[ Триумф на сене и сцене ]

Сверхтоповая тема последних недель – выборы депутатов Государственной Думы РФ ушла в историю. Танцевальные ансамбли, сопровождавшие волеизъявление президента и спикера республики, натанцевали высокий процент явки. Молодые ребята в спортивной форме, у которых на языке ни «б» ни «м», с успехом обеспечили «крышу» и тыл партии власти. Члены участковых комиссий под пристальным взором «спортсменов» пачками забросили бюллетени в избирательные урны.

Выборы… «Единая Россия» очередной раз триумфально прошлась по Северо-Кавказским республикам. Процент явки, например в Дагестане, составил более 90%. Выборы 4 декабря состоялись. Но как?..

Как и в день мартовских выборов в Народное Собрание республики, мы провели небольшой опрос среди жителей одного из районов Махачкалы. 28 респондентам был задан один вопрос: «Знаете ли вы, что сегодня проходят выборы?». 19 из них срубили с плеча и ответили: «Знаем, но не пойдём голосовать, потому что не верим никому». 4 человека вообще не знали о дне голосования. Трое признались, что скорее всего пойдут, если найдут время. И только в планах двоих респондентов было посещение избирательных участков.

Уровень доверия россиян ВПП «Единая Россия», судя по результатам голосования по всей стране, оказался более чем скромным. Партия власти малость недобрала до половины всех голосовавших избирателей.

Тем более режут слух показатели Северо-Кавказских республик. Судите сами: переплюнула всех и вся Чеченская республика: до поголовного и абсолютного главенства, единороссам здесь не хватило какой-то мизерной доли процентов. Кадыров (Рамзан) сказал – Кадыров сделал. Чечня дала «ЕР» 99,51% голосов. Дагестанцы, судя по официальной информации избирательных комиссий всех уровней, не на много отстали от соседей – 91, 50% голосов, естественно, за «Едро». Остальные республики СКФО также показали почти девяностопроцентную лояльность партии власти.

 

Форс-мажор или фарс майор?

 

Выборы… Ещё одна отличительная особенность нынешних дагестанских выборов – они разве что прошли без стрельбы и убийств. Но, оттого спокойно ли?..

Первый сигнал мы получили от Исалмагомеда Набиева – члена столичной участковой избирательной комиссии № 1145 с правом совещательного голоса. «Уже через три часа после начала голосования какие-то люди в массовом порядке начали получать бюллетени по дополнительному списку и без предъявления открепительных удостоверений. Я написал заявление в адрес руководителя участка Галины Кравцовой, но она его не приняла. И потребовала, чтобы я пересел к наблюдателям. Когда я отказался, какой-то парень в спортивной форме с применением силы вытеснил меня», – слышим на конце телефонной трубки. Выезжаем… Участок № 1145. Расположен в здании школы-интерната № 8 (как нам сообщили) для душевнобольных детей. Но настоящих «больных» мы встречаем этим воскресным утром тут, у избирательного участка.

 

Почти полное безмолвие. Если не считать дюжины полицейских у входа во главе с майором и ещё нескольких сотрудников частного охранного предприятия (ЧОП). Все, кто ещё час назад являлись официальными наблюдателями, теперь стоят во дворе. Их выдворили. Через пару минут из зала для голосования выходит группа людей во главе с кандидатом в депутаты ГД от партии «Яблоко» Альбертом Эседовым. В глазах кандидата полное непонимание происходящего. Тут начинается основное представление: из здания выходит молодой парень в спортивной форме и оттягивает Эседова в сторону. Поговорив несколько минут с ним, «спортсмен» обращается к автору статьи: «Ты с «Черновика» же?»

– Да, с «Черновика, а вы кто?

– Я Магомедгаджи.

– О чём хотите говорить? Ваша фамилия?

– Неважно, какая фамилия. Тут, короче, такое дело. Вот этот человек нарушает. (Указывает рукой на Исалмагомеда Набиева).

