Три дня на «голосо-сование». Часть 1

Если бы не независимые СМИ и блогеры, которым всегда «больше всех надо», в том числе и рассказывать о том, о чём властям не хотелось бы, то о применении в Дагестане на выборах в сентябре этого года трёхдневного голосования избиратели узнали бы не скоро.

Дагестан вошёл в число тех регионов страны (41 из 83), в которых из-за угрозы пандемии выборы необходимо проводить не один день, а три: в пятницу, субботу и воскресенье. Соответственно, это будут 11, 12 и 13 сентября.

«Это не наша прихоть, это требование времени. Несмотря на то что пандемия на излёте, ситуация в разных регионах разная, успокаиваться рано, принимать все меры безопасности просто необходимо», – цитирует председателя ЦИК РФ Эллу Памфилову газета «Коммерсантъ». Там же указывается на заявление Памфиловой, которое она сделала в конце июня, о том, что «о нормальных условиях проведения выборов придётся надолго забыть».

Два дня до 13 сентября – установленного Единого дня голосования – в нынешнем избирательном законодательстве обозначены как дни, в течение которых пройдёт досрочное голосование. 

Причём правило трёх дней на выборы в обязательном порядке коснётся выборов, на которых доизбирают депутатов Госдумы, всенародно выбирают губернаторов, а также депутатов заксобраний регионов и органов местного самоуправления в столицах субъектов страны. (Чтобы было понятно дагестанскому избирателю, объясним: всенародные выборы губернаторов – это почти то же самое, что и выборы президента России, только на этих выборах от вас, как избирателя, хоть что-то зависит.)

В связи с тем, что на 13 сентября этого года выпадают выборы депутатов районных собраний Махачкалы, правило трёх дней распространяется в обязательном порядке на столицу Дагестана.

Что касается других дагестанских городов и 38 районов, где должны пройти выборы, то, как сообщается на сайте республиканского Избиркома, решение о «трёхдневке» принимается на местном уровне, «по решению избирательных комиссий, организующих выборы».

Памфилова перечислила четыре формы организации досрочного голосования (того, которое пройдёт 11 и 12 сентября): 

– в помещении для голосования;

– вне помещений для голосования;

– на придомовых территориях, на территориях общего пользования и иных местах;

– в населённых пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено.

Из всего этого богатства выбора Дагестан решил использовать только две формы досрочного волеизъявления: досрочное голосование в помещении для голосования (на избирательном участке) и вне этого помещения. Ставить избирательную урну и кабинку для голосования в махачкалинских или кизлярских дворах либо на Втором рынке, видимо, в Избиркоме не рискнули. Хотя могли.

В дни досрочного голосования избиратель сможет закинуть бюллетень только в обычный ящик для голосования. КОИБы, ящики, ведущие автоматический подсчёт голосов (бюллетеней), будут работать только в основной день голосования – 13 сентября. Это связано с программным обеспечением этих комплексов, жёстко привязанных к дате и времени голосования.

Отметим, что введение трёхдневного голосования в Дагестане очень сильно расстроило самостоятельные, не подконтрольные «партии власти» политические силы. Это связано с тем, что у каждой (непарламентской) отдельно взятой политической партии обычно не хватает человеческих ресурсов для обеспечения наблюдения на выборах, юридического и медийного сопровождения, а также средств для проведения полноценной избирательной кампании. И этих возможностей у них нет даже тогда, когда выборы идут один день. А держать оборону (практически, в прямом смысле, отбивая атаки бюджетников и карманных спортсменов, забрасывающих в ящики для голосования пачки бюллетеней за партию власти) целых три дня – эта задача кажется им и вовсе непосильной.

Формировать межпартийные союзы, позволяющие совместно организовать наблюдение на выборах и противодействие административному ресурсу, к сожалению, политические силы Дагестана не привыкли, да и не все хотят: часть непарламентских партий изначально видят себя в роли «спойлеров» и «штатных предателей», основная задача которых – имитировать демократический и конкурентный ход выборов…

...Выборы, которые пройдут в первой половине сентября, накроют практически весь Дагестан: они охватят 5 городов и 38 районов, или  651 избирательная кампания, если считать по количеству всех муниципалитетов, где пройдёт голосование. И от того, как они пройдут: с нарушением или без, с участием традиционных оппозиционных сил или со спойлерами, будет в какой-то мере зависеть и республиканская власть. Ведь не секрет, что высокие показатели партии власти в республике – это своего рода демонстрация того, что обстановка в Дагестане находится под контролем. 

