2010 год может войти в историю Дагестана как год начала кардинальных изменений. Безусловно, важнейшим событием всего политического движения стало назначение нового президента республики Магомедсалама Магомедова и последовавшее за этим формирование нового облика всей исполнительной власти. Но на этом бурление политического котла в Дагестане не прекратилось. Не успеет сойти жара климатическая, как в октябре 2010 года республику захлестнёт не менее горячая волна предвыборного ажиотажа. 10 октября 2010 года, в единый день голосования, в республике пройдут выборы в местные органы власти. Магомедсаламу Магомедову предстоит выдержать первый и, несомненно, очень важный для себя экзамен.
До 10 октября в Дагестане планируется провести 1125 избирательных кампаний, которые определят политическую расстановку сил почти в 36 муниципалитетах РД на ближайшие 4 – 5 лет. Следует подчеркнуть, что данные выборы, которые пройдут в республике, наиболее массовые с марта 2007 года. Удельный вес избирательных кампаний в Дагестане составляет 17,5 % от всех избирательных кампаний по России, которые завершатся в единый день голосования 10 октября.
Магомедсаламу Магомедову, чтобы не выйти из русла своих тезисов, в которых он основное внимание уделяет борьбе с коррупцией и консолидации общества Дагестана, видимо, придётся перешагнуть барьер, ставший препятствием для Муху Алиева. Как известно, у Алиева в бытность президентом сложились непростые отношения с такими бонзами МО, как Саид Амиров, Сагид Муртазалиев, Алимсолтан Алхаматов, Имам Яралиев, Гусейн Магдиев и др., и его отношения с некоторыми из них можно было назвать натянутыми.
Для достижения общего успеха Магомедсаламу Магомедову будет недостаточно бороться с проявлениями одной лишь коррупции. Чтобы сохранить и упрочить образ прагматичного лидера, ему необходимо претворять в республике и другую задачу – модернизацию экономики. Кстати, этот курс озвучивает практически на каждом своём совещании и президент России Дмитрий Медведев. Мало верится, что президент Дагестана согласится остаться голословным и не будет требовать от руководителей муниципалитетов исполнения поставленных руководством республики приоритетных задач. Но насколько главы районов сегодня готовы, во-первых, понять саму суть этой модернизации, а, во-вторых, грамотно её реализовать? Думается что, опираться Магомедов будет именно на тех кандидатов на пост главы МО, которые способны реализовывать новые задачи. Хотя, чтобы соблюсти пресловутую консолидацию, нужно будет учесть интересы тех глав, которые буквально пригвоздились к своим креслам.
Жаркий октябрь
10 октября в республике будут избирать девять глав муниципальных районов – Агульского, Дербентского, Акушинского, Кайтагского, Кизлярского, Новолакского, Тарумовского, Цумадинского, Чародинского и трёх городов – Махачкалы, Дербента, Дагестанских Огней. Практически во всех городах и районах республики также состоятся выборы депутатов городских и сельских представительных органов.
Однако главную политическую опасность для выдвиженцев-конкурентов на этот пост представляют не выборные противники и даже не республиканская власть, а протестная активность граждан. Ситуация в Кайтагском районе явное тому подтверждение. Напомним, в Кайтагском районе бурный протест части населения вызвало решение администрации района и депутатов райсобрания об изменении устава МО, лишившее граждан права избирать главу МО и передавшее эту функцию райсобранию.
И тут неважно, идёт ли речь о выборах главы района или небольшого села. Но насколько политическая активность населения муниципалитетов сможет побороть ресурсы (финансовые и административные) людей, стремящихся занять руководящий пост, – покажет время.
Другой раздражитель для электората – это проводимая главами МО земельная политика. Конфликты на этой почве время от времени вспыхивают в Карабудахкентском, Тарумовском и ряде других районов республики. Фактически 90 % проблем социально-экономического характера, с которыми сталкивается население Дагестана, находится в ведении местной власти. Тем временем в большинстве муниципалитетов – застой, казнокрадство, коррупция, клановая система организации власти, фальсификация выборов и ущемляющая права граждан земельная политика. Например, УФАС РД по РФ в марте 2010 года возбудило 9 дел об административном правонарушении и оштрафовало главу администрации Новолакского района Гаджи Айдиева на 300 тысяч рублей.
