Все счастливые государства счастливы одинаково, а каждое несчастливое несчастливо по-своему.
На прошлой неделе Госдумой был принят закон о госрегулировании торговли. Розничная торговля до сих пор при всех её минусах была сферой, в которой конкуренция всё же существовала и рынок так или иначе саморегулировался. Появление же закона, наделяющего государство правом фиксировать цену (вспомним ещё и кампанию по установлению фиксированной наценки на лекарства), наталкивает на невесёлые рассуждения и аналогии со временами всеобщего дефицита начала 1990-х.
Никогда за всю постсоветскую историю государство не решалось на такой шаг, в корне несовместимый с рыночной экономикой. Что же его побудило? На мой взгляд, Россия стоит перед угрозой роста цен и дефицита товаров. Боюсь произнести, что нам грозит голод (ну или долговая зависимость от Запада). Можно продолжать увеличивать пенсии и зарплаты, но хлеба в стране от этого больше не станет. Россия печатала деньги. Она не зарабатывала производительным трудом. А рубль смотрелся гордо не потому, что был крепок, как царский золотой червонец, а потому, что спрос на него держался искусственно из-за накачки денежного оборота долларами. Доллары надо было сбывать, чтобы отовариваться в рублях. Теперь поток нефтедолларов усыхает, валютный Стабфонд тает, а рубль пока ещё держится.
Да, зарплату бюджетникам продолжат выдавать – номинально большую в рублях, а реально это будут уже не те «зелёные» рубли. Это будут самые настоящие – деревянные!
Все восемь «тучных» лет путинского правления страна копила нефтедоллары в фондах. Сейчас бурные наукообразные дискуссии по поводу того, тратить или нет средства Стабфонда, вызывают усмешку. Всё равно их истратили – и никто толком не понял, на что.
Насколько же примитивно мы рассуждаем, когда под национальной безопасностью понимаем оружие, танки, самолёты, заседания Советов безопасности и окрики президентов. Ну тупые! – воскликнул бы известный юморист. Президент Медведев заявляет, что причина экстремизма на Кавказе – безработица и социальная неустроенность. Интересно, а почему экстремизм ширится в остальной России?
Премьер-министр Путин озабочен многотысячным митингом в Калининграде с требованием его отставки. «Единая Россия» – заявлениями спикера Совета Федерации Миронова. Медведев, хочется надеяться, размышляет о России...
Номер газеты