Если же происходят перемены (как пример – Буйнакск 2015 года, когда никому не известная «Партия ветеранов России» просто уничтожила местное отделение «Единой России», или Избербаш 2018 года, когда «Единую Россию» от разгрома коммунистами (КПРФ) спас только административный ресурс и умение в местных ТИК по-своему считать бюллетени), то для Москвы это серьёзный сигнал об управленческих способностях руководителя республики. Соответственно, делаются далеко идущие выводы.

 

Буйнакск

 

Впрочем, политическому руководству Буйнакска уже не стоит переживать по поводу «Партии ветеранов России». Первые три года из пяти лет полномочий для депутатов от этой партии, сформировавших в городском собрании большинство и обещавших «работать для города, для его жителей, для республики, так как в Буйнакске множество проблем, которые нужно решать: с водоснабжением, дорогами, трудоустройством, медициной», а также победить коров на улицах и мусор в мусорках, были чрезвычайно агрессивными.

Не сумев сохранить и укрепить свою собственную команду, они распались на попеременно то враждующие, то заключающие союзы группировки. И, как логическое завершение их истории, в списке партий, принимающих участие в нынешних выборах, «Партии ветеранов России» просто нет, а те депутаты, что раньше шли в горсобрание от этой партии, теперь в какой-то части в рядах давних оппонентов – «Единой России».

Отметим, что «ветераны» довольно долго держали оборону, воюя то друг с другом, то с «режимом Абдулатипова». Поэтому в течение первых двух лет в Буйнакске сменилось несколько руководителей: Гусейн Гамзатов, Ильяс Мамаев, Закарья Амиров, наконец, Исламудин Нургудаев. Главы города и депутаты судились между собой, выясняли отношения (иногда и врукопашную), подвергались давлению. В конечном итоге вся политическая борьба завершилось на кандидатуре Нургудаева.

В сентябре борьба за 21 депутатское кресло в Буйнакске развернётся (если все партийные списки пройдут в ИК РД процедуру регистрации) между семью партиями.

По мнению «Черновика», мандаты депутатов Горсобрания Буйнакска распределятся между указанными партиями следующим образом (см. таблицу).

«Единая Россия»

КПРФ

«Справедливая Россия»

«Партия Роста»

«Партия малого бизнеса в России»

ЛДПР

«Родина»

16

2

2

1

-

-

-

 

На такие выводы (на которых, кстати, мы не настаиваем) наводит поимённый анализ кандидатов в депутаты. На данный момент анализ показывает, что список единороссов на этих выборах объективно сильный. Не только физически (в списке много спортсменов), но и своими ресурсами.

В частности список силён тем, что в него входят руководители коллективов. К примеру, Патимат Атаева (директор СОШ №6), Махач Абдулмуслимов (директор городского МФЦ), директора буйнакских спортшкол – Асильдер Бегов, Гамзат Гаджулиев, Ахмед Ахмедов («экс-ветеран»). Нахождение в списке одного из замначальника ОАО «Махачкалаводоканал» Али Алиева,  командира отделения местной воинской части Аслана Ибрагимова, а также многократного депутата Магомедхана Даитбегова, занимающего руководящую должность в центральной городской больнице, должны обеспечить приток голосов студентов, военных и медиков.

Что примечательно, места расположения избирательных участков совпадают с местом работы основной части кандидатов, а как известно, представители участковых избирательных комиссий, как правило, набираются из тех учреждений, в которых находятся УИК. Вот такая нехитрая стратегия…

Среди прочих кандидатов, усиливающих список кандидатов партии власти, отметим замуправляющего ООО «Даггидроспецстрой» Курбана Газимагомедова, гендиректора  ООО «Буйнакский завод силикатного кирпича» Ахмеда Батдалова, начальника Буйнакских райэлектросетей Тимура Омарова, предпринимателя Ахмеда Алилова, адвоката и местного общественного деятеля Зульфию Исагаджиеву.

В списке от «Единой России» значится и сам глава города Исламудин Нургудаев, который, напутствуя своих однопартийцев, заявил, что им в ходе своей кампании не следует рассчитывать на административный ресурс… 

По оценке «ЧК», список единороссов может получить не меньше 16 мандатов.

Главный ресурс коммунистов – это трудовые резервы!

Именно такое мнение складывается, когда изучаешь список из 22 кандидатов, предложенный КПРФ. Значительная часть его участников (11 человек) – это сотрудники Буйнакского агрегатного завода, 6 человек – пенсионеры или безработные, остальные  – представители различных профессий (преподаватель, адвокат, представители бизнеса). Нахождение в списках Магомедтагира Ризванова, Сиражутдина Гаджимамаева, Татьяны Неделько и других представителей завода должно, возможно, привлечь голоса работников БАЗ. А участие в выборах Далгата Мирзаева, Камиля Шахболатова, Камалудина Асеева и Арсланали Салихова – голоса городской (педагогической) интеллигенции, бизнеса и в какой-то части представителей юридического сообщества.

