[ Слагаемые курса ]

Со времён Платона и Сократа философы мира гадают: личность или масса делает историю. Первый проповедовал элитарное государство, второй – власть народа. Были ли знакомы дагестанские этносы с трудами Платона, была ли им ведома трагическая судьба Сократа или шли они по наитию – одному Богу известно, но непреложным остаётся исторический факт: испокон веков дагестанцы опирались на избранных, элиту из среды самих себя. Делегирование, депутация, представительство и даже чужеродное «президентство» (от анг. present – представлять) суть не открытия, не новшества для политической практики Дагестана.

Приведённые здесь итоги одного из разделов политико-социологического исследования АНО «ЛАБСАН», направленного на оценку уровня влияния отдельных представителей дагестанской элиты на общественно-политическую ситуацию в регионе, формировались на основе экспертных оценок. Экспертам (политологи, руководители госорганов, учёные – порядка 30 человек) предлагалось по 10-балльной шкале оценить влияние и ресурсы, вошедших в итоговый список персон.
Финальный рейтинг был составлен на основании величины, определяемой как средняя геометрическая двух других величин, – уровня влияния и ресурсов влияния, имеющихся в распоряжении личности. При этом и уровень влияния, и уровень ресурсов – величины многосоставные (см. графы «Слагаемые влияния», «Слагаемые ресурса» и их подграфы в таблице 1.) и скорректированы на весовые коэффициенты составных элементов. Анализ их соотношения показал, что только у четверых человек в рейтинге уровень влияния выше уровня находящихся в их распоряжении ресурсов (объяснение этому см. в материале на 6 стр.). При этом лишь у одного из них это превышение составляет около 10 баллов. У остальных разница не превышает единицы:

1. Алиев Муху Гимбатович – 9,61

2. Магомедтагиров Адильгерей Магомедович – 0,33

3. Абдуллаев Ахмад-хаджи Магомедович – 0,79

4. Халитов Магомед Халитович – 0,22



В противовес этому половина из участников списка, точнее 14 человек, как раз наоборот обладают ресурсами, большими, нежели распространение их влияния. Мы связываем это с тем фактом, что президент прочно удерживает за собой роль выразителя и инициатора ожидаемых обществом преобразований.
Тезисы первого Послания президента Муху Алиева произвели революцию. Он говорил то, чего долго ждали. Импульс ожиданий общества резонировал с его заявлениями. Его заявления двухлетней давности сегодня оказались синхронными заявлениям и угрозам, о которых говорят и Медведев, и Путин. Коррупция, произвол правоохранительных органов, неэффективный госаппарат, чрезмерное государственное присутствие в экономике. Вот здесь бы сказать, что такой резонанс, попадание в такт ожиданиям общества и делает президента (от англ. present – представлять) президентом, представителем, что и выявил один из разделов исследования АНО «ЛАБСАН». Согласно обобщённым экспертным оценкам ведущих общественных и государственных деятелей, влияние Муху Алиева несопоставимо выше влияния прочих персон из списка ТОП-10. Он единственный, у кого политическое влияние опережает, заметно опережает ресурсы влияния. Значит, есть какой-то иной, собственный ресурс, которым не обладают остальные. Условно можно назвать его ресурсом представителя. Вы когда-нибудь слышали из уст любого из прочих участников списка ТОП-10 инициативные призывы к консолидации элит, переходу на созидательное развитие республики, борьбе с коррупцией и клановостью? Нет. Инициатива исходит именно от президента. Эти призывы из уст Алиева звучат уже лет 20 с трибун парламентов и сенатов, в бытность его ещё парламентарием. Вот это и есть собственный, накопленный ресурс представителя, дающий ему авторитетное превосходство.
Такая роль предполагает наличие команды отраслевых профессионалов. Приведу два примера. Первый. Проект строительства стекольного завода «Евростекло». Магистральная сетевая компания «МРСК Юг» запросила за подведение и подключение электричества 853 млн. Как только вице-премьер правительства РД и министр инвестиций Максим Щепакин заявил о баснословности цены и предложил изыскать альтернативный путь электрификации, компания тут же сбавила цену в три раза. Второй, аналогичный пример: цена газа, поставляемая «Кавказрегионгазом». Закупает оно его у ОАО «Дагнефтегаз» по 980 руб. за тыс. куб. м., а продаёт за 2 500. Оба примера показывают тарифную и ценовую политику тех компаний, которые как раз и формируют инфраструктуру для инвестиционных вложений. Есть ещё и вопросы дорожного строительства, логистики. Дагестану нужны государственные управленцы с инженерно-экономическим мышлением. За этот год в республике появилось два вице-премьера с подобным типом мышления: Ризван Газимагомедов и уже названный Щепакин.
На втором месте итогового рейтинга расположился мэр Махачкалы Саид Амиров. На третьем месте и по влиянию и по уровню ресурсов оказался министр ВД по РД Адильгерей Магомедтагиров. Напомним, что экспертам не предлагалось оценивать, позитивно ли негативно влияет на процессы в республике та или иная персона. Важен был сам уровень влияния. Что касается того же министра МВД, то вектор его влияния, если соотносить с декларируемыми президентами – России Медведевым и Дагестана Алиевым – идеями, стоит оценивать со знаком минус. Достаточно будет сказать, что все крупнейшие предприятия республики, такие как ОАО «ЧиркейГЭСстрой» и ОАО «Сулакэнерго» находятся под жёстким прессингом милиции.