– Что он нарушает? И кто вы, чтобы его проверять?

«Спортсмен» начинает сердиться. Я тоже. Разговор не получился. Бросив вслед: «Всё равно будет так, как нам надо», он удалился но, чтоб вскоре вновь «блеснуть». Из избирательного участка выносят очередного наблюдателя – Гасана Загидова. Один чоповец буквально душит его, другой – держит за руки. Третий, всё тот же «спортсмен», изрыгается угрозами. Загидов поплатился за то, что поймал человека с пачкой бюллетеней.

А майор стоит – дрожь в зубах и рябь в глазах. О его подчинённых и говорить нечего. Бравые такие ребята.

«Товарищ майор, почему смотрите, как человека душат?», – обращаюсь к офицеру.

– Мы тут только смотрим за общественным порядком.

– Человека душат. Это порядок?

– Это их проблемы. Нам зачем это нужно?

Браво, офицер! Браво, майор! Блюдут ведь. Но не все, как оказалось, трусы до мозга костей. Один из рядовых сотрудников всё же признался нам, естественно, наитишайшим голосом: «Этот, в спортивках, от администрации Махачкалы».

Ну что же, теперь понятны причины безнадёжного отчаяния в глазах майора и муравьиной суеты с пачками бюллетеней.

Итоги голосования на этом участке следующие: за целый день наблюдатели посчитали 104 избирателя. Ни больше ни меньше. А по официальным данным, в урны бросили бюллетени свыше 2 тысяч избирателей. «Высшая» арифметика.

Избирательный участок № 1062 в столице. Опять-таки тишина и безмолвие. В зале для голосования сидят две девушки (наблюдатели от КПРФ) и скрупулёзно, дотошно считают каждого входящего избирателя. Время на часах 12:30. За полчаса нашего «дежурства» не проголосовал ни один человек. Девушки – коммунистки, между тем подсчитали 43 избирателя. И вот, чудо! У председателя участковой комиссии зазуммерил телефон. Имя её нам не удалось узнать, но осекающимся голосом она докладывает кому-то, что проголосовали к данному часу свыше 700 человек. При этом её сущность явно сопротивляется вранью, выдаваемому губами: глаза начинают нервно тикать, а лицо в гримасе теряет всякое подобие фейса слабого пола. Абонент на другом конце, видимо, весьма доволен сообщением: женщина тут же приобретает привычную осанку, а её лицо – женственность. Жить можно, видимо, подумала она.

 

Табу Табасарана

 

Выборы… Картину избирательного процесса в южном Дагестане несложно угадать на примере всего одного района. Табасаранского. Село Ерси. Наш информатор – член участкового избиркома Виктор Надиров. Вот его ощущения: «Несколько раз меня пытались спровоцировать на массовый вброс бюллетеней. Я отказался. За целый день я отлучался из зала только один раз на 4–5 минут. Этим и воспользовались какие-то незнакомые люди, дежурившие у входа. Всего на выборы пришли 185 человек. Я считал каждого. Но в итоге, по данным комиссии, проголосовали более 1200 человек. Когда вечером вскрыли урны, в них были ещё не рассеянные пачки бюллетеней».

Рулил ситуацией некий Султанбек Шабанов – человек, по мнению Надирова, главы района Нурмагомеда Шихмагомедова. В итоге, при такой «активной явке» партия власти набрала в Табасаранском районе ровно столько голосов, чтобы позволить КПРФ набрать минимум, необходимое и проходное количество голосов. «ЕР» – 92%, КПРФ – 7, 3%. Подобный расклад сил, кстати, прогнозировался. В частности, на митинге, организованном дагестанскими коммунистами 2 декабря, представитель антикоррупционного комитета Табасаранского района Казихан Курбанов заявил следующее: «Нурмагомед Шихмагомедов открыто заявлял мне, что коммунистам не позволят получить в районе больше семи процентов голосов. Он ссылался на негласную директиву главы республики Магомедсалама Магомедова». (Подробный репортаж о двух митингах представителей КПРФ читайте на 3 стр. – «ЧК»). Странное апеллирование именем главы региона... Не правда ли?..

