В среду, 6 декабря, районный суд Соль-Илецка Оренбурской области приступил к рассмотрению ходатайства адвокатов экс-мэра Махачкалы Саида Амирова о его освобождении. После непродолжительного заседания суд решил перенести рассмотрение на 14 декабря. Защита осуждённого считает, что шансы на изменение условий его содержания и даже приговора высоки как никогда.
Экс-мэр Саид Амиров, осуждённый на пожизненный срок по обвинению в организации убийства следователя Арсена Гаджибекова и подготовке террористического акта, вопреки слухам последних дней о его гибели, жив и даже принял участие (посредством видеоконференции) на заседании суда 6 декабря. Правда, как сообщили наши источники, состояние его здоровья сильно ухудшилось, и он не смог долго участвовать на заседании.
Позиция адвокатов Саида Амирова остаётся неизменной: осуждённый не может находиться в заключении в принципе, поскольку у него имеется целый букет серьёзных заболеваний, которые в тюремных условиях могут привести к смерти.
Однако теперь тактика адвокатов Амирова дополнена новым содержанием. Они опираются на Постановление Правительства РФ №54 от 2004 года, в котором указан перечень заболеваний, позволяющих осуждённым не находиться за решёткой. Адвокат Владимир Постанюк убеждён, что в последние годы применить нормы этого постановления по отношению к Амирову не позволяла неверная трактовка важных пунктов документа. Теперь же, по его словам, новая редакция перечня заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, от 19 мая 2017 года должна изменить подход к этому вопросу.
Одной из причин переноса заседания на 14 декабря стало то, что тюремные врачи, под наблюдением которых находится Амиров, не успели представить суду своё заключение о состоянии его здоровья.
Примечательно, что сейчас по отношению к Амирову смягчилась позиция и государственных структур, ранее считавших, что состояние здоровья позволяет находиться в заключении, не нарушая действующее законодательство. По мнению Постанюка, Амирова до сих пор не освобождали на основании неточностей в формулировках законодательства и материалах медэкспертиз. Кроме того, адвокат подчеркнул, что заболевания Амирова – травматическое поражение грудного отдела спинного мозга, параплегия нижних конечностей – на самом деле присутствуют в перечне правительственного постановления. И этот факт, как он утверждает, признали в Минюсте РФ, Минздраве, а также ФСИН РФ.
Неожиданно в поддержку осуждённого выступило и Бюро судебных экспертиз федерального медико-биологического агентства РФ. Согласно их заключению, Саид Амиров подлежит освобождению в связи с тяжёлой болезнью. Тем не менее, считает Постанюк, не всё так просто: тюремные врачи, несмотря на ожидание защиты, не представили на заседании 6 декабря заключение, которое подтвердило бы действительный диагноз Амирова, что, в свою очередь, могло способствовать его освобождению.
Не исключено, что вопрос освобождения экс-мэра вновь будет поднят на уровне президента России, в чьей компетенции находятся вопросы помилования пожизненно осуждённых. Вполне возможно, что акцентировать внимание президента будут именно на том, что ранее не исполнялись нормы законодательства в этом вопросе.
Очень долгое противоборство адвокатов Саида Амирова с системой ФСИН, обращения в ЕСПЧ, к депутатам, сенаторам и правозащитникам, поднимавшим вопрос о здоровье экс-мэра Махачкалы на уровне президента России, наконец-то дали первые результаты: вполне может быть, что бывший махачкалинский градоначальник выйдет на свободу. Понятно, что Амиров, в силу своего статуса, возможностей и репутации, вряд ли останется без плотного контроля правоохранительных органов и спецслужб. Уверены, что его перемещение, телефонные переговоры, а также круг общения будут внимательным образом мониториться. Но, тем не менее, сам факт того, что экс-градоначальник может выйти на свободу, очень сильно напрягает часть дагестанской политической элиты и большую часть некогда влиятельных махачкалинцев, окружавших с почтительным поклоном кресло Саида Амирова.
Сомнительно, что Амиров, оказавшись на свободе, вернётся к прежней политико-экономической активности: состояние здоровья уже не то. А восстанавливать утраченные позиции в обществе и политике на одних только «морально-волевых» будет крайне сложно. Наверное, актуальным вопросом сегодня для Саида Джапаровича является постепенная передача всей полноты дел в руки наследников.
