Трогать или не трогать?

На прошлой неделе, 21 мая, Комитет Народного собрания РД по местному самоуправлению провёл публичные слушания, на которые был вынесен вопрос о возможности объединения городов и окружающих их районов в единые муниципальные округа. Вопрос, скажем сразу, острый и до определённой степени неожиданный, так как, в чём состоит истинная необходимость перекраивать внутренние границы Дагестана, никто внятных объяснений не дал.

Председательствующий на публичных слушаниях, депутат НС РД Багадур Абасов, как об этом сообщает РИА «Дагестан», предваряя встречу, сообщил, что проводит мероприятие по поручению спикера парламента Хизри Шихсаидова, а также сослался на послание главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, где этот вопрос был озвучен.

 

Ни-панятна-а-а

 

Напомним, что 15 января Рамазан Абдулатипов обратился к Народному собранию Дагестана с посланием, в котором, в частности, сказал следующее: «Систему местного самоуправления в республике необходимо постоянно совершенствовать. Мы считаем, что качество предоставления услуг населению, в частности в столичных и крупных городах, можно было бы повысить, создавая администрации городских округов, напрямую подчинённые вертикали государственной власти, а преимущества местного самоуправления реализовывать на районном уровне, ближе к гражданам. Просил бы законодателей республики совместно с депутатами Государственной думы заняться этим вопросом и подготовить наши предложения о внесении соответствующих изменений в действующее законодательство и представить их в Думу». В очередной раз о необходимости муниципальной реформы, но уже более конкретно Абдулатипов сказал в ходе Всероссийского культурно-инвестиционного форума, объявив, что в ближайшее время произойдёт объединение Буйнакска и Буйнакского района. Отсутствие в прессе и у официальных лиц достаточной информации, объясняющей, для чего и, главное, зачем это затевается, привело к появлению в обществе кривотолков. В частности, тут же появилась версия, что во главе муниципалитета, объединяющего Буйнакск и одноимённый район, встанет (по дружбе) сын Хизри Шихсаидова Даниял, в настоящий момент возглавляющий Буйнакский район.

Неясность, судя по высказываниям депутатов на публичных слушаниях, с того времени вовсе не рассеялась. «Обсуждаемый вопрос требует тщательного анализа, потому что вызывает неоднозначную реакцию населения. В первую очередь речь идёт о пяти городах – Хасавюрте, Кизилюрте, Буйнакске, Кизляре и Дербенте – и этих же районах. Мы не говорим, что объединение произойдёт сегодня или завтра, мы собрались для того, чтобы услышать ваши мнения», – приводит слова Абасова информагентство. Другие депутаты для себя уже вывод, в принципе, сделали. Так, заместитель Абасова по комитету, депутат НС РД Газимагомед Абдуллаев, дав общую юридическую оценку таким преобразованиям, предложил:

«То, что сложилось исторически, лучше не трогать». Его поддержал зампредседателя ИК РД Адам Алиев, предложивший с этим вопросом не торопиться. В целом же, как сообщает РИА «Дагестан», участники слушаний просили «разъяснить смысл объединения городов и районов, для чего это инициируется: экономия ли это или снятие вопросов по расширению городского округа».

У Рамазна Абдулатипова свой план...

 

Игра в города

 

Из тех скупых сообщений, что мы имеем, ясно, что Дагестан, по инициативе главы республики, путём слияния ряда городов и районов должен стать на пять муниципалитетов меньше.

В чём необходимость такого шага? Если разбирать озвученный выше, в послании НС РД, тезис Абдулатипова, то можно прийти к следующим выводам.

Во-первых, преследуется повышение качества предоставления муниципалитетом услуг населению. Что подразумевается под «повышением качества услуг», не совсем понятно. Можно лишь предположить, что Рамазан Абдулатипов намекает главам городов на их плохие менеджерские способности, выражающиеся в состоянии ЖКХ, дорог и общественного транспорта, социальной и медицинской инфраструктуре и пр. Улучшение глава РД видит в пункте «во-вторых»… Во-вторых, есть цель создать администрации городских округов, «напрямую подчинённые вертикали государственной власти», то есть главе республики. Фактическое назначение главы объединённого МО, замыкание на себе или на доверенных главе РД лицах ключевых должностей в городских округах, по всей видимости, должно решать как вопросы менеджмента (качественного управления территорией), так и регулировать политическую повестку дня. Зависящий напрямую от главы республики мэр дагестанского города автоматически лишается двух крупных ресурсов, которыми он обладает сейчас: опора на население (или депутатов горсобрания) и контроль финансовых потоков муниципалитета. Как показывает современная история Дагестана, именно влиятельные муниципалы, возглавляющие города, продуцировали республиканской власти головную боль, заявляя о своих президентских или премьерских амбициях.

И, наконец, в-третьих, местное самоуправление в том виде, каком оно существует сейчас и как декларируется в законодательных актах, будет реализовываться лишь в районах, не граничащих с городами. То есть там, где власть, по мнению главы РД, «ближе всего к гражданам». Там, «в глубинке», ситуацию, по логике, должны контролировать полномочные представители главы РД…

Отметим, что нынешние административные границы городов и районов республики худо-бедно, но всё же удовлетворяют ряду требований, таким как сохранение национального ареала народов Дагестана, баланса представительства той или иной народности в местной власти, а также количества муниципальных чиновников на душу населения и пр. Сейчас же, вследствие объединения указанных городов и районов, мы увидим «монстров», которыми будет довольно проблематично управлять (см. таблицу). Глава такого крупного, даже по российским меркам, городского округа должен будет решать слишком широкий круг проблем. Причём эти проблемы будут серьёзно разниться. К примеру, он должен будет заниматься вопросами подготовки города к осенне-зимнему периоду и одновременно с этим решать проблемы сельского хозяйства, уборки урожая и пр. Сразу оговоримся, что перечисленные проблемы не будут казаться проблемой для желающего сохранить свою должность муниципала. И эта всеядность, конечно же, скажется на качестве предоставления муниципальных услуг населению, за которое ратует Рамазан Абдулатипов.

