[ Право руля ]

На последней сессии Народного собрания Дагестана (27 сентября) один из самых шумных докладов зачитал председатель комитета НС по законодательству, законности и государственному строительству Магомед Амиров. Он озвучил проект закона «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств». В принципе, данный законопроект, в правовом смысле этого слова, уже давно и чётко исполняется в других регионах страны, но не в Дагестане…

По сути дагестанские депутаты пришли на выкорчёванное поле. Проснулись, опомнились, так сказать… Однако мы, чтобы не туманить взор читателя, попытаемся коротко разъяснить следующее. В новой транскрипции законопроект должен в разы облегчить взаимоотношения государства с участниками дорожного движения. Но у нас под этим подразумевается только одно – общение сотрудников ГИБДД и водителей. Ну кому из вас (автовладельцев) не знакома эта тема? Предполагается, что с принятием и одобрением документа дагестанские водители будут платить не только за время пребывания своих авто на штрафстоянке, но и первые сутки пребывания транспорта в «неволе», а также его доставку до места назначения.

 

О нарушениях. Повальных

Так уж получается, что львиная доля возмущённых действиями гаишников автовладельцев приходится на Махачкалу. Месяц назад 54 человека обратились в республиканскую прокуратуру с жалобой на неправомерные действия сотрудников ОБ ДПС ГИБДД УВД Махачкалы, которые, по их утверждению, не отпускают автомобили после устранения причины задержания. Заур Агаев – водитель, четыре дня как лишился своего железного коня: «В последнее время стало вообще нереально получить свою машину, даже если соберёшь необходимые документы. В тот же день как мою машину увезли на штрафстоянку я привёз в ГАИ забытую дома доверенность. Но мне говорят, что нужно дождаться своей очереди. Уже четыре дня жду, а очереди тут вообще нет. Полный беспредел!». После проверки прокуратура вынесла в адрес начальника УВД Махачкалы Али Ахмедова представление об устранении нарушений закона с постановкой вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. В случае несогласия последний имел право обжаловать данное решение. Но ничего подобного не последовало: движение автотранспорта в Махачкале продолжается, как не прекратился поток «приор», «мерсов» и хетчбэков на столичную штрафстоянку.

Речь в данном случае идёт о специализированной автостоянке ООО «Махачкала-Терминал», что возле ЦУМа. В народе этот автонакопитель именуется не иначе как амировский. В этом пятиэтажном здании – три отведены под штрафстоянку. Каждый этаж вмещает по 70 автомобилей, 210 в общей сложности. По простым арифметическим расчётам (600 х 210 х 365) в год только эта стоянка приносит почти 46 млн рублей прибыли. В чей карман – другой разговор.

В законе вообще нет такого термина как «штрафстоянка». Задержание автомобиля и постановка его на специализированную стоянку – это не НАКАЗАНИЕ. Это мера обеспечения производства по административным или уголовным делам.

 Поверьте, нет и не было ни одного региона, ни одного города в стране, где первые сутки пребывания автомобиля на штрафной стоянке были бы платные. Кроме Махачкалы. Эта сумма у нас составляла 50 рублей. Каждые последующие уже обходятся в 600 рублей.

Интересна и процедура задержания автомобилей в нашем городе. Представьте картину: водитель выпил за рулём, припарковался в неположенном месте и так далее. Как только сей факт устанавливается и фиксируется, сотрудник ДПС, согласно ст. 24.5 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), обязан оформить протокол и вызвать автоэвакуатор. На нём и предполагается доставка машины к месту назначения. Но это если по закону. При этом ваш автомобиль не принадлежит вам только до того, как вы устраните причины задержания. Другими словами, тут же поехали на такси и привезли забытый дома документ – так смело садитесь за руль и уезжайте.

