[ правая колонка ]

[Это наша земля!?] Как вы думаете, может ли кумык родом из Карабудахкента купить себе домик в центре Гуниба или, например, Цуриба и жить себе спокойно и в достатке? Или, наоборот, может ли чародинский аварец приобрести жильё в верхней части с. Тарки? Боюсь, что нет, хотя по закону это вполне возможно.

Попытки определить национальную принадлежность земли очень часто приводят к конфликтам, причём к самым страшным и самым незатухающим из них – национальным. Как обычно, когда конфликтуют нации, даже самые здравомыслящие и культурные их представители, так или иначе вовлечённые в эти конфликты, зачастую теряют разум и превращаются в озверелую, не признающую каких-либо аргументов толпу. И если вдобавок вопрос касается земли, то...

А ведь по существующим у нас в стране законам земля может принадлежать только определённым субъектам права. Среди них наций и национальностей нет и быть не может. Когда бандит, состоящий на службе в батальоне ГРУ Минобороны России, угрожая автоматом гражданам той же России, говорит: «Убирайтесь отсюда, это наша земля», – это он говорит о части территории государства под названием Россия. Причём неважно, кто по национальности этот бандит, и какой национальности те, кому он угрожает. Важно то, что законом здесь не пахнет вовсе.

Что делать с людьми, чьи дома сожгли и кому пришлось покинуть своё место жительства перед угрозой своей смерти и перед фактом страшной смерти 11 своих сельчан? Мне лично кажется, что государство, которое допустило на своей подведомственной территории то, что случилось в ст. Бороздиновская, государство, которое финансирует и командует тем самым батальоном, и обязано компенсировать деньгами стоимость разрушенных домов, разрушенных семей, судеб и привычного уклада жизни людей, покинувших её.

Предлагаю правительству Чечни выкупить дома у аварцев из Бороздиновской и предложить их тем чеченцам-беженцам, которые ютятся в палаточных городках в Ингушетии, и тем самым способствовать возврату чеченцев на родную землю и обеспечению их жильём. Я надеюсь, что когда у тех, кто покинул Бороздиновскую, окажутся на руках государственные денежные знаки, к ним более внимательно отнесутся те, у кого они просят право получить землю для строительства дома и право жить как все.

Но боюсь, что реальных денег правительство Чечни не даст потому, что гораздо выгодней на эти деньги строить дома. Процентов 25-30 из них останутся в кармане чеченских чиновников. Боюсь, что реальной земли для беженцев не выделит и дагестанское правительство потому, что её гораздо выгодней продать и желательно со своим интересом. Именно для удовлетворения этих интересов и существуют понятия «аварская земля», «чеченская земля» и т. д. А на самом деле она должна принадлежать гражданам России. Но, к большому сожалению, у нас в России нет граждан. И именно поэтому нет закона. А раз нет закона, тогда это не наша с вами земля. ]§[

Номер газеты