 

Кто главный?

 

Вопрос о том, кто будет главой в таком городском округе, не такой уж и простой. Если взглянуть на карту политических конфликтов Дагестана, то мы увидим, что только руководство Буйнакска и Буйнакского района и Кизилюрта с Кизилюртовским не находятся в конфликте. В остальных конфликты (то затихающие, то разгорающиеся) имеют место.

Кому быть главой в Хасавюртовском городском округе, если Хасавюрт и одноимённый район объединят? Сайгидпаше Умаханову или же Джамбулату Салавову? А что делать в Дербентском городском округе? На кого сделает ставку глава Дагестана: на Имама Яралиева или Курбана Курбанова? В Кизлярском городском округе кого захотят увидеть во власти: Александра Шувалова или Андрея Виноградова? Или ни тех ни других? В этом вопросе трудно будет принять соломоново решение…

Отчасти ответ на этот вопрос должна дать демография (национальный вопрос), опираясь на которую власти Дагестана и Кремля проводят свою политику. Но здесь мы сталкиваемся с явлением, называемым дипломатическим языком «спецификой».

Так, если рассматривать ситуацию в Кизляре и Кизлярском районе, то мы видим, что согласно данным переписи населения объединённый муниципалитет должен возглавить аварец. Однако, согласно сложившейся традиции, как город, так и район возглавляют, что справедливо, русские. Лишь один срок Кизлярским районом (с 2007 по 2010 г.) руководил аварец – нынешний глава ОПФР по Дагестану Сагид Муртазалиев.

Если с Кизлярщиной можно будет решить вопрос в результате переговоров и политических консультаций (в которых роль сиднейского олимпионика будет отнюдь не последней), то кому быть главным в Хасавюртовской зоне, так просто не решить.

Традиционно Хасавюртовский район является кумыкским.

Небольшой перекос в пользу аварцев, который показывает статистика, существенной роли не играет.

В свою очередь Хасавюрт, так же традиционно, остаётся за аварцами (как вариант, в будущем возможен и чеченский глава). Обобщение данных показывает опять-таки небольшой перевес в пользу «горской» национальности. И тут, если говорить простым и понятным языком, если поставить во главе одного из самых больших кумыкских районов аварца, это вызовет масштабный протест, с митингами и очередными чрезвычайными съездами, как минимум в Пятигорске. Оставить во главе нового городского округа кумыка – вызовет протест в самом Хасавюрте и подспудно усилит политический союз Сагида Муртазалиева и Джамбула Салавова. Искать же новую кандидатуру, имеющую авторитет в обоих политических лагерях и этносах, при этом способную дать отпор противникам, в том числе и силовой – это серьёзная задача для кадровиков Абдулатипова.

В Дербентской зоне ситуация накладывается и на международный политический момент. Перепись населения однозначно говорит о том, что во главе объединённого Дербентского городского округа должен быть азербайджанец. Их больше как в численном, так и процентном соотношении по сравнению с лезгинами. Такой шаг, несомненно, усилит и так набирающие обороты националистические настроения в Лезгистане, а также снова сделает темой номер один вопрос о том, «сдаёт ли Абдулатипов Дербент и Юждаг своему другу Ильхаму Алиеву».

В Буйнакской зоне (Буйнакск и Буйнакский район) распределение должностей тоже происходило по неписанным дагестанским законам. Так, Буйнакск традиционно возглавлял аварец или даргинец, а Буйнакский район – кумык. Демография, в случае объединения этих двух муниципалитетов в один городской округ, будет требовать, чтобы во главе был кумык, а в числе заместителей были аварец и даргинец. Тут следует больше ожидать конфликтов не на национальной почве, а на уровне политических групп, традиционно сложившихся в городе и районе. Интересы Шихсаидовых, являющихся крупными землевладельцами, могут войти в конфликт с местными политическими силами.

Единственный городской округ, где можно будет не учитывать национальный фактор – это, наверное, Кизилюртовский. Как в городе, так и в районе абсолютное большинство жителей, согласно официальным данным, аварцы.

Проблемы Севера могут обостриться...

 

И что теперь?

 

Любой шаг руководителя республики всегда имеет своё обоснование. Желание взять под жёсткий контроль муниципалитеты, особенно города, – это, несомненно, правильный шаг Абдулатипова. В то же время этот шаг несёт в себе серьёзные риски. Он активизирует внутригородские и районные политические группы, не желающие терять своё влияние в том или ином муниципалитете, и приведёт их, помимо конфликта, к разного рода блокированиям. А какой эффект даст такое объединение в плане реального, качественного управления муниципалитетом, собираемости налогов, формирования налогооблагаемой базы, роста муниципальной экономики, пока ответить и вовсе нет возможности. Потому что тут во главу угла ставится политическое укрепление лишь одного лица. Все остальные вопросы, как ожидается, будут решаться в авральном порядке…

Номер газеты