 

Не попадись в Уик-энд

Самое остервенелое наполнение двух махачкалинских штрафстоянок (вторая – в Редукторном посёлке), как правило, происходит с четверга до пятницы. Пустующая городская штрафстоянка сильно, видимо, раздражает и администрацию столицы. По словам другого нашего собеседника, из высоких кабинетов мэрии спускается устная, но предельны ясная просьба (приказ) Али Ахмедову. Не выполнить приказ городового подчинённые не в силах – семейный бюджет в противном случае под серьёзной угрозой… Дело в том, что в выходные дни вернуть своё авто практически нереально. Хотя для этого требуется только наличие ответственного дежурного отдела ГИБДД УВД столицы. Причём такой сотрудник по закону должен обслуживать водителей и в нерабочие дни. Но только не в Махачкале, как показывает практика. Выходит, что арестовать вашу машину могут в любой день и в любое время суток, а как отпустить – извольте. Вот такие нравы… Искать сотрудника в уик-энд, чтобы получить разрешение на выдачу авто, – пустая трата времени. 

Ещё раз о том, как вернуть своё авто.

Казалось бы, что может быть тривиальнее этой процедуры? Но на практике получение разрешения превращается в круги автолюбительского ада. В первый же день, когда владельцы приходят в ГАИ, они подходят к вожделенному окошку (30 Х 50 см), где выдаются пропуска. Абсолютное беззаконие начинается тут же, у окошка. То есть людям говорят, что необходимо уплатить все накопившиеся штрафы (об этом ниже). А потом, любезные, получите свой желанный клочок бумажки. Уплата штрафа никаким образом не связана с получением пропуска на выдачу авто. Пытаться маневрировать, истерить и кричать о творящемся безобразии бесполезно. А если надумаете жаловаться в соответствующие органы, это отнимет у вас как минимум полмесяца.

Ещё одним нововведением махачкалинских штрафстоянок являются судебные приставы. Вернее, в одном из кабинетов городского управления ГИБДД незадачливого водителя обязательно встречает судисполнитель, который загрузит его и без того перегруженную голову. Секрет прост. Хочешь вернуть авто – уплати не только прежние штрафы, но и налоги (транспортный, земельный и т. д.).

«Это не наша инициатива, а указ министра ужесточить наказание за нарушения. Парковку на тротуарах и так далее…» – нехотя отвечают нам с того самого окошка на вопрос, почему водитель не может забрать своё авто сразу после устранения причин задержания.

 – Какой именно указ?

 – Моё дело – исполнять, больше ничего не знаю.

 – А как вас зовут, представьтесь, пожалуйста.

 – Лейтенант…

Под указанием министра лейтенант, как мы думаем, подразумевает протокол оперативного совещания двухгодичной давности, на котором было решено предложить Правительству РД ужесточить наказания за парковку на тротуарах, запретить вождение по доверенности, сделанной в простой письменной форме (ст. 185 Гражданского кодекса РФ). Помимо этого, тогда предписывалось жёстко наказывать и за тонированные стёкла. А поскольку не затемнять стёкла своего железного коня в Дагестане считается (считалось до недавнего времени) дурным тоном, то, следовательно, эксцессов на дорогах и, как следствие, количество загоняемого на спецстоянки транспорта резко возросло. Тем, кто стоит на большой дороге в форме сотрудников ДПС, пришли на подмогу бойцы специальной огневой группы столичного УВД, которые не любят церемониться с автолюбителями. Немало почек водителей отбито на столичных улицах посредством тяжёлых рук этих ребят. Но это уже другая история. (К этой в буквальном смысле больной теме мы ещё вернёмся в публикациях).  

Мы пообщались с сотрудником ГИБДД, работающим именно на этой «жирной» точке, у амировской стоянки. Редакция не хочет, чтобы по её «вине» человек как минимум потерял работу и, следуя его просьбе, не называет имя собеседника: «Я просто еду туда, куда мне прикажут. Но уже на месте узнаю, что у меня, оказывается, есть план, который я должен выполнить за смену. Я должен каждые сутки отогнать три или четыре автомобиля на штрафстоянку. Как я это сделаю, никого не волнует. В противном случае меня уволят с работы. А ещё говорят, что сотрудников убивают». 

 

 

Номер газеты