Партия, судя по своему списку, рассчитывает получить не менее 6 мандатов, но… «ЧК» предполагает, что максимум, который удастся достичь партии – это два мандата. И то, чтобы удержать их, придётся сражаться со «Справедливой Россией» и «Партией Роста».

«Справедливую Россию» в политических реалиях Буйнакска обижать нельзя. Нургудаев обязан этой партии, так как в своё время прошёл от неё в депутаты Народного собрания РД. Да и политические традиции требуют, чтобы в собраниях любого уровня были представители этой бесконфликтной, но нужной властям партии. «ЧК» предполагает, что эта партия получит два депутатских мандата.

Возглавляет список справедливороссов руководитель контрольно-счётной палаты Буйнакска Марат Джанхаев. Он в прошлом состоял в числе депутатов от «Партии ветеранов России». Второй в списке – бывший замминистра строительства РД Магомед Абдулкаримов. Можно прогнозировать, что после избрания в горсобрание и предложения Джанхаева на должность руководителя КСП он сложит свой мандат (этого требует законодательство).

Ещё один мандат (последний) должен уйти «Партии Роста». От этой партии в депутаты идут не только возглавляющий одну из спортшкол Залихан Парангаев, но и не чужой главе города человек – Ибрагим Нургудаев. Кому из них достанется право быть депутатом, думается, решится потом, «по-братски».

Другим партиям, таким, как ЛДПР, «Родина» и «Партия малого бизнеса в России» (даже несмотря на то что в последней состоит вице-спикер городского собрания, автор многочисленных обращений на имя главы республики Атагиши Джанхватов) ничего не светит. Но только при одном условии – если они не организуют совместный тотальный контроль за процедурой и чистотой выборов, а также не будут активно работать с избирателем, поднимая перед ним актуальные вопросы из жизни когда-то первой столицы Дагестана.

 

И Север, и юг…

 

Конечно же, выборы в городах Дагестана не сошлись только на Буйнакске. И если ситуацию в Буйнакске можно назвать тихой, в силу того, что пока в существующих процедурах нет ни конфликтов, ни публичных скандалов, то обстановка в Кизляре немного иная.

По состоянию на 6 августа о своём участии в выборах в депутаты городского собрания Кизляра заявили девять партий: «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, «Партия Роста», «Родина», «Патриоты России» (что довольно неожиданно), «Партия малого бизнеса в России», а также «Партия дела».

У последней партии, «Партии дела», в Кизляре возник конфликт: партия в этом городе выдвинула список кандидатов в депутаты со сбором подписей. Но, как заявили в партии, у ТИК возникли к подписям вопросы, но обсуждать их представители Кизлярского избиркома решили без допуска кандидатов. В партии подчёркивают, что подобное – это нарушение ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Представитель партии рассказывает, что эксперту Абдулазизу Бадрутдинову, изучавшему подписи избирателей, не понравилось, что прибывшие в ТИК избиратели в сопровождении девушки-юриста стали объяснять ему принадлежность тех или иных подписей. В распоряжение редакции была предоставлена видеозапись, на которой видно, как избирательница доказывает, что сама подписывала, рассказывает, как ставила подпись, но эксперта это не убеждает.

Представители «Партии дела» заявляют, что эксперт в какой-то момент начал кричать и замахиваться на партийного юриста-девушку, когда мужчина-кандидат вышел из комнаты. 

«К сожалению, у нас есть только аудиозапись, телефон они (председатель ТИК и эксперт) из рук вырывали, чтобы препятствовать съёмке», – сообщают партийцы.

Представителей «Партии дела» удивляет ситуация, когда эксперту, имеющему претензии к подписи, представляют избирателя, поставившего свою подпись в подписном листе, но и этого бывает мало для подтверждения чистоты подписи.

«Получается, что у независимых партий, даже при таких неопровержимых доказательствах чистоты своих подписей̆, шансов нет пройти экспертизу и участвовать в выборах», – возмущаются в партии. «8 августа должно быть заседание ТИК по регистрации списков кандидатов, видимо, до этого момента власти подумают», – говорят представители данной партии. Отметим, что Кизляр – это единственный город, где эта партия выставила свой список.

Почему ТИК Кизляра (и, возможно) руководству города не понравилась эта партия, можно только предполагать. 

