На этой неделе после долгой работы и многочисленных дискуссий разработчики презентовали «Стратегию социально-экономического развития республики до 2020 года». Работа над ней началась ещё до кризиса, поэтому прогнозы в окончательном варианте выглядят весьма оптимистично. Однако нас интересует не сама Стратегия, а люди, которые будут её реализовывать.
Законы РФ ведь тоже по своей сути достаточно справедливы, но люди, наделённые правом применения законов, рушат все благие задумки законодателя. Главным же человеком, на плечи которого ляжет груз ответственности за реализацию Стратегии, будет президент РД. Уже в ноябре мы узнаем имена не менее трёх кандидатов на пост № 1 в республике.
В последнее время буквально все дагестанцы задаются вопросом: КТО? Кто будет следующим президентом республики? Мало кто, однако, задаётся вопросом: КАК? Как будет происходить назначение президента Дагестана с учётом изменений, внесённых в законодательство, регулирующее этот процесс? Тезис обывателя «Кого Путин с Медведевым захотят, тот здесь и будет президентом» здесь не уместен. Оказывается, не всё решается в Москве: первое и последнее слово в этой процедуре остаётся за регионом.
Между тем процедура эта весьма интересна, хотя и немного запутана. Кроме того, она также не лишена демократического начала, как могут подумать некоторые.
От нашего совета – вашему…
Напомним, что предложение о новом порядке назначения губернаторов было выдвинуто Дмитрием Медведевым в Послании Федеральному Собранию вместе с предложением об увеличении срока полномочий президента РФ и Государственной Думы. Позже были приняты и соответствующие поправки в два закона: «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «О политических партиях».Есть, правда, ещё один документ, который вносит коррективы в порядок подбора кандидатуры в главы региона, – это устав политической партии «Единая Россия». Но обо всём по порядку.
Итак, согласно поправкам в закон «О политических партиях» партия, победившая на выборах в региональный парламент (в РД это «Единая Россия»), вправе предложить президенту кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта. В уставе «Единой России» эта процедура детализируется.
Так, сначала региональный политсовет партии* предлагает на рассмотрение Президиуму Генерального совета «Единой России» кандидатуры на пост высшего должностного лица субъекта. Затем Президиум Генсовета не позднее чем за 100 дней (десятые числа ноября 2009 года) до окончания срока действующего главы субъекта проводит консультации с президентом РФ по кандидатурам, а не позднее чем за 90 дней (двадцатые числа ноября) до вышеуказанного срока предлагает главе государства не менее трёх кандидатов на должность президента республики. Не позднее чем через 30 дней президент уведомляет Генсовет «Единой России» о своём решении по этим кандидатурам. В случае если Медведев не поддержит ни одну из них, ему предложат трёх новых кандидатов.
Когда президент всё-таки выберет достойного, на его взгляд, человека, он вносит предложение о нём в Народное Собрание, которому предстоит либо утвердить кандидата, либо отклонить. В случае если НС РД три раза отклонит кандидатуру на пост президента РД или не примет никакого решения, оно может быть распущено Дмитрием Медведевым. Вариант с роспуском НС РД был бы идеален для нового президента республики. Таким образом, он мог бы не ждать год до окончания полномочий действующего парламента, а сразу приступить к формированию его нового состава под свою программу (путём демократических выборов, конечно ).
Единая ли?
Как видим, в дагестанском политсовете партии «Единая Россия» кандидатуры на пост президента рождаются, и в дагестанском же Народном Собрании они утверждаются.
На наш взгляд, существует три варианта вероятных кандидатов на пост будущего президента республики.
Во-первых, это сам Муху Алиев, который неплохо укрепился в глазах Кремля в последние месяцы, раз уж всё-таки смог пролоббировать назначение своей креатуры на пост главы УФНС по РД (см. новость на 5 стр.), хотя и с поправкой на национальность.