География выборов 2010 года в Дагестане обширная и охватывает практически всю его территорию с юга по север. Этой статьёй «ЧК» начинает серию публикаций, в которых мы постараемся ознакомить читателя с расстановкой сил на арене борьбы за пост глав муниципальных образований. И начать мы решили с Южного Дагестана.
Надёжные спины
Из-за сложившихся традиций и жизненного уклада людей юг Дагестана издавна считается зоной умеренных политических интриг, хотя выборы октября 2009 года в Дербенте показали, что и здесь может «взорваться бомба» в любую минуту, если речь идёт о явной фальсификации итогов голосования граждан.
Нынешней осенью жителям Агульского района предстоит избрать руководителя своего района. Главным оппонентом действующего главы Юрия Исмаилова называют Салиха Алиева – начальника районного отделения казначейства. Он достаточно богат, имеет большой тухум и, в случае необходимости, может рассчитывать на вышестоящее начальство в Махачкале в лице главного казначея республики Магомедгусейна Магомедова. Кстати, Агульский район едва ли не единственный в южной части, где судьбу будущего руководителя определит население путём всеобщих выборов.
В Дербентском районе очевидных перемен не предвидится. Скорее всего, местные единороссы во главе с их руководителем и действующим главойрайона Курбаном Курбановым придумают ему какую-нибудь формальную альтернативу, чтобы не нарушать федеральное законодательство, а сами выборы станут простой фикцией. Помимо этого, поддержку Курбанову может оказать и президент Азербайджана Ильхам Алиев. Главу Дербентского района и его племянника – депутата НС РД Наримана Курбанова – называют непосредственными агентами влияния в Южном Дагестане для Ильхама Алиева. Учитывая то, что азербайджанцы составляют около 20 % населения юга республики, версия, что президент Азербайджана имеет влияние на политическую жизнь Дербентского района, выглядит вполне правдоподобно. Можно предположить, что Курбанов в борьбе за пост главы района заручится поддержкой и Магомедсалама Магомедова. По крайней мере, во время рабочей поездки президента РД в Азербайджан Курбанов составлял компанию Магомедову практически во всех его встречах с руководителями соседней страны.
В Дербенте всё спокойно
Вполне прогнозируемая ситуация с исходом выборов главы города Дербента. Процедура праймериз, состоявшаяся 1 июня среди членов городской ячейки «Единой России», показала, что в партии все как один проголосовали за кандидатуру Имама Яралиева на пост мэра. Однако стоит отметить, что в стане оппозиции в Дербенте наметились и новые участники. После выхода статьи в «ЧК» «Тайны Дербентского двора» Мамед Шахбазов отказался выставлять свою кандидатуру на предстоящих 10 октября выборах на пост главы муниципального образования. Теперь по городу идут разговоры, будто на эту роль готовят Мавсума Рагимова – владельца ресторанно-гостиничного комплекса «Шахристан». Рагимов – заслуженный работник пищевой индустрии, человек, который сделал себя сам. До недавнего времени его считали человеком Мурада Гаджиева – спикера городского собрания. Насколько оправданы разговоры о предполагаемой кандидатуре Рагимова, судить пока сложно. Ведь достигший больших успехов в бизнесе и сколотивший приличный капитал собственным трудом, он вряд ли будет неоправданно рисковать, если, конечно, ему не сделают предложения, от которого он сможет отказаться.
Свою, отличительную от других городов, предвыборную специфику имеет город Дагестанские Огни.
Предварительное голосование, затеянное единороссами, кроме ожидаемых фамилий Галима Галимова и Насретдина Бабаева, определило и ряд новых, малоизвестных большинству огнинцев имён. Например, предприниматель Артур Лачинов набрал 141 голос, в то время как бывший мэр Галимов – 117, сотрудник администрации города Нариман Шахбанов – 100 голосов и начальник статуправления Дагогней Назир Ханмагомедов – 101 голос. Примечательно, что они не являются выдвиженцами каких-нибудь политических тяжеловесов. Все они молодые люди, вступившие в партию не так давно, и результаты праймериз, понятное дело, шокировали старожилов дагогнинского заксобрания. И что все три молодых человека набрали такое большое количество голосов объясняется следующим фактором. Они, видимо как наиболее предприимчивые из городских единороссов, сумели провести усиленную агитацию среди городской партийной ячейки ещё накануне процедуры праймериз. И, как только утром разрешили доступ к избирательным урнам, первые и решающие голоса были отданы за предприимчивых кандидатов. Говорит ли это о росте политического сознания у масс, которые устали от «вечного прозябания» и поэтому связывают своё будущее с молодыми, ещё не проворовавшимися политиками? Вовсе нет. Народ окончательно самоустранился и не питает иллюзий по поводу современной выборной системы, окончательно утвердившейся в России с началом миллениума.
