[ Проблемы роста ]

Уходящий 2006 год оказался слишком ярким и насыщенным на разного рода политические события. Чего мы только не видели за эти 12 месяцев! И резкую смену политического курса, и зачистку исполнительной власти Дагестана, и капризы отдельно взятых влиятельных политиков, и многое, многое другое. О каждом отдельном политическом событии, происшедшем в течение уходящего года, вы можете прочесть либо в своих (возможно, сохранившихся) подшивках "ЧК", либо на нашем сайте www.chernovik.net. А здесь же мы постараемся коротко рассказать вам о самых главных, ключевых событиях, серьёзно повлиявших на жизнь нашей республики. Смена формации Анализируя прошлое, можно смело сказать, что политический 2006-й год начался не в 00 часов 00 минут 1 января, а 16 февраля - в день, когда председатель Государственного совета Дагестана Магомедали Магомедов заявил о своём уходе. Заявление, сделанное им в махачкалинском аэропорту "Уйташ", поставило окончательную точку в вопросе, который беспокоил дагестанскую общественность и некоторые политические группировки практически весь предыдущий 2005 г. Среди всевозможных обсуждаемых в обществе кандидатов на роль руководителя республики (к примеру, таких, как Сайгидпаша Умаханов, Саид Амиров, Сайгидгусейн Магомедов, Сулейман Керимов и др.) кандидатура Муху Алиева, возглавлявшего в ту пору НС РД, расценивалась в качестве аутсайдера - политика, имеющего довольно призрачные шансы на победу. Однако после заявления Магомедова о своём уходе именно фамилия Алиева озвучивалась разными ньюсмейкерами в качестве нового лидера республики. После целого ряда "согласительно-показательных" процедур, на которых присутствовали полпред президента РФ в ЮФО Дмитрий Козак и представители политической общественности РД, персона Муху Алиева в качестве президента РД была утверждена вначале в "верхах" (г. Москва), а затем и на внеочередной сессии НС РД, которая прошла 20 февраля. В этот день сменилось не столько руководство, а, если так можно выразиться, целая формация, система отношений, которая сложилась на тот период в дагестанском обществе. Персона Алиева, изначально рассматриваемая как слабая и зависимая от разного рода политических элит РД, повела себя достаточно непредсказуемо и самостоятельно, что выразилось в дальнейшем в реформировании правительства и других преобразованиях…

Уход старого главы и приход нового лидера выразились в своего рода национальной рокировке: главу-даргинца сменил спикер-аварец, а на место спикера-аварца пришёл даргинец, сын Магомедали Магомедова Магомедсалам. Аналогичная рокировка, правда, не по национальному признаку, произошла и в период назначения нового председателя Правительства РД 9 марта. Прежний премьер - Атай Алиев - поменялся креслом с членом Совета Федерации от РД Шамилём Зайналовым и улетел в Москву. Это была не единственная перемена в правительстве. Его структура, как и обещал в день своего назначения президент РД, была изменена (были произведены слияния и ликвидации), а некоторые министры и вовсе лишились своих портфелей (указ об этом был подписан Алиевым 6 марта).

Отдельной строкой можно отметить, что описываемые изменения происходили на фоне борьбы разного рода кланов и элит за определённые должности и интересы. К примеру, глава г. Махачкалы Саид Амиров, который расценивался некоторыми наблюдателями в качестве вполне реального премьер-министра РД и даже нового президента РД, остался ни с чем. Даже попытки сторонников мэра Махачкалы каким-то образом повлиять на ситуацию и обратить происходящие процессы в его пользу потерпели на тот момент полное поражение… Смена отношения…

В принципе, сессию НС РД, прошедшую 9 марта, можно выделить не только как определившую нового премьер-министра РД, но и как дебют нового спикера Магомедсалама Магомедова, как своего рода маленькую революцию в стандартном дагестанском депутатском сознании. Впервые в истории современного дагестанского парламентаризма Народное Собрание РД (благодаря влиянию целого ряда факторов, в том числе и нового президента РД) отправило законопроект "О транспорте в РД" на доработку…

Наверное, начиная с этого момента парламент в течение прошедшего года (возможно, из-за влияния экс-спикера, либо влияния нового спикера, либо по каким-то иным причинам) от сессии к сессии стал превращаться из тупого механизма для автоматического голосования в площадку, где будущие законы более-менее начинают обсуждаться, где комитеты не занимаются банальным переписыванием федерального законодательства в местные проекты законов, а работают над их хоть каким-то качеством…

Конечно, ещё есть над чем работать Народному Собранию: научить некоторых депутатов говорить в микрофон, складно и ясно излагать свои гениальные мысли, говорить по существу, а не для саморекламы, и, самое главное, являться на сессии и не голосовать с двух рук (за себя и за соседа). Но, видимо, пока это обычные проблемы роста.

