А какая тут ставка? – спросила новенькая, только распределив в компактной металлической тумбочке посуду, средства личной гигиены и другие способствующие комфорту предметы.
– Что?
– Ну, сколько тут дают врачу? – расшифровала новенькая.
– Эмммм…
Взрослые женщины не знают: задавать такие вопросы соседке по больничной койке наивного возраста нельзя. Поняв, что погрузила в неизведанное, она безответственно бросила меня в нём, не объяснив, как надо вертеться, чтобы жить. Новопоступившая обратилась к соседкам по палате с большим жизненным опытом. Ставка начиналась от 1 000 рублей. Меньше давать нельзя – стыдно.
«Когда лучше дать: в начале, в середине или в конце?» – продолжили дальше раздумывать проницательные соседки. Стрелка остановилась на первом – самом рациональном варианте, какой смысл – во время выписки? Дать правильное направление курсу лечения лучше с первых дней. В представлениях пациентов главный мотиватор для врача – тысяча рублей, а две тысячи или три – гарант особой озабоченности вашим самочувствием. Четыре и больше, думаю, давать эгоистично. Может трактоваться врачом как намёк на внимание выше особого и подспудное желание получать реверансы.
Допвыплаты из собственного бюджета сами пациенты сомнениям не подвергали. Возможно, считали – создав прецедент, в отместку за скряжничество будут обколоты в мягкие места проточной водой вместо витаминной жидкости, по венам их пустят компот вместо глюкозы, а аскорбинку заменят безвкусной жёлтой пулей из игрушечного пистолета.
Третий – шпионский вопрос: «У кого узнать, какая ставка?» Но разыскать информатора непринципиально. Можно и самостоятельно в своём палатном кругу решить. Но ниже 1 000 рублей опускаться нельзя. Это фиксированная сумма, как и на Восточном рынке – 2 500.
Четвёртый – заключительный вопрос: «Как дать?». Прицельно перебросить в карман белого халата? Положить в медицинскую карту между результатом УЗИ и ответами на анализы? Неопытного и не любящего создавать прецеденты человека он может лишить сна. Как избежать ощущения подкупа? Ведь момент неловкий и для бывалых.
Со стороны церемония вознаграждения напоминает взаимоотношения жеманничающей дамы и такого же кавалера. Так зачем заниматься подкупом, если это стыдно и тем более – пациент не обязан этого делать.
Четыре перечисленных вопроса обсуждались во всех больничных палатах, в которых мне доводилось проводить время.
Тут же пускать в ход купюры – дагестанская привычка, принимать их – тоже. Обвинения в том, что пристрастия засели крепко, могут быть взаимными: «А ты почему дал – а ты почему взял?». До каких пор люди будут портить друг друга и медицину Дагестана? ]§[
- 3 просмотра