Наряду с депутатами в Госдуму в республике выбирали и глав трёх муниципалитетов. В Дахадаевском районе без боя победу одержал действующий глава Джарулла Омаров. После «нейтрализации» своих основных конкурентов от него других результатов никто и не ожидал.

В Хивском районе также с достаточной уверенностью выиграл Бейдуллах Мирзоев.

Интрига до последнего сохранялась в Гунибском районе. Борьба за кресло главы разворачивалась между тремя кандидатами – Пахрудином Магомедовым, Даниялом Алиевым и Абдулнасиром Чупановым. Несмотря на достигнутые между кандидатами взаимные договорённости, вести открытую борьбу (без использования административных или финансовых ресурсов), на одном из участков (в селе Гонода) были зафиксированы грубые нарушения. Вопрос можно было бы решить в судебном порядке. И в случае подтверждения нарушений кандидат Чупанов вполне мог остаться за бортом. Однако Даниял Алиев, имея все шансы на продолжение активной борьбы, не стал встревать в околовыборные страсти. Тем более что в районе были зафиксированы и случаи подкупа избирателей. Алиев искренне поблагодарил своих избирателей в родовых сёлах Хиндах и Хоточ за оказанное доверие и, по нашим данным, выехал за пределы республики.

 

Кому что, и сколько?

 

По последним официальным данным, за «Единую Россию» проголосовали 91,84% избирателей, за КПРФ – 7,54%. «Справедливая Россия» набрала 0,20% голосов избирателей, «Яблоко» – 0,08%, «Патриоты России» – 0,07%, «Правое дело» – 0,06%, ЛДПР – 0,04%.

Несмотря на итоговое преимущество «Единой России», другие партии сумели получить максимум (нерешающий) в нескольких районах республики. Так, например, КПРФ получила 26,58% голосов в Ногайском районе. «Патриоты России», ведомые Эдуардом Хидировым, наибольшую поддержку получили в Курахском районе. «Яблоко» – в Агульском, Новолакском и Рутульском районах. Несмотря на желчные антикавказские выступления лидера ЛДПР Владимира Жириновского, либерал-демократы одержали победу в Кизляре и в Ахвахском районе.

«Правое дело», осиротевшее с уходом с поста лидера Михаила Прохорова, не заручилось поддержкой избирателей как в нашей республике, так и в целом по стране. Но «праводельцы» оторвались в Шамильском районе.

Везде, где вели наблюдение наши корреспонденты и информаторы, явка на избирательные участки примерно одинаковая. За час наблюдений – от 2 до 4 человек. За день – 130–185 избирателей. А официальные же данные по явке, повторимся, почти по всем районам и городам составили свыше 90%. К примеру, на участках, в которых зарегистрировано, скажем, 1000 избирателей, фактическая явка – не более 185 человек, по данным ТИКов и УИКов – около 700 избирателей. Таким образом, реальная явка по всей республике, по нашим подсчётам, составила не более 15%. 

Результаты данных выборов дают нам основания полагать о следующем раскладе сил в нижней палате парламента. В наших предыдущих публикациях мы говорили, что, чем меньше значения этих показателей в России и чем больше в Дагестане, тем больше у нас мандатов. Если допустить, что 4 декабря явка в России составила почти 50% при общей численности избирателей 108,2 млн человек, а в Дагестане, соответственно – 92% при количестве избирателей 1,497 млн человек, то наша республика получит в Думе нового созыва 11 мандатов из общих 450. Десять единороссов и коммунист.

С КПРФ всё вроде бы понятно. Едва ли кто из соратников сможет составить конкуренцию Сергею Решульскому.