Предстоящие октябрьские выборы в Дагогнях, скорее всего, вызовут накал страстей вокруг персон действующего главы города Магомеда Гафарова и всё того же Галима Галимова. Несомненно, политические позиции Гафарова ослабли после убийства в июне 2009 года в Махачкале министра ВД Дагестана Адильгерея Магомедтагирова. У Магомедтагирова были весьма дружеские отношения с Гафаровым ещё с тех пор, когда последний пришёл к руководству Дербентским ГОВД.
Пожалуй, из всех МО Южного Дагестана наиболее сложная ситуация в Магарамкентском районе. Там недавно назначили нового главу администрации района по контракту Фарида Ахмедова вместо убитого в июне этого года Азади Шихбабаева, который, кстати, также был назначен на этот пост после убийства в сентябре 2009 года в Махачкале Абрека Гаджиева. Глава района Мусаэфенди Велимурадов, который, кстати, правит муниципалитетом вот уже долгих 13 лет, после убийства Шихбабаева остался без серьёзной опоры. В районе говорили, что Велимурадов готовил его на «своё» место. Однако, как нам стало известно, две недели назад лидеры местной оппозиции в ультимативной форме потребовали от Велимурадова досрочно сложить с себя полномочия. Но этого до сих пор не произошло. Говорят, Велимурадова активно поддерживает ректор ДГТУ Тагир Исмаилов. При Муху Алиеве Исмаилова готовили на роль лидера Юждага, но по какой-то причине вождя из него не получилось. Основным оппонентом главы района считают Ахмада Зиядова, у которого в 1997г. Велимурадов выиграл на выборах главы муниципалитета. К нему примыкают Кудрат Ибрагимов – директор СПК «Гили ЯР» – и Ягоди Беглеров, у которого Велимурадов на выборах 2001 года вырвал победу с перевесом только в один голос.
Одноклассники
В первой декаде октября пройдут выборы и в Табасаранском районе, но не в районное собрание, а в главы сельских администраций. Интрига предстоящего единого дня голосования в районе заключается в том, что местная оппозиция выставила своих кандидатов почти на половине из 22 избирательных участков. Для Общественного антикоррупционного совета Табасаранского района (ОАКС), который ведёт многолетнюю борьбу с действующим главой района Нурмагомедом Шихмагомедовым, это возможность закрепиться на местах, чтобы в будущем участвовать в выборах в районное собрание, где у них пока всего лишь три представителя. Шихмагомедов является однокурсником Магомедсалама Магомедова, но нельзя с уверенностью сказать, что он заручится поддержкой президента. За время президентства Магомедова глава Табасарана не был приглашён ни на одно значимое мероприятие с участием главы республики. Табасаран сегодня, возможно, единственный регион в Дагестане, где создаётся внесистемная оппозиция. Члены ОАКС объединились с местными коммунистами (многие из них даже вступили в партию) и собираются идти на выборы единым фронтом.
«Если нам удастся победить хотя бы в половине муниципальных образований района, то это значит, что мы сумеем предотвратить подтасовки избирательных бюллетеней, оказания административного давления на директоров школ, на персонал ФАП и т. д. во время предстоящих выборов в районное собрание, – рассказал корреспонденту «ЧК» Казихан Курбанов, один из активных членов ОАКС. – На сегодняшний день мы выявили хищения в районе на сумму более 300 млн. рублей. Несколько миллионов через суды нам всё же удалось вернуть государству».
Программа нового президента на консолидацию общества должна охватывать не столько вопрос глав-отставников, которых нужно будет куда-то пристроить, сколько вопрос сближения населения с местной властью. Поэтому не учитывать предпочтения населения, выбирая себе в фавориты того или иного претендента на пост главы, президент не сможет.
Номер газеты
- 10 просмотров