие пригласили только журналистов гостелевидения, госгазеты и госагентства, а содержание замечаний Абдулатипова в опубликованных текстах было смягчено и сглажено.

Не вдаваясь во множество статистических показателей и другие характеристики ситуации в Дагестане, остановимся на вопросах качества управления общественными процессами.

 

Отличники

 

Начало заседания было благожелательным. Во вступительном слове глава РД заявил: «К концу первого года работы удалось обеспечить управляемость власти, укрепить государственную власть в республике, заставить многих впервые повернуться от политики к экономике и культуре. В результате принятых мер, а 50% из них ещё не реализованы, мы впервые по рейтингу эффективности управления вошли в первую двадцатку среди субъектов РФ».

Он отметил также подъём на 17 место республики по инвестиционной привлекательности и 6 место – по уровню модернизации системы здравоохранения. В завершение вступительного слова Абдулатипов подчеркнул: «Самый главный и ответственный показатель – это уровень доверия населения к органам власти. Занятое по этому показателю 3 место в Российской Федерации обязывает нас ко многому. Подчёркиваю, это не уровень нашей работы, а уровень ожидания людей».

Ну, к кому относит он эти заслуги, думаю, объяснять не надо.

Ещё одного человека, заслуги которого неоспоримы, глава РД назвал в конце заседания: «…Мы придали определённую динамику нашему развитию. Это означает, что мы можем дальше двигаться… Для этого у нас есть всё необходимое – великое государство и один из самых эффективных мировых лидеров во главе страны».

 

Хорошисты

 

Из доклада Гамидова вытекало, что по темпам социально-экономического развития Дагестан в лидерах по СКФО и даже в России по отдельным отраслям и сферам. В итоге объём валового регионального продукта увеличился на 10,9%, составив 427 млрд рублей. Позитивные достижения, подчеркнул он, связаны с реализацией «майских указов» президента России, мероприятий Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 года и соответствующей Стратегии развития Дагестана, а также стали результатом внедрения новых инструментов управления в форме 10 приоритетных программ (раньше – проектов) развития (ППР) РД, охватывающих все отрасли экономики и сферы жизнедеятельности.

Вместе с тем он признал, что рост в промышленности на 37,5% обеспечен в основном выполнением заводом «Дагдизель» государственного оборонного заказа в объёме 1,9 млрд рублей, что остаётся невысокой обеспеченность больничными койками, которая составляет 70 коек на 10 тыс. населения (в целом по РФ – 94 койки), что по-прежнему высок удельный вес учащихся, обучающихся во вторую смену, – около 30% (по РФ – 13,8%) и что низок охват детей дошкольными образовательными учреждениями, который практически в 2,5 раза ниже среднероссийских значений (по РД – 24,9%, по РФ – 60,6%).

Премьер-министр открыто заявил, что недостаточность доходов и необходимость выполнения бюджетных обязательств вынуждает республику увеличивать долговые обязательства (государственный долг на 1 января 2013 года составлял 8 млрд рублей, а на 1 января 2014 года – 13,7 млрд).

Останавливаясь не только на успехах, но и на проблемах и задачах в каждой отрасли и даже отдельных предприятий, Гамидов сделал вывод о том, что достигнутые показатели недостаточны для ускоренного социально-экономического развития республики, и заявил: «Мы находимся в очень сложном положении, когда необходимо решать множество системных, накопленных десятилетиями проблем. И необходимо вырабатывать новые подходы к решению этих вопросов». Вероятно, это вызвало раздражение у Абдулатипова и последовали многочисленные претензии к министрам и главам МО.

Тем не менее в конце заседания глава РД сказал: «У нас сложилась хорошая команда – председатель Народного собрания, председатель правительства, руководитель администрации главы и правительства, многие вице-премьеры, большинство министров и глав районов и городов. Наш народ – очень благодарный, и он запомнит имена тех, кто будет хорошо работать. Имена остальных запомнят правоохранительные органы».

Позитивные в целом оценки прозвучали в адрес Министерства труда и социального развития РД, которым руководит Малик Баглиев, а также министерства экономики и территориального развития, возглавляемого Раюдином Юсуфовым. Если исходить из того, что в отчётах отсутствуют какие-либо упоминания Абдулатиповым о министре культуры, то можно сделать вывод о том, что у Заремы Бутаевой всё хорошо. Из МО был отмечен город Дербент, возглавляемый Имамом Яралиевым, где план по сбору налогов перевыполнили.

 

Троечники и двоечники

 

После доклада премьера Абдулатипов заявил, что многие вопросы не доведены до соответствующих министерств, ведомств, муниципальных образований, а большинство поручений главы РД не выполнено.

Из телесюжета РГВК о заседании видно, что Абдулатипов возмутился желанием глав МО уйти в отпуск в ситуации недобора налогов на вверенных им территориях и заявил, что в ближайшие три года никто отдыхать не будет. Но в отчёте пресс-службы сказано, что без визы Председателя НС РД, Премьер-министра РД и руководителя Администрации Главы и Правительства РД главы МО уходить в отпуск не должны.

Конкретные претензии были озвучены в адрес глав Кайтагского и Карабудахкентского районов, хотя список глав МО, деятельность (или бездействие) которых по сбору налогов, посадке виноградников и садов оценивалась негативно, был длинным. Главам МО, у которых показатели по сбору налогов составили менее 50%, он дал три месяца, чтобы исправить ситуацию. «Если не можете изыскать средства на эти цели, пишите заявления об уходе», – предупредил Абдулатипов.

В другом эпизоде телесюжета Абдулатипов сказал, что ему не нужны разговоры о проблемах, а нужно знание руководителем информации о доходах предприятия, и если министр или его заместитель не знает экономику, то они не должны работать на этих должностях. Из отчётов о заседании вытекает, что много замечаний получил министр промышленности, энергетики и транспорта РД Ширухан Гаджимурадов, которого Абдулатипов упрекнул в инертности и безынициативности. Претензии были высказаны министру строительства, архитектуры и ЖКХ Мусе Мусаеву, министру сельского хозяйства и продовольствия Батдалу Батдалову, министру торговли, инвестиций и предпринимательства Юсупу Умавову, министру здравоохранения Танка Ибрагимову и другим.

Недоволен глава РД и руководителями среднего уровня управления: «Чиновники сидят в огромных отдельных кабинетах. Мы платим значительные суммы по арендным платежам. Считаю, что во всех министерствах и ведомствах необходимо рассадить многих чиновников, занимающих отдельные кабинеты, в отделы. От этого во всех отношениях будет только польза».

 

Итого и вопросы

 

В итоге получается, что в целом вышестоящее начальство работает лучше, а нижестоящее – хуже. А если нижестоящий начальник старается и добивается успехов, его, тем не менее, надо продолжать ругать. Или все играют спектакль?

И ещё. Как логически увязать восстановление управляемости с тем, что многие вопросы до министерств и МО не доводятся, а большинство поручений главы РД не выполняется? Не связано ли это с тем, что задачи ставятся невыполнимые, а результата требуют любой ценой? Например, Минторгинвесту РД было поручено на законодательном уровне закрепить право первоочередной реализации продукции дагестанских производителей и право их участия в торгах.

Не противоречит ли утверждение о спасительной и решающей роли 10 ППР выдвинутому на заседании требованию к правительству провести анализ социально-экономической ситуации, который должен привести к «обеспечению более эффективной модели развития экономики Дагестана»?

И, наконец, кем, когда и где проводился опрос населения, который показал уровень доверия к главе РД выше 70%, являющийся основой для некоторых федеральных рейтингов? 

Номер газеты