1. Рамазан Абдулатипов

2. Магомед Гаджиев

3. Хизри Шихсаидов

4. Ризван Курбанов

5. Магомедкади Гасанов

6. Гаджимет Сафаралиев

7. Адам Амирилаев

8. Балаш Балашов

9. Мурад Гаджиев

10. Умахан Умаханов

Замыкали список Заур Аскендеров, Мамед Абасов.

Если с первой десяткой ситуация ясна, то остаются вопросы с замыкающими избирательный список. В особенности – с Мамедом Абасовым. Поскольку среди всех остальных кандидатов от партии власти Абасов был едва ли не единственным, кто в предвыборный период в республике реально (а не номинально) выкладывался в полную силу и тянул всю избирательную кампанию. В финансовом плане в том числе. И всё ради успеха «Единой России». И что, он останется без мандата? Авангардная и арьергардная части списка работали, тогда как те, кто был в середине, пребывали в спячке. Поэтому Абасову предложат место в Думе. Это может произойти не сегодня и не завтра, но произойдёт наверняка в обозримом будущем. Кому-то это может сулить повышение в государственных структурах, кому-то – неплохую бизнес-компенсацию.

Окончательно и бесповоротно выпал из думской тусовки и другой наш земляк – Ризвангаджи Исаев (баллотировался от Республики Адыгея – «ЧК») . Как и ожидалось, ему не удалось «пробить» впереди идущую тройку из числа местных кандидатов, включая и премьер-министра Мурата Кумпилова. Кумпилов-«паровоз», ясное дело, сошёл с дистанции, а вот в Думе пропишется, скорее всего, второй номер в списке, Разиет Натхо.

 

Подставились?

 

Теперь уже ясно: Дума по «Единой России» состоялась. Число мандатов, отошедших к «ЕР», составит 240. Плюс-минус 2 мандата. В таком случае партия власти не получит абсолютного конституционного большинства, но получит ОБЫЧНОЕ (вполне достаточное и «неопасное» для себя) большинство. Которое не будет раздражать будущего президента страны, но позволит в случае успешных краткосрочных союзов с другими фракциями решать довольно непростые задачи. Что ни говори, а субъекты СКФО без преувеличения помогли единороссам всей страны. Без подобного Кавказского рвения партии власти вряд ли удалось бы набрать то, что есть.

Но это не означает, что победа «ЕР» всюду была безоговорочной. Просто Северо-Кавказские регионы очередной раз перегнули палку. Перепрыгнули барьер, чего от них и не требовалось. Вернее, не в таких пропорциях. Ну, перестарались, и ладно. Вопрос в другом: могли ли другие партии оказать хоть какое-нибудь значимое сопротивление партии власти? Да, могли. В тех регионах, где «сидели» заведомо сильные представители остальных партий. Там, где победа явно не светила, «ЕР» спешно сворачивала свои силы, оставляя на съедение своего менее значимого кандидата. Например, как в Свердловской области, где «Справедливая Россия» уверенно обеспечила себе победу.

С другой стороны, повторимся, находясь на острие победоносного марафона «ЕР», её лидеру Владимиру Путину (в скором времени и будущему президенту страны) нет необходимости подавлять остальные партии явным количественным превосходством в Думе.

А чего в сложившейся ситуации ждать главам регионов, в частности, СКФО? Точнее, президенту Дагестана Магомедсаламу Магомедову? Если подойти к этому вопросу с точки зрения Дмитрия Медведева, который на одном из последних выступлений пригрозил губернаторам оргвыводами за недостаточную поддержку партии власти, то Магомедов может спать спокойно. Однако утверждать, что это как-то положительно отразится на нашей с вами жизни, вряд ли приходится. «Высокая явка» на выборах не значит, что всё абсолютно хорошо. Скорее всего подобное рвение глав регионов не отразится даже на уровне федеральной финансовой помощи субъектам. Более того, едва ли это позволит повысить и политические рейтинги руководителей республик. Даже в собственных регионах.

А на различных интернет-форумах уже массово выражали недовольство в адрес субъектов СКФО, «подставившихся» под «Единую Россию».  

 

Номер газеты