Разграничение во всём

В своём интервью начальник контрольно-финансового управления президента РД Абдулхабир Акилов как раз и говорит о том, что «каждый должен заниматься своим делом»: мэр – коммунальным хозяйством и созданием инвестплощадок, бизнесмен – предпринимательством, чиновник – служением государству. Лучший мэр – это муниципальная элита, лучший предприниматель – бизнес-элита, лучший чиновник – элита государственного управления. В совокупности – каждый на своём месте – они и образуют элиту общества.
Но устойчиво то общество, элита которого организована. Организация предполагает идею, цель и структуру. И первое, и второе, и третье уже озвучены всё тем же президентом. Идея – консолидация общества через консолидацию элиты. Цель – устойчивое развитие общества. Средство – гармонизация общественных связей и отношений во всех сферах жизни. Гармонию создаёт структура. Разграничение функций, полномочий и ресурсов между государством и обществом, республикой и муниципалитетами, между государством, местным самоуправлением и бизнесом, разграничение сфер госрегулирования и общественного саморегулирования, внутри государственного управления – между цивилистской (гражданской) и силовой частями госаппарата – то, на что ориентируют все три послания президента республики, – и есть концептуальные направления выстраивания гражданского общества. В таком обществе элита естественна. Лучшие из предпринимателей, лучшие из глав муниципалитетов, лучшие из депутатов… А то состояние, в котором пребывают действующие «обитатели Олимпа»: и бюрократы они, и бизнесмены, и казнокрады… Ну разве это элита? И как долог век этой элиты? Первый шторм – и они сгинут с корабля.

Лихое соседство

Лихо Америка расколола Ближний Восток. Там ведь тоже согласие многосоставное, а мир хрупкий. Турция, Иран, Ирак, Сирия, Афганистан, Пакистан, Палестина, Израиль – все оказались на грани распада или уже распались на осколки по национально-территориальному признаку. И конца этому тектоническому сдвигу пока не видно. Америка своим медвежьим вмешательством фактически подставила и своих союзников. В Пакистане ставленник США генерал Мушарраф вынужден был уйти в отставку под давлением блока оппозиционных партий. Та же Турция вынужденно ввязалась в иракский конфликт. Хотя… Хотя там уже не осталось локальных конфликтов: Ближний Восток – одно сплошное пожарище.
Такое же лихо потенциально может пронестись и над Кавказом. Тем более что Америка и здесь имеет опорных союзников (опять же, союзники ли? Вернее будет сказать – проводников её агрессивной внешней политики) в лице Азербайджана и Грузии. Кавказ ведь тоже соткан из лоскутков, ареалов обитания различных народов. А ареалы эти не совпадают с границами государств региона. «ЧК» систематически отражал тревожное положение дел как раз на границах Дагестана с этими двумя государствами. Эти зоны –ареалы обитания дагестанских народов, разделённые границами государств, – удачная находка (хотя находка ли? кому о них не известно) для того, кто делает войну.
Ось нестабильности тогда охватит и Дагестан. Когда же элита образует каркас, ость общества, тогда и сопротивляемость общества внешним и внутренним угрозам высокая. Ведь наделяет элиту статусом ведущих, авангарда не просто народ. Её наделяет особым статусом и делегирует полномочия структурно организованное общество. А кто это? Если нет у нас лучшего мэра, лучшего предпринимателя, лучшего госслужащего…
Почему-то когда говорят о социальной базе, то применяют это понятие исключительно по соседству со словом «экстремизм». Я бы заменила это соседство-клише. Есть иное – позитивное соседство: социальная база благополучия населения. Это бизнес. Только бизнес создаёт такие условия, которые делают благополучие не уделом избранных, а естественным фоном всего общества. Поддержание такого благополучия не требует репрессий по отношению к «обделённым» и не угрожает войной всех со всеми за ограниченные ресурсы. В таком обществе экстремистов ровно столько, сколько предусмотрено статистической погрешностью, элита естественна и легитимна (признаваема обществом), а согласие устойчиво.

Номер газеты