[ Так и быть… Такибат! ]

Уход с политической сцены республики Председателя Госсовета Дагестана Магомедали Магомедова вызвал массу перемен. Перемены коснулись не только приоритетов национальной политики, но и затронули вопрос кадрового состава резерва Дагестана. Бывшие и ныне существующие кадры, по некоторым сведениям, постепенно «зачищаются»: кого-то сокращают, кого-то отправляют на заслуженный отдых… Но так или иначе, «наследственная масса», оставшаяся после Магомедали Магомедова, методично распределяется. И если сыну Магомедова – Магомедсаламу – достался парламент «с характером» (как о нём отзывается спикер), то первому президенту Дагестана досталась не только вся республика, но и Такибат Махмудова. Правда, уже в роли госсекретаря…

О должности…

Если же говорить без иронии, то не совсем понятно, чем руководствовался Муху Алиев, вводя эту новую и не имеющую аналогов в других субъектах федерации должность.

По задачам и функциям, прописанным в Положении о госсекретаре РД, эта должность больше соответствует званию «вице-президента», так как круг полномочий, возложенный на главного секретаря республики, выражает в себе абсолютно все представительские функции первого лица.

Если брать для сравнения мировой и российский опыт, то и здесь полномочия госсекретарей не совпадают. Так, пока что планируемая для введения должность госсекретаря Санкт-Петербурга должна отвечать перед питерцами за Государственный реестр города, который содержит в себе все местные нормативно-правовые акты, за предоставление информации о правовых актах юридическим лицам, за подготовку кадров. В отличие от нашего госсекретаря, их секретарь будет назначаться губернатором сроком на пять лет.

«Коллега» Такибат Махмудовой, госсекретарь США Кондолиза Райс выполняет функции министра иностранных дел при правительстве Буша-младшего… О личности…

В принципе, государственного секретаря Республики Дагестан можно назвать успешной женщиной, так как, если судить по её официальной биографии, обычная уроженка с. Тпиг Агульского района Такибат Махмудова, начав с должности далеко не выдающегося детского врача-интерна, смогла совершить неплохой скачок в своей профессиональной карьере. Изначально она доросла до референта социокультурного отдела Управления делами Совета Министров ДАССР (1981 г.), а затем – до поста замминистра Министерства здравоохранения ДАССР (она им стала в 1984 г., когда ей исполнился всего 31 год).

Скачок же в большую, по республиканским меркам, политику она осуществила в 37 лет, избравшись в народные депутаты ДАССР, где в качестве председателя возглавляла Комиссию Верховного Совета ДАССР (аналог комитета НС РД) по вопросам социальной политики, здравоохранения, охраны материнства и детства, делам ветеранов и инвалидов. Другими словами, курировала социальный блок вопросов Советского Дагестана. Это в 1990 году. Через год – в 1991 – она избирается заместителем Предсе-

дателя Верховного Совета ДАССР.

В те годы пост Председателя Верховного Совета Дагестана занимал Магомедали Магомедов, экс (а также Почётный) Председатель Госсовета РД.

Вообще, интересно соотношение автобиографий двух вышеназванных лиц: Махмудовой и Магомедова.

Нахождение на посту первого заместителя председателя Совмина ДАССР в период с 1979 по 1983 годы Магомедали Магомедова, до этого заведовавшего отделом Дагестанского обкома КПСС, совпадает с периодом начала роста карьеры нынешнего госсекретаря (она становится референтом в Управлении делами Совмина ДАССР). А после назначения в мае 1983 г. Магомедали Магомедова на должность председателя Совета министров Дагестанской АССР она становится (в 1984 г.) заместителем министра здравоохранения республики…

Видимо, успешная трудовая деятельность и работоспособность Махмудовой не только в министерстве, но и на депутатском поприще привлекли к себе внимание тогда ещё почти главного «хакима» и способствовали протежированию её интересов. К такому выводу можно прийти, так как будущий госсекретарь в 1991 г. уже в рамках заместителя помогала Магомедову в период его нахождения в статусе Пред-

седателя Верховного Совета ДАССР.