Отметим, что список «Партии дела» возглавляет депутат Кизлярского горсобрания Магомед Расулов. Он является заместителем начальника управления ОПФР по РД в Кизляре и Кизлярском районе. В том же списке кандидатов идёт в депутаты Николай Спирин, экс-атаман Кизлярского особого приграничного общества, а также несколько кандидатов, которых можно охарактеризовать как «людей сложной судьбы»...

Список от «Единой России» в Кизляре возглавляет глава города Александр Шувалов. Ему, как видно, будут помогать вице-спикер горсобрания Александр Полюшко, начальник отдела Концерна «КЭМЗ» Магомед Якубов, начальник Кизлярских горэлектросетей, депутат Камиль Гасанов и другие представители провинциальной элиты.

...Ситуация, грозящая не только подобными, как в Кизляре, мелкими конфликтами, но и в конечном итоге скандалом, как предполагает «ЧК», может произойти в Дагестанских Огнях.

Списки кандидатов в этом южном городе выдвинули восемь партий: «Единая Россия», «Справедливая Россия», «Партия Роста», ЛДПР, «Родина», «Партия малого бизнеса в России», а также сразу две коммунистические партии – КПРФ и КПКР. Как в этих аббревиатурах не путаются сами коммунисты – вызывает удивление.

И. о. главы Дагестанских Огней Джалалутдин Алирзаев готовится к серьёзным битвам

По данным «ЧК», среди малых партий, выставивших свои списки, сформировалась задача максимум – «свалить» нынешнего и. о. мэра Даг. Огней Джалалутдина Алирзаева. Он, кстати, возглавляет список кандидатов в депутаты от «Единой России». Ему аккомпанирует вторым номером в списке председатель Контрольно-счётной палаты города Насредтин Бабаев.

Можно предположить, что основная борьба за депутатские мандаты в этом городе развернётся не так, как обычно это проходит в других муниципалитетах (между, к примеру, «Единой Россией» и «Справедливой Россией»), а между партией власти и «Родиной». Список от данного избирательного объединения возглавляет экс-депутат НС РД Ахмед Изилов. Отметим, что он имеет в городе довольно ощутимый человеческий ресурс, поэтому может если не выиграть выборы (взять большинство мандатов), то уж точно добиться того, чтобы в горсобрании были его представители и считались с его политическими интересами.

Не меньшую угрозу режиму Алирзаева представляет и список «Справедливой России». Он представлен сторонниками экс-главы города, вице-спикера горсобрания Магомеда Гафарова. Его список, вполне возможно, не будет претендовать на абсолютное большинство, но точно будет рассчитывать не на один-два мандата, а на более весомое представительство.

Довольно интересна первая тройка кандидатов в депутаты горсобрания от КПРФ. Её представляет предприниматель Руслан Алисултанов, учитель математики (если верить обнародованным данным ИК РД) Эседулла Рустамов, а также начальник ОМВД по городу Дагестанские Огни Эседуллах Гасанов. В этой связи довольно любопытно будет наблюдать за выборами в этом городе на предмет того, позволит ли себе какая-либо из партий совершать действия, ставящие под сомнение честность прошедших выборов. В частности подброс бюллетеней в урну для голосования, «карусели» (вынос бюллетеней) и «караваны» (неоднократное голосование на различных участках какой-либо группы лиц) и пр.

Думается, что контрольные функции на этих выборах возьмёт на себя не только начальник местного ГОВД, но и отчасти «Партия малого бизнеса в России». Список от этой партии возглавляют депутат горсобрания адвокат Гусен Курбанов, тренер местной школы циркового искусства Джавидин Алиев, безработный Ибадулла Алиханов, а также известный в прошлом правозащитник Мирзахан Мирзаханов.

Как мы уже говорили, масса претензий, имеющихся у органов власти к Алирзаеву, а также сильная внутригородская политическая конкуренция вряд ли позволят выборам в Даг. Огнях пройти тихо и предсказуемо…

 

Махачкала

 

В Махачкале выборы осложнены тем, что идут сразу в трёх крупных районах города, каждый из которых стоит нескольких горных районных муниципалитетов. Для участия в выборах в Ленинском, Кировском и Советском районах Махачкалы свои списки выдвинули такие партии, как: «Единая Россия», «Партия Роста», ЛДПР, «Патриоты России» (кроме Советского района), КПРФ, КПКР, «Партия пенсионеров за социальную справедливость», «Родина», «Партия малого бизнеса в России», а также «Справедливая Россия».

Но о списках, которые намерены конкурировать в Махачкале, мы расскажем в следующем номере... ]§[

 

Номер газеты