Ещё одно направление, в котором изменилось отношение власти, - это работа с криминальными проявлениями на уровне глав городов и районов. Правоохранительные органы, до сей поры предпочитавшие активно бороться с "ваххабитским подпольем", словно с цепи сорвались, проводя аресты и доводя до суда (что немаловажно) уголовные дела в отношении глав муниципальных образований.

Первое большое дело подобного рода - это задержание (17 января), а затем и судебный процесс в отношении главы Кизилюртовского района Абдурахмана Гаджиева, обвиняемого в покушении на главу Гергебильского района Магомеда (Махача "Большого") Магомедова. Включение этого события в разряд серьёзных политических происшествий за год обусловлено не только тем, что оба фигуранта дела являются влиятельными лицами в Кизилюртовском районе и от приговора зависит, в принципе, дальнейший расклад политических сил в регионе (называемый "Кизилюртовской пирамидой"), но и самим фактом того, что, оказывается, можно, если нужно, привлечь лицо к ответственности, невзирая на его социальный или должностной статус…

В числе других задержанных и уже осуждённых глав районов - Асан Мамаев (Ногайский район) и Нигматуллах Алиев (Лакский район). Без смены…

Одним из ярких событий уходящего года стали выборы главы г. Махачкалы (12 марта). По словам официальных властей города, народ шёл на выборы как на праздник! И это немудрено, ведь боролись между собой такие кандидаты, как глава г. Махачкалы Саид Амиров, депутат НС РД директор МУП "Махачкаласнабсбыт" Мадер Канберов, начальник Управления социальной защиты населения столицы Имагаджи Билалов и директор МУПа "Махачкалатранс" Али Абдулбеков. Трое подчинённых одного градоначальника и сам мэр показали ну просто образец самых демократичных выборов: явка избирателей составила 87,27 % от общего количества махачкалинцев, имеющих право голоса (т. е. 211345 человек). И это при том, что на избирательных участках в реальности было на несколько порядков меньше, - корреспонденты "ЧК" и другие общественные наблюдатели были свидетелями этому.

На 107 избирательных участках г. Махачкалы в воскресный день, 12 марта, уже к 14.00 (по официальным данным) проголосовало 50 % жителей города.

"ЧК" в публикациях того периода выражал сомнение в объективности и достоверности сведений об итогах голосования, но в чём у редакции "ЧК" не было никакого сомнения - так это в победителе махачкалинских "избирательных соревнований". Наши предположения подтвердились: за Саида Амирова проголосовало 96,14 % махачкалинцев, а за всех его троих конкурентов - в совокупности 2,7% горожан. Если проводить аналогии в истории и географии, то такую "любовь" к своему лидеру не проявляли даже в Северной Корее, Ираке и Туркменистане… Документы года

В номинации "Документ года", наверное, можно выделить Послание президента РД НС РД. Наиболее часто цитируемый документ был озвучен 30 марта и привёл к тому, что многие главы городов и районов, чиновники самых разных уровней в своих выступлениях, интервью и т. п. постоянно ссылались на него. Некоторые ретивые общественники даже создавали целые общественные движения по поддержке положений, озвученных в Послании. Уникальность этого документа, наверное, в том, что, в отличие от старых посланий, он достаточно реально и объективно отражал ситуацию в республике, не сглаживал и не скрывал недостатков, сложившихся в политике, экономике, жизни дагестанского общества, отношений и предлагал определённые пути решения проблем.

