Правительство Зазеркалья

После того как депутаты Народного собрания Дагестана 8 сентября избрали президента и тогда же определились с председателем правительства, в Белом доме решили по-новому взглянуть на персональный состав руководства республики. Рамазан Абдулатипов 13 и 17 сентября подписал несколько указов, которые немного подкорректировали ориентиры дагестанской власти. Изменения коснулись не только правительства Дагестана, но и администрации президента и правительства.

За последние девять месяцев это уже третье переформатирование исполнительной ветви власти. Первое произошло в феврале, второе – в конце июля. И каждый раз исполнительная власть слышит от Рамазана Абдулатипова призыв поспевать за ним, проводить изменения в тех направлениях, за которые ответственна. На этот раз за новым лидером не успели четыре министра. Новые министры должны будут этот недочёт исправить, руководствуясь, видимо, принципом, заимствованным Абдулатиповым у Алисы из Зазеркалья: нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее. То есть, чтобы держаться на плаву, надо «бежать» – эффективно работать. А чтобы развивать Дагестан, «бежать» в два раза быстрее, показывая чудеса менеджмента.

 

Ребрендинг

 

Однако, как показывает персональный состав новых назначенцев, руководство Дагестана всё ещё находится в поиске той комбинации министерств и ведомств, которая покажет качественно иную отдачу, чем их предшественники…

В целом, судя по обнародованным указам президента РД, структура дагестанского правительства сохранилась. Первым вице-премьером остался Анатолий Карибов. В статусе обычных вице-премьеров ходят Рамазан Джафаров, Абусупьян Хархаров, Магомедгусен Насрутдинов, Шарип Шарипов и Александр Ермошкин. Последний совмещает вице-премьерство с должностью руководителя постпредства РД при президенте России. До сих пор не ясна судьба Александра Харченко. Относительно недавно он был назначен вице-премьером с функциями взаимодействия с территориальными органами федеральной власти.

Количество министерств осталось неизменным – 18, но у некоторых из них поменялись названия. Так, Министерство строительства и ЖКХ РД стало Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ РД, а Минторговли и внешнеэкономической деятельности стало Министерством торговли и инвестиций РД. Министерство экономики теперь отвечает и за территориальное развитие (теперь оно Министерство экономики и территориального развития РД), а Министерство транспорта стало ответственно и за дорожное хозяйство (Министерство транспорта и дорожного хозяйства).

«Ребрендинг» коснулся не только названий дагестанских министерств. В четырёх из них сменилось руководство. Министерство печати и информации РД возглавил Азнаур Аджиев, министром сельского хозяйства и продовольствия РД стал Баттал Батталов, министром строительства, архитектуры и ЖКХ РД – Муса Мусаев, а министром образования и науки РД – Шахабас Шахов.

 

Челночный бег

 

Кстати, Шахов буквально за три-четыре дня успел побить все дагестанские политические рекорды! 13 сентября его Указом президента назначают госсекретарём Дагестана, освободив от должности руководителя администрации президента и правительства. (По мнению Абдулатипова, с работой главы его администрации лучше всех справится «самый честный человек» (цитата президента РД) – Рамазан Алиев. Уже бывший начальник Контрольно-финансового управления Президента РД Алиев является уроженцем Тляратинского района и, по некоторым сведениям, родственник главы республики.) На четвёртый день (17 сентября) одним Указом Шахова освобождают от должности Госсекретаря, а другим – назначают министром образования и науки Дагестана.

С чем связано такое перемещение Шахова, сказать сложно. Можно лишь предположить, что Абдулатипова не совсем устроила работа Шахабаса Курамагомедовича в качестве руководителя администрации президента и правительства. Видимо, экс-ректору ДГПУ было трудно контролировать бумагооборот (деловые письма, согласование проектов указов и распоряжений и пр.), распределение средств, выделенных на хозяйственную и организационную деятельность президента и правительства, а также на ремонт и строительство объектов, необходимых для осуществления властных полномочий. Поэтому президент РД, как предполагается, решил переместить Шахова хоть и на «громкую» должность (госсекретарь фактически является вице-президентом), но без рычагов влияния и контроля отраслевого бюджета.

Почему Рамазан Абдулатипов решил переиграть ситуацию, неизвестно. Не исключено, что назначение Шахова министром образования и науки могло быть проведено в память о доброй дружбе и по просьбе близкого окружения президента РД. (Говорят, Шахов давно хотел возглавить это министерство. К сведению, образовательная деятельность в расходной части бюджета РД уже несколько лет занимает первую строчку.) К выводу о лоббировании интересов Шахова можно прийти по той причине, что объективных причин снимать с должности недавно назначенного министром образования Артура Далгатова не было. Далгатов с момента своего прихода в министерство чётко обозначил текущие проблемные точки (ими на тот период оказались вопросы с проведением и результатами ЕГЭ) и стал методично их решать. Одним из последних требований Далгатова к муниципальным управлениям образования было ставить препятствия для «ЕГЭ-туризма» путём ограничения необоснованного (де-факто фиктивного) перевода выпускников школ из одних городов и районов в другие.