После событий поистине глобальных масштабов (развал СССР, образование на обломках старой системы власти новых институтов управления) Такибат Махмудова в 1994 г. избирается членом Госсовета теперь уже Республики Дагестан, а не ДАССР, и назначается советником Председателя Госсовета РД, которым тогда стал вы сами знаете кто…

В последующих годах, начиная с 1996 г., Махмудова осуществила «рост» до заместителя Магомедали Магомедова, где и проработала (трижды переизбравшись) до 20 февраля 2006 г. Кстати, в 1996 г. Такибат Махмудова, будучи кандидатом медицинских наук, окончила МГИМО, и по некоторым сведениям, имеет звание и кандидата юридических наук тоже.

Отличительной особенностью бывшего заместителя Председателя Госсовета Дагестана является то, что, несмотря на занимаемые в последние годы посты и должности, ей поручались, в основном, представительские функции, т. е. участие в торжественных общественных мероприятиях, вручение наград, присутствие от имени Госсовета где-либо и т. п., а курируемый ею социальный блок оставался без должного внимания… О полномочиях…

Видимо, теперь, после серьёзной кадровой чистки, Такибат Махмудовой первым президентом Дагестана Муху Алиевым было поручено то, что она умеет делать лучше всего, то есть: «участие в общественных и протокольных мероприятиях; рассмотрение… заявлений, писем и жалоб граждан и другой корреспонденции». Это указано в Положении о госсекретаре РД.

В развитие мысли скажем, что в пояснительной записке к проекту республиканского закона, вводящего институт госсекретаря, говорилось, что необходимость введения этой должности, в первую очередь, «определена большим объёмом текущей работы в повседневной деятельности Президента РД при реализации им своих конституционных полномочий, в частности, связанной с участием в различных протокольных, общественных, организационно-массовых мероприятиях, вручением госу- дарственных наград и приветственных адресов, организацией деятельности различного рода комиссий при президенте РД, приёмом граждан, рассмотрением их заявлений и обращений».

Однако само вышеуказанное положение закрепляет за Махмудовой не только привычный для неё социальный блок вопросов, но и вопросы идеологии, разработки проектов законов, анализ деятельности органов госвласти и контроль за ходом исполнения указов и распоряжений президента, а также другие, достаточно серьёзные задачи. Но готова ли она к их выполению? Комментарий «ЧК»

Можно сделать вывод, что Президент РД, дабы его не отвлекали от дел насущных и серьёзных, решил взвалить на женские хрупкие плечи всё, что способно отвлечь его от реальной работы, тем самым сняв с повестки дня сразу несколько вопросов, осуществив представленность во власти не только малочисленных народов Дагестана, но и женщин, а также обеспечив дополнительные гарантии старому лидеру республики Магомедали Магомедову по лоббированию собственных интересов, так как госсекретарём является его бывшая протеже…

Утверждать большее не позволяет тот факт, что за весь период активной политической деятельности Махмудовой за ней не было замечено каких-либо серьёзных инициатив. К примеру, социальный блок, который она всегда курировала, также всегда испытывал многочисленные проблемы. Наверное, нет ни одного серьёзного политического, социального или экономического вопроса, с которым можно было бы связать её имя. В глазах общественности она ассоциируется больше с присутствием на различных протокольных мероприятиях, чем с курируемыми ею вопросами.

Говоря о том, что назначение Махмудовой – это очередная уступка бывшему лидеру (Магомедову), мы исходим из того, что аналогичный ей по фактически исполняемым функциям человек уже есть. Правда, он рангом пониже и занимает пост заместителя Правительства РД (имеется в виду Низами Казиев).

Что мешало президенту РД, борющемуся, с одной стороны, за чистоту рядов, сокращение чиновничьего аппарата, а с другой – подбирающему кадровые резервы, назначить Казиева в госсекретари? Неясно. Поэтому остаётся только задаваться вопросом: а сколько ещё уступок в адрес бывшего руководства мы увидим со стороны нынешнего?.. ]§[

Номер газеты