Среди других документов года можно выделить весеннюю переписку в СМИ троих уважаемых политиков: мэра Махачкалы Саида Амирова и двух депутатов Госдумы РФ - Александра Хинштейна и Гаджи Махачева. Взаимные обвинения (порой в жёсткой и оскорбительной форме) в разного рода преступлениях, клевете и непорядочности привели к обострению отношений не только между фигурантами конфликта, но и всполошили политическую элиту Страны гор. Многие, опасаясь чуть ли не открытых боестолкновений между вышеуказанными оппонентами, начали призывать стороны к нормальному, цивилизованному диалогу…

Следующим документом, который вызвал в обществе определённый резонанс, можно назвать "Справку Шепеля". Хоть "ЧК" и опубликовал её 1 сентября, есть мнение, что именно в результате проверок состояния правоохранительных органов республики под руководством тогда ещё зампрокурора РФ Николая Шепеля и был отправлен 17 июля в отставку прокурор РД Имам Яралиев. На смену ему 21 июля пришёл "варяг" Игорь Ткачёв. Однако это не стабилизовало криминогенную ситуацию в республике, т. к. уже 8 августа произошло сразу два покушения на высокопоставленных руководителей правоохранительной системы РД: прокурора г. Буйнакска Битара Битарова и министра МВД РД Адильгерея Магомедтагирова. Районы…

…в прошедшем году тоже проявили свою активность. Многочисленные митинги, в основном связанные либо с политическими мотивами, либо с земельными правоотношениями, прошли в Кумторкалинском, Казбековском, Докузпаринском, Табасаранском районах и Шамхал-Термене. Противостояние народа и власти, как правило местной, кое-где приносило положительный результат (к примеру, в Кумторкалинском районе под давлением населения ушёл в отставку глава района Сапиюлла Карачаев), а где-то доходили до массовых драк (Казбековский район) или кровопролития (Докузпаринский район).

Незнание законов работниками правоохранительных органов с одной стороны и своих прав населением с другой нередко приводили к стычкам на главной площади республики и заставляли обращать на себя внимание не только разного рода правозащитные организации, но и президента РД Муху Алиева.

Кроме того, наконец-то была ясно выражена политика республики в отношениях с такой "тонкой материей", как религиозное противостояние тарикатистов и салафитов. Муху Алиев, говоря об этом, начиная со своего послания к НС РД и в дальнейшем на разного рода заседаниях и пресс-конференциях, постоянно делал акцент на то, что ДУМДу необходимо прекратить борьбу с инакомыслием и заняться непосредственно воспитанием молодёжи, а правоохранительным органам необходимо бороться с терроризмом не в плане уничтожения всего живого в радиусе 100 метров от "иного", а профилактикой. Как эмоционально отметил президент РД в своём послании, "нельзя допускать, чтобы дагестанцы убивали друг друга"… По закону

В завершение года нынешнего большую сумятицу в политическую жизнь Дагестана внёс Закон РД "О выборах депутатов в НС РД". Закон, напрочь ломающий привычную картину дагестанских выборов, отменяющий одномандатные и национальные округа и заставляющий работать командой, привёл к тому, что многие политики, которые считали, что уже навсегда связали свою жизнь с "Единой Россией" или с какой-либо иной партией, стали в массовом порядке метаться от одной партийной структуры к другой. Цель - попасть в первые строки списков кандидатов в депутаты.

Само принятие данного закона активизировало разные политические силы. В первую очередь представителей "Столичного блока". Лидер данного блока Саид Амиров в противовес существующему союзу "президент Алиев - спикер Магомедов и др." стал активно формировать и влиять на партийные списки партий через их махачкалинские отделения.

Если начало года несло в себе неожиданности, связанные со сменой власти, неоднократными перестановками в правительстве, разного рода народными проявлениями в форме митингов и акций протеста, то конец года ставит нас перед аналогичной картиной: приближающиеся выборы в НС РД, назначенные на 11 марта 2007 г., грозят быть очень напряжёнными и сложными. От их результатов, без преувеличения, будет зависеть политический расклад сил в республике на ближайшее четырёхлетие, т. к. может поменяться расклад сил в парламенте, что, несомненно, может оказать влияние на законотворческий процесс и многие другие вопросы, закреплённые за парламентариями Конституцией РД. Так что много интересного нас ожидает ещё впереди… ]§[

Номер газеты