Второй вариант: это человек, выдвинутый объединённой группой московских дагестанцев, ярчайшей фигурой среди которых является Сулейман Керимов.
Вариант третий: Муху Алиев называет своего преемника и рекомендует его местному политсовету «Единой России». В идеале – если этот преемник будет компромиссной фигурой между «московскими» и Алиевым.
Отдельной фигурой в борьбе за дагестанский престол выглядит руководитель дагестанского отделения федерального казначейства Сагидгусейн Магомедов. Пожалуй, даже больше, чем он сам, о его президентских амбициях заявляет глава Кизлярского района Сагид Муртазалиев, который одновременно является одним из членов республиканского политсовета «Единой России» (того самого органа, который будет предлагать трёх кандидатов Москве). Кроме того, Магомедов и ранее наряду с Муху Алиевым рассматривался как претендент на президентское кресло.
И уж если мы заговорили о людях, которым предоставлена возможность выбрать трёх кандидатов на республиканский пост № 1, то следует пристальней изучить состав регионального политсовета «Единой России». Как видим, в нём присутствуют далеко не единомышленники, более того, – даже политические оппоненты. Есть в нём как и сторонники Муху Алиева (Сайгидпаша Умаханов и другие), так и те, которые при его поддержке попали на свои посты и соответственно в ряды «Единой России». Есть когорта людей, которые своим положением лично Алиеву не обязаны, как, например, глава Хасавюртовского района Алимсолтан Алхаматов или глава Цунтинского района Гусейн Магдиев, и, напротив, тяготеют к лагерю Сагида Муртазалиева. Есть и независимые центры влияния, которые могут склониться как в одну, так и в другую сторону. Наиболее весомым таким центром является глава Махачкалы Саид Амиров. Правда, судя по его последним высказываниям (см. новость на 3 стр.), непохоже, чтобы он мог принять сторону Муху Алиева. Но и приход к власти «московских» с их прогрессивными идеями, скорей всего, тоже не очень прельщает Саида Джапаровича. Попытаться выдвинуть свою кандидатуру? Вряд ли. Сегодня он уже отошёл от политики, и интересует она его, видимо, постольку-поскольку, когда касается его вотчины.
Таким образом, ранжировав членов дагестанского политсовета «Единой России» по предпочтениям, можно уже сейчас сделать некоторые выводы о трёх вероятных кандидатурах, которые будут представлены на рассмотрение московским партийным боссам.
Будут ли это три равнозначные, конкурирующие между собой кандидатуры или вариант с одним реальным кандидатом и двумя «довесками» – покажет самое ближайшее время.
Читайте далее…
В этом номере мы детально описали процедуру выдвижения, рассмотрения и утверждения кандидатов на пост президента Республики Дагестан. Отметим, что право «Единой России» предлагать президенту трёх кандидатов на пост губернатора – это всего лишь право, но не обязанность. Этим правом партия может как воспользоваться, так и нет. В случае если дагестанские единороссы или их всероссийское руководство не воспользуется этим правом, кандидатура президента РД будет внесена на обсуждение в Народное Собрание Дмитрием Медведевым на своё усмотрение.
В следующем номере мы продолжим тему выборов будущего президента и ответим на такие вопросы, как: что полезней для республики: второй срок Муху Алиева или приход группы московских дагестанцев? кто может выступить компромиссной фигурой между этими двумя лагерями? сколько депутатов Народного Собрания реально готовы проголосовать за утверждение Муху Алиева, в случае если его кандидатуру предложит президент РФ? кого поддерживает оставшаяся часть депутатов НС РД? как Муху Алиеву уйти, но за последние месяцы правления всё же вписать своё имя в историю Дагестана? что будет в случае если к власти придут московские дагестанцы? на кого из вероятных кандидатов делают ставки различные группировки в Кремле? почему человека из правоохранительных органов нельзя допускать к гражданской службе в республике?
Номер газеты
- 1 просмотр