Но… старая элита, которая в своё время предала его или предпочла отвернуться в тот момент, когда Амиров в ней нуждался, боится его возвращения. Наверное, можно её успокоить: прежним Амиров уже не будет. Да, он сохранил своё влияние на жизнь Махачкалы, его люди контролируют значительные земельные наделы и недвижимость, но свобода экс-мэра вряд ли обойдётся без неофициальных договорённостей, главный тезис которых – быть тише воды, ниже травы…
В этом плане самый идеальный для всех вариант – это проживание Амирова в Москве, поближе к серьёзным медицинским центрам и докторам. Поэтому, если экс-мэра освободят, то общественность вряд ли станет свидетелем очередей из внедорожников на ул. Пархоменко, владельцы которых приедут по старой памяти справиться о здоровье Амирова и между делом намекнуть, что всегда были на его стороне и желали скорого освобождения…
Отметим, что неприятности, судя по официальным и неофициальным сообщениям, настигают и действующего мэра Махачкалы Мусу Мусаева. Бесконтрольная застройка города, массовый перевод земель из одной категории в другую, неформальный контроль наружной рекламы и общественного транспорта – эти и другие проблемы на контроле у проверяющих и правоохранительных органов. И время от времени они (как проблемы, так и лица, их фиксирующие) напоминают о себе то направлением в адрес администрации города представлений об устранении нарушений (прокуратура), то предупреждениями о необходимости прекращения действий, нарушающих закон (УФАС РФ по РД), то рапортами о выявленных нарушениях, имеющих признаки преступления (МВД, УБЭиПК, ФСБ). И если всерьёз подключится и Следственное управление СКР по РД, то…
Из последних сообщений: мэр Махачкалы Муса Мусаев и начальник столичного управления архитектуры и градостроительства Магомедрасул Гитинов стали фигурантами сводки МВД по РД (КУСП 1095/13464), в которой говорится, что оперативники УБЭиПК совместно с сотрудниками главка ФСБ по СКФО уличили их в незаконном изменении вида разрешённого использования земельного участка под многоэтажное строительство. (Подробнее об этом на 21 стр. – «ЧК».)
Отметим, что данную сводку можно считать своего рода предупреждением Мусаеву. Такой вывод можно сделать из того, что аналогичные материалы, указывающие на то, что земли в границах Махачкалы переводятся из одной категории в другую, в ходе сомнительных, с точки зрения соблюдения закона, процедур, в огромном количестве пылятся в том же УБЭиПК или прокуратуре. Видимо, на взгляд тех, кто придал деятельности мэра Махачкалы уголовно-правовой окрас, время Мусаева в этой должности подходит к концу. Вот только согласен ли с этим Мусаев? Сумеет ли он устоять, или же ему придётся потесниться?
Совершенно очевидно, что Мусаев во избежание репутационных рисков будет заменён. И, как вариант, вполне может быть, что в качестве сменщика будет рассматриваться кандидатура нынешнего врио премьер-министра Абдусамада Гамидова. Это решает сразу несколько проблем: достойная компенсация за уход с нынешней должности, сохранение национального квотирования власти, передача города в руки реального менеджера, способного управлять крупными проектами.
P. S. Отметим, что приход Владимира Васильева в качестве врио главы РД, то есть человека, не имеющего ничего общего со сложившейся в республике системой неформальных и клановых отношений, постепенно приводит к серьёзной деформации самого понятия «дагестанская политическая элита». Ранее в эту категорию входили занимающие высокие посты в руководстве Дагестана лица, так называемая номенклатурная элита. Теперь мы наблюдаем, как они отодвигаются от рычагов управления Дагестаном: «варягам» отданы кресло главы РД, руководителя АГП, прокурора РД. Уже на встрече Путина с Васильевым озвучено, что и кресло председателя Верховного суда РД не будет привязано к Дагестану, ждут внешний кадр и в МВД по РД… Дагестанской элите, как это в прошлом и прогнозировал «Черновик» в своих многочисленных публикациях, остаётся только два варианта действий: 1) занимать должности в политической системе рангом ниже; 2) уходить в бизнес.
Вход в реальную политическую элиту – в число тех, кому Кремль может доверить даже не управление регионом, а руководство какой-либо более-менее серьёзной структурой – закрыт. Ну, или стал значительно дороже…
Дагестанское политическое поле в связи с этим должно переформатироваться: те, кто управлял республикой, должны уйти на второй план, хотя бы формально незаметный для силовиков и центра, выводя вперёд новых людей – относительно молодых, имеющих хорошее образование, относительно незапятнанную репутацию и самое главное – общечеловеческие принципы. Дагестанской элите придётся выбирать: или идти путём переформатирования и прогресса, или физически вымирать на второстепенных позициях… ]§[
- 1204 просмотра