Шахов уже вступил в должность и теперь должен будет доказать обществу, что проблемы школьного образования решаемы и нас ждёт полноценная реализация одного из направлений приоритетных проектов президента РД «Просвещённый Дагестан». Кроме этого, ему будет необходимо решить вопросы взаимодействия Минобра с подчинённым ему Дагестанским институтом повышения квалификации педагогических кадров (ДИПКПК). Этот институт возглавляет его родной брат – Шахрудин Шахов. Думается, во избежание обвинений о возможном конфликте интересов или семейственности в отрасли Шахрудин Шахов будет переведён на должность первого зама директора ДИПКПК, а на должность директора будет назначен исполнительный и проверенный товарищ…

В качестве одной из версий перестановок в правительстве называют желание властей соблюсти национальный паритет. Так как министром образования и науки вместо кумыка Далгатова стал аварец Шахов, то вполне логичной выглядит смена аварца Рашида Байтемирова, возглавлявшего Министерство сельского хозяйства и продовольствия РД, на кумыка, депутата НС РД Баттала Батталова. (Отметим, что его как возможного «теневого» министра сельского хозяйства «Черновик» обозначил в №32 от 23 августа 2013 г.)

Байтемиров, прощаясь с коллективом, признался, что не поспевал за активностью президента, и пожелал удачи новому министру. Отметим, что Батталов являлся не только старейшим депутатом НС РД (избирался в трёх созывах), но и руководил опытной станцией в Буйнакском районе. По образованию зооинженер и финансист. Является кандидатом экономических наук, заслуженным работником сельского хозяйства РФ.

Другой национальный размен произошёл по линии информационной политики. Министром печати и информации РД стал экс-руководитель РГВК «Дагестан» Азнаур Аджиев (кумык). Освободившееся место занял кумык Умаросман Гаджиев. О том, что Гаджиев на грани освобождения от министерских функций, говорили давно. Абдулатипов неоднократно давал ему шанс, но, видимо, он не был использован. В самом Мининформе тоже ожидаются перемены на уровне заместителей. Скорее всего, не сработавшись с нединамичной пресс-службой главы РД, уйдут замминистры Зубайру Зубайруев и Расул Хайбулаев.

Так или иначе, эта рокировка воспринимается в профессиональных кругах позитивно. Ожидается, что Аджиев сможет предложить Дагестану новое видение эффективной информационной политики.

Правительство как пандур. Как натянешь струны, так и запоет. Главное – не перетянуть...

 

Укрепление групп

 

Появление в составе правительства Баттала Батталова, а также назначения министром строительства, архитектуры и ЖКХ РД Мусы Мусаева и начальником Контрольно-финансового управления президента Дагестана Аммая Курбанова заставили говорить об усилении во властных структурах групп влияния спикера НС РД Хизри Шихсаидова и премьер-министра РД Абдусамада Гамидова.

Если Батталова воспринимают как политика, попавшего в орбиту влияния Шихсаидова, то Мусаева и Аммаева (его – в наименьшей степени) – как людей Гамидова. Мусаев пришёл в министерство строительства, архитектуры и ЖКХ из Минфина, где возглавлял управление финансово-бюджетного контроля и надзора. В биографии министра и работа начальником валютно-экономического отдела КБ «Эльбин» (1993–1999 гг.), и работа в должности первого замначальника финансового управления администрации Махачкалы, и руководство филиалом Медицинской акционерной компании ЗАО «Макс-М».

Курбанов тоже «выпускник» Минфина. Он был первым замом руководителя КРУ Минфина РФ в РД (1998–2005 гг.), советником министра финансов Дагестана (2006–2008 гг.), а с 2010 г. по настоящее время занимал должность замначальника КФУ Президента РД.

Экс-министр строительства и ЖКХ Сейфулах Исаков благодаря вакансии, созданной переходом Батталова в Минсельхоз, словно бумеранг вернётся в Народное собрание. Всё это время он, работая министром, продолжал быть депутатом НС РД. В парламенте он значился как находящийся в отпуске и вовремя приходил за зарплатой вице-спикера. Возвращение Исакова, по слухам, разрушит ожидание депутата НС РД от «Патриотов России» Эдуарда Хидирова занять место вице-спикера. Хотя трудности в банковской отрасли всё равно бы не позволили ему полноценно руководить законотворческой деятельностью…

Отметим, что НС РД в ближайшее время должен рассмотреть вопрос о руководителе Счётной палаты РД и её аудиторах. Ещё одна должность – госсекретаря Дагестана – после ухода Такибат Махмудовой, а затем и Шахова является вакантной. Не исключено, что её снова может занять Махмудова или, если уговорят, заместитель Постпреда Дагестана при Президенте РФ Изумруд Мугутдинова (супруга судьи Конституционного суда РФ Гадиса Гаджиева).

 

Комитетчики

 

На момент выхода «Черновика» в двух министерствах ещё не были назначены министры: по управлению государственным имуществом РД и транспорта и дорожного хозяйства РД. Также под вопросом, произойдут ли изменения в руководстве комитетов. С учётом того, что в структуре правительства появилось два новых комитета, комитет по государственным закупкам и комитет по рыбному хозяйству (ему переданы функции Минсельхоза в этой части), а ещё один – Комитет по виноградарству и регулированию алкогольного рынка республики – преобразован в Управление по виноградарству и виноделию (Дагвино) при Минсельхозе, вопрос становится актуальным. Ведь каждая новая должность – это, как правило, новый политический союз, заключённый во имя устойчивости действующего